Музыкальный материал к теме «Музыкальный язык»

1. П. Чайковский. Балет «Спящая красавица». Интродукция: тема феи Карабос, тема феи Сирени (диск 1).

2. Е. Крылатов. Песня «Крылатые качели» (диск 1).

3. В. Гаврилин. Песня «Мама» (диск 1).

4. Н. Римский – Корсаков. Опера «Садко». Тема превращения лебедушек в красных девиц (диск 1).

5. И. Бах. Прелюдия до мажор, 1 том «Хорошо темперированного клавира» (диск 1).

6. С. Прокофьев. «Паника» (диск 1).

7. М. Равель. «Болеро» (диск 1, пластинка).

8. Г. Свиридов. «Весна и осень» (диск 1).

9. М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Быдло» (диск 8, пластинка).

10. П. Чайковский. «Детский альбом». «Песня жаворонка» (диск 7).

11. И. Бах. Двухголосные инвенции на выбор преподавателя (пластинка).

Тема №3. Музыкальные тембры.

Все вы, наверное, любите рисовать яркими красками. Рисунки получаются праздничными, нарядными. А если картину захочет «нарисовать» композитор, он возьмет звучащие краски- тембры. Слушая музыку, мы постоянно обращаем внимание на выразительность тембров отдельных инструментов, групп оркестра. Ведь тембр – это неповторимая окраска звучания. Каждый музыкальный инструмент имеет своеобразный голос. Более ста разноголосых инструментов объединяет самый богатый и разнообразный по тембрам симфонический оркестр.

 

Группы симфонического оркестра.

· Струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) с амая многочисленная, располагается на сцене концертного зала ближе всех к центру (дирижеру) и к зрителям. Струнная группа – основа оркестра. Все струнные инструменты принадлежат к одному семейству. Несмотря на различия в размерах, диапазоне звучания, они близки по форме, по тембрам. Все они, от скрипки до контрабаса, имеют смычки (смычок соприкасается со струной, и благодаря этому рождается звук), и поэтому вся группа называется струнно – смычковой.

Тембр скрипки – нежный, поющий, альта – несколько приглушенный, виолончели – бархатный, благородный, контрабаса – низкий, гудящий.

 

· Группа деревянных духовых инструментов (флейты, гобои, кларнеты, фаготы). Эта группа инструментов невелика, располагается за струнными, напротив дирижера. Тембры деревянных духовых инструментов не так схожи между собой, как тембры струнных. Поэтому в оркестровых произведениях они нередко используются как солирующие инструменты, а не только как самостоятельно звучащая группа. Название «духовые» точно определяет способ игры. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них музыкантами, и клапанам, с помощью которых меняется высота звука.

Тембр флейты – прозрачный, холодноватый, гобоя – насыщенный, теплый, кларнета – многокрасочен, фагота – красивый, чуть хрипловатый.

 

· Группа медных духовых инструментов (валторны, трубы, тромбоны, туба). Эта группа располагается за струнными и деревянными духовыми инструментами. В каждом медном инструменте струя воздуха, пройдя извилистый путь, выходит из раструба сильным, ровным звуком. Тембры этой группы яркие, блестящие. Они звучат и в героической, праздничной музыке, и в трагической. Особо надо отметить, что валторны могут звучать и по – иному: мягко, певуче. Слово «валторна» означает «лесной рог». Поэтому ее тембр часто звучит в пасторальной музыке.

 

· Группа ударных инструментов (большой и малый барабаны, литавры). Эта группа инструментов располагается за деревянными и медными духовыми, часто слева от них. Количество инструментов этой группы может быть довольно внушительным. Задача ударной группы – усилить выразительность и разнообразие ритма. Отсюда необычное деление инструментов этой группы на ударные шумовые и ударные с определенной высотой звучания.

Шумовые инструменты: большой и малый барабаны, тарелки, треугольник и множество других (кастаньеты, трещотки, маракасы, бруски, бич, тамтам) – не имеют точной высоты звучания и поэтому не могут сыграть мелодию. Зато им доступны сложнейшие ритмические партии, которые записываются на одной нотной линейке – «нитке».

Другие инструменты ударной группы имеют точную высоту звучания. Это литавры (их в оркестре обычно до четырех). Кроме литавр, в группе могут быть колокола, колокольчики, ксилофон, челеста.

В оркестр могут быть включены рояль и арфа, которые украшают звучание симфонического оркестра.

Когда в оркестре звучат сразу все инструменты, то такое полное звучание называется tutti, что значит «все».

Чтобы все инструменты оркестра звучали слаженно и гармонично, на пульте перед дирижером лежит партитура – полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов. Партии инструментов каждой группы записываются одна за другой, начиная с самого высокого по звучанию инструмента и заканчивая самым низким.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: