1. Как звали брата Лели? (Минька)
2. В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)
3. Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)
4. Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)
5. Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?
- Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов) (слайд 6)
- Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/
- Молодцы!
- Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание. (слайд 7)
«Ачадаз анидеф» («Федина задача»)
|
| IV. Изучение нового материала
- Творчество Н.Н. Носова.
- А что вы знаете про Н.Н. Носова?/Дети рассказывают подготовленные дома отрывки из биографии Н.Н.Носова, учитель дополняет/
Выступления заранее подготовленных учеников: (сайды 7 -
-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. (слайд 7)
Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.
Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.
Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».
Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.
Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».
В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.
Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.
Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.
2. Чтение и анализ текста.
Настр.185 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача", который написан в жанре мягкой сатиры, т.е. в нем есть элементы и юмора и сатиры.
Словарная работа:
Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте:
задачник - учебник
отрегулировал - настроил
репродуктор - радиоприемник
рокочущий бас - громкий грубый голос
чурбан - глупый человек
кафтан - удлиненный пиджак
"блохе кафтан" - на Руси был такой известный мастер, который сумел подковать блоху (Левша)
(Вы станете старше и обязательно прочитаете о Левше рассказ Н.Носова "Левша")
Титулярный советник - чиновник, растолковал - объяснил.
Чтение текста: 3 - подготовленные учениками.
а) 1 часть - стр.185 - 1 ученик:
Вопросы:
- Каким вам представляется Федя Рыбкин? (самостоятельный, усидчивый, решил уроки сделать сам)
- Как вы думаете, почему он включил радиоприемник? (Чтобы было веселей).
б) - Вы представили его себе самостоятельным? Хорошо!
- Попробуйте прочитать стр.186 самостоятельно (шепотом)
(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)
Вопросы:
- О чем вы прочитали на этой странице? (не поняли)
- Вот и Федя не понял задачу, которую читал, потому что слушал песню. Как сказал Федя "плохая песня". "Плохая музыка" отвлекала и вас.
- А теперь нравится вам Федя? Почему? (рассеянный)
в) стр.187 - 2 ученик.
- Продолжим чтение, не отвлекаясь на посторонние звуки, т.к. мы помогаем Федору разобраться с задачей.
- Условие своей задачи начал читать Федор. О чем была домашняя задача Фёдора? (про машину, рожь, муку).
- А эта задача? (про одеяла и простыни)
г) стр.188 - 3 ученик.
- Давайте продолжим чтение и посмотрим - смог ли Фёдор решить задачу?
Вопросы:
- Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)
- Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?
- А с вами этого не случалось?
-Почему Федя не мог решить задачу?
-Как вы поняли?
- Почему рассказ называется «Федина задача»?
-Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?
-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?
е) Словесное рисование:
-Представьте встречу Юры и Феди.
|
|
|
Физминутка
Представьте себя героями рассказов Н. Носова. Отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.
Ого…(Огородники) - копаем землю. (Огородники)
Огу…(Огурцы)- убегаем от сторожа. (Огурцы)
Миш … (Мишкина каша) - варим кашу. (Мишкина каша)
Жив … - кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)
Зап…(Заплатка) - пришиваем заплатку. (Заплатка)
|
|
|
2. Чтение и анализ пословиц.
Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и как подходят к нашему тексту./Вывешивается таблица с пословицами. Сначала читает один учащийся, затем хором/
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Ум хорошо, а два лучше.
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
3. Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.
Почему Федя не мог решить задачу?
Выборочное чтение:
а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.
б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.
- Есть ли у нас в классе такие Феди?
- Как правильно нужно выполнять домашнее задание?
- Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./
|
|
|
VI. Итог:
- Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)
- Вот мы и пришли к ответу на вопрос "Зачем нужна сатира?"
Попробуйте ответить. (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)
- Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.
- Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.
Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.
(Самооценка учащимися)
|
|
|
Рефлексия
- Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?
- Над чем задумались?
- Раскрасьте свой шарик в цвет своего настроения.
|
|
|
VII. Домашнее задание - творческое.
- Перечитать рассказ «Федина задача»
- Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
|
|
|
Выступления заранее подготовленных учеников:
-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.
Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.
Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.
Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».
Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.
Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».
В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.
Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.
Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.