Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе

Географическое представление — это воспроизведение в сознании ученика образа географического объекта. Однако географическое представление передает только внешний облик его, полученный с помощью наглядных средств, сравнения с известным, путем непосредственных наблюдений. Представление о предмете или явлении можно иметь, не зная о них существенного, основного.

Поэтому основной дидактической задачей учителя географии является формирование у учащихся на основе представлений географических понятий о свойствах географических объектов, о связи между ними и явлениями с выделением самого главного в изучаемом и суждений, которыми эти понятия приводятся в систему.

География во вспомогательной школе, как и в массовой, исследует все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии, что особенно важно для развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся.

Практические работы, выполняемые учениками в процессе изучения географии, преследуют две основные цели: дать учащимся необходимые практические навыки и выработать у них умение использовать эти навыки в других видах деятельности.

Изучение географии предполагает и занятия общественно полезным трудом (участие в озеленении, охрана птиц и др.), и связь с трудовым обучением (изготовление наглядных пособий, ремонт учебного оборудования, оформление краеведческого уголка, работа на географической площадке и т. д.).

Одной из задач учителя географии является систематическое проведение словарной работы. Обогащая словарь учащихся, мы развиваем их мышление и речь. Известно, что речевое развитие детей-олигофренов, как правило, задерживается. Кроме того, умственно отсталые дети часто бывают замкнутыми, проявляют негативизм. Поэтому педагог должен учитывать все компоненты речевой деятельности, над формированием которых он работает, а также трудности и отклонения в интеллектуальном и речевом развитии школьников-дебилов. Возбудить у учащихся интерес к предмету — также важная задача учителя географии. Интерес можно развить на правильно продуманных уроках, практических работах, экскурсиях, постановкой опытов, умелым использованием учебных фильмов.

В задачу учителя географии входит осуществление преемственности в обучении учащихся младших и старших классов, а также осуществление межпредметных связей географии с рисованием (работы в тетради), с русским языком (словарная работа, упражнения, включающие географические термины), с арифметикой (вычисления масштабов, измерения, решения задач с географической тематикой) и обязательно с историей и естествознанием, с которыми география имеет много смежных, взаимодополняющих тем.

Как самостоятельный предмет география изучается с V класса. В I—IV классах учащиеся получают некоторые географические знания на предметных уроках и экскурсиях.

Учебная программа по географии для вспомогательной школы построена таким образом, что начальное знакомство с поверхностью Земли через ближайшее окружение и с помощью наглядных пособий заканчивается переходом к изучению ее изображения на глобусе, а затем на карте.

Программой предусмотрена повторяемость материала в разных формах и объеме. Ряд тем усложняется и расширяется от V к VIII классу. Больше половины всех занятий в курсе географии во вспомогательной школе отводится на изучение Россия.

В V классе приводятся в систему первоначальные сведения, представления и понятия, полученные учениками в младших классах на предметных уроках.

Тема «Ориентирование на местности» способствует формированию у умственно отсталых детей пространственных представлений и навыков ориентировки, необходимых в жизни, а также подготавливает переход к изучению темы «План местности» и к работе с географической картой.

Большое значение для умственно отсталых детей имеет также изучение темы «Формы поверхности Земли и вода». Учащиеся, знакомятся с простыми формами рельефа на экскурсиях и с помощью картин, учебных фильмов и других наглядных пособий, а также получают представления, понятия об океанах и морях, горных хребтах и реках, озерах, каналах, гидроэлектростанциях (без использования карты).

Переход от изучения рельефа своей местности к составлению плана, а затем к чтению географической карты очень труден для умственно отсталых учащихся. В связи с этим тема «План и карта» требует особой подготовки и внимания учителя. План участка (для начального ознакомления с принципом построения плана местности) должен быть предельно простым, с небольшим количеством изображаемых объектов. В этом же разделе ученикам дается понятие о масштабе, которое формируется на базе прочных измерительных навыков.

Чтение физической карты по условным цветам также часто затрудняет умственно отсталых детей, поэтому здесь требуется большое внимание учителя и применение им разнообразных приемов закрепления знаний учащихся.

При изучении темы «Земной шар» учащиеся знакомятся с глобусом — моделью земного шара, с расположением частей света и океанов, с географическим положением нашей страны на глобусе и карте полушарий, читают статьи о кругосветных путешествиях Магеллана и Крузенштерна, обозначая их путь на карте, получают элементарное представление о причинах смены дня и ночи.

Тема «Тепловые пояса на земном шаре» связывает предыдущую тему с темой «Картины природы и жизни населения на земном шаре». Дети получают элементарные сведения и представления о тропических лесах и пустынях, о жизни населения в жарких, холодных и умеренных странах.

Тема «Карта нашей Родины» подготавливает учащихся к изучению географии Россия в VI классе.

Курс VI класса полностью посвящен географии России; знакомству с границами страны и пограничными государствами, с природой и трудом советских людей по зонам (полярная зона, тундра, лесная полоса, степи, пустыни, области высоких гор и субтропики).

В оборудование этих уроков входит физическая и политическая карты Россия, картины природы и труда, диапозитивы или кинофильмы по изучаемой республике, контурные карты. На контурных картах учащиеся наносят границы, названия столиц республик, крупных городов, помечают условными знаками важнейшие месторождения полезных ископаемых. Особое внимание уделяется разнообразию занятий населения, значению трудовой деятельности человека, дружбе, взаимопомощи, единству целей народов России.

В процессе изучения всего курса привлекается краеведческий материал, прививается любовь к природе.

Курс VII класса содержит краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Учащиеся получают элементарные понятия о звездах и планетах, знакомятся с доказательствами шарообразности Земли, с ее движением. Ученикам объясняют причины затмения Солнца и Луны, сообщают простейшие сведения об искусственных спутниках Земли и ракетах, о полетах советских людей в космос. Ученики читают статьи об извержениях вулканов, землетрясениях, ураганах, наводнениях и других стихийных бедствиях, знакомятся с возможными мерами борьбы с ними.

Заканчивается курс географии во вспомогательной школе обзором частей света и важнейших государств, а также повторением и обобщением знаний учащихся о территории России.

Учебная программа по географии для вспомогательной школы включает конкретные названия географических объектов для изучения в курсе каждого класса, а также предлагает примерное количество часов на прохождение той или иной темы. Кроме того, в ней приводится перечень основных практических работ, которые необходимо выполнить умственно отсталым ученикам. Объяснительная записка к программе указывает на важность этих работ для обучения детей умению оперировать.полученными знаниями. Учебная программа по географии, как и объяснительная записка к ней, должна быть тщательно изучена учителем географии и служить основным руководством в процессе обучения учащихся.

Курс элементарной географии во вспомогательной школе представляет широкие возможности коррекции психики умственно отсталого ученика, его познавательной деятельности, воспитания.

Задача учителя — реализовать эти возможности.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Программы вспомогательной школы». М., «Просвещение», 1965, стр. 86—103.

2. Т. И. Пороцкая. Атеистическое воспитание на уроках географии во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. 2(114), 1965.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: