Ст.256 УК ДНР Незаконный оборот оружия

Лекция 7. Формирование правовой системы Донецкой Народной Республики

План

1. Судебная система. Уголовный кодекс.

2. Гражданское право.

3. Трудовое право.

4. Административное право.

 

     1. Постановлением Совета Министров ДНР от 22 октября 2014 года создана судебная система. На сегодняшний день судебная система Донецкой Народной Республики состоит из Верховного Суда, 15 судов общей юрисдикции и 2 специализированных судов.

     Судебная система в Донецкой Народной Республике устанавливается Конституцией Донецкой Народной Республики и Законом Донецкой Народной Республики «О судебной системе», принятым Постановлением Народного Совета 31 августа 2018 года № 241-IHC.

     Судебную систему Донецкой Народной Республики составляют:

     1) Конституционный Суд Донецкой Народной Республики;

     2) Верховный Суд Донецкой Народной Республики;

     3) Апелляционный суд Донецкой Народной Республики, Арбитражный суд Донецкой Народной Республики, районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики, Военный суд Донецкой Народной Республики, составляющие систему судов общей юрисдикции.

     Суды осуществляют судебную власть самостоятельно независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Донецкой Народной Республики и закону.

     Судьи, народные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Донецкой Народной Республики и закону.

     Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным законом основаниям.

     Граждане Донецкой Народной Республики имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей в порядке, предусмотренном законом.

     Участие народных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

     Судопроизводство и делопроизводство в судах Донецкой Народной Республики ведется на русском языке.

     Порядок создания, реорганизации или ликвидации судов:

     - Конституционный Суд Донецкой Народной Республики, Верховный Суд Донецкой Народной Республики, созданные в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, могут быть реорганизованы или ликвидированы только путем внесения изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики.

     - Другие суды создаются, реорганизуются и ликвидируются исключительно законом.

     - Никакой суд не может быть реорганизован или ликвидирован, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

     - Конституционный Суд Донецкой Народной Республики является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

     - Верховный Суд Донецкой Народной Республики является высшим судебным органом по гражданским, арбитражным, уголовным, административным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом.

     - Верховный Суд Донецкой Народной Республики осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, созданных в соответствии с настоящим Законом, рассматривая гражданские, арбитражные, уголовные, административные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

     - Апелляционный суд Донецкой Народной Республики в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. (Данного суда на сегодняшний день нет, в законе указано, что Апелляционный суд Донецкой Народной Республики необходимо образовать до 1 января 2022 года)

     - Апелляционный суд Донецкой Народной Республики является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Арбитражному суду Донецкой Народной Республики, районным, городским, межрайонным судам Донецкой Народной Республики и Военному суду Донецкой Народной Республики.

      - Арбитражный суд Донецкой Народной Республики в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

     - Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда Донецкой Народной Республики устанавливаются специальным законом.

     - Районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

     - Полномочия, порядок образования и деятельности районных, городских, межрайонных судов Донецкой Народной Республики устанавливаются специальным законом.

     - Военный суд Донецкой Народной Республики осуществляет судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

     - Военный суд Донецкой Народной Республики в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

     - Судебный департамент при Верховном Суде Донецкой Народной Республики и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции, образованных в соответствии с настоящим Законом, и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

     Также, принят Закон Донецкой Народной Республики «О статусе судей», принятый Постановлением Народного Совета от 31 августа 2018 года 242-IHC.

 

     На территории Донецкой Народной Республики с 17 августа 2014 года действует Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики (УК ДНР)

                       Общая характеристика Уголовного кодекса ДНР:

     Задачами Уголовного кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Донецкой Народной Республики от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Согласно УК ДНР преступлением признается виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Кодекс определяет категории преступлений:

     Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК ДНР не превышает трёх лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает три года лишения свободы.

     Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

 

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность:

     -Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

     - Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (Ст.106), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (Ст.112), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (Ст.113), похищение человека (Ст.127), изнасилование (Ст.133), насильственные действия сексуального характера (Ст.134), кражу (Ст.164), грабеж (Ст.173), разбой (Ст. 174), вымогательство (Ст.175), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (Ст.178), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (Ч.2.Ст.179), террористический акт (Ст.229), захват заложника (Ст.235), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (Ст.236), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (Ч.2. Ст.242), вандализм (Ст.243), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Ст.259), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (Ст.267), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (Ст.311).

 

                                                 Виды наказаний:

а) штраф;

б) лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) конфискация имущества;

д) обязательные работы;

е) исправительные работы;

ж) ограничение по военной службе;

з) ограничение свободы;

и) принудительные работы;

к) арест;

л) содержание в дисциплинарной воинской части;

м) лишение свободы на определённый срок;

н) пожизненное лишение свободы;

о) смертная казнь.

  Одним из видов наказания является лишение свободы, которое заключается в изоляции осуждённого от общества путём направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено осуждённому, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет.

При частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.

В случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, например, 229, 235 УК ДНР, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более тридцати лет, а по совокупности приговоров - более тридцати пяти лет.

Амнистия:

 

     Амнистия объявляется Верховным Советом Донецкой Народной Республики в отношении индивидуально не определённого круга лиц.

Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осуждённые за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

 

Судимость:


     Лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

   Судимость в соответствии с УК учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены законами.

   Лицо, освобождённое от наказания, считается несудимым.


Cт.164 УК ДНР Кража

Cт.173 УК ДНР Грабеж

ст.256 УК ДНР Незаконный оборот оружия.

     2.Принятие Гражданского кодекса (права) Донецкой Народной Республики в сложившихся условиях - крайне важный этап в государственном строительстве ДНР. Одним из ключевых аспектов является тот факт, что Гражданский кодекс в общей концепции ориентирован на правовое поле Российской Федерации и стран-участниц ЕАЭС, и его принятие будет способствовать процессу синхронизации с евразийским правовым пространством.

     Цель Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики – расширить нормы и положения, закрепленные в Конституции Донецкой Народной Республики, сформировать базу гражданского законодательства Республики, выстроить подотрасли и отдельные институты гражданского права, а также определить концепцию системы права в государстве, пути ее модернизации и развития. Особое значение в данном ключе имеет законопроект «О введении в действие книги первой Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики», добавленный к данному законопроекту, что обусловлено объективными причинами, связанными со спецификой перехода от системы законодательства Украины к системе республиканского законодательства.

     Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики включает огромный массив норм гражданского права. Разрабатываются вторая (договорное право), третья (наследственное право) и четвертая (право интеллектуальной собственности) книги Гражданского кодекса. В первой Книге (включает три раздела) содержатся основополагающие нормы гражданского права (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц), об объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных, личных неимущественных прав), о сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права. Отдельно стоит отметить, что при разработке законопроекта в основу легла концепция единого подхода в регулировании гражданских правоотношений, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности, без выделения хозяйственного права как отдельной отрасли. Данный подход способствует интенсификации процесса интеграции с системой права Российской Федерации и стран-участниц Евразийского экономического союза.

     25 октября 2019 г., состоялось очередное заседание рабочей группы Комитета Народного Совета по гражданскому и арбитражному законодательству. В мероприятии приняли участие представитель Главы ДНР в Народном Совете Алексей Сухинин, представители Правительства, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции. Членами рабочей группы была проведена работа, результатом которой стало утверждение итоговой редакции Гражданского кодекса. В ходе работы над кодексом были рассмотрены все поступившие замечания, проанализирован опыт Российской Федерации. Гражданский кодекс – база для принятия специальных законов, связывающая их воедино, закрепляющая основополагающие принципы функционирования существующего гражданского общества.

     Дорабатывается «Земельный кодекс» ДНР по образцу РФ. Окончательное принятие документа – январь 2020 г.

          

     3. Народным Советом ДНР принят ряд законов, составляющих Трудовой кодекс республики.

     20 февраля 2015 года постановлением Народного Совета ДНР принят   Закон «Об обращениях граждан» (изменения внесены 31.08.2018 г.). Настоящим Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Донецкой Народной Республики закрепленного за ним Конституцией Донецкой Народной Республики права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан указанными органами и должностными лицами.

     6 марта 2015 года Постановлением Народного Совета ДНР принят Закон «Об оплате труда» (изменения внесены 19.02.2016 г. и 10.03.2017 г. и 23.09.2019 г). Настоящий Закон определяет экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, которые находятся в трудовых отношениях, на основании трудового договора с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и хозяйствования (далее - предприятия), а также с отдельными гражданами и сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда и направлен на обеспечение воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы.

     6 марта 2015 года постановлением Народного Совета ДНР принят Закон «Об отпусках» (изменения внесены 29.05.2015, 19.02., 30.04., 13.05. и 10.08.2016 г., 06.05.2017г. и 28.02.2018 г.). Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии права работника на отпуск, определяет продолжительность и порядок предоставления ежегодного основного и дополнительных отпусков для восстановления работоспособности, укрепления здоровья, воспитания детей и иных личных потребностей работника.

     3 апреля 2015 года постановлением Народного Совета ДНР принят Закон «Об охране труда» (редакция – 24.04.2019 г.). Охрана труда – система сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    15 мая 2015 года постановлением Народного Совета ДНР принят Закон ДНР «О социальной защите инвалидов» (редакция 23.09.2019 г.) -обеспечение инвалидам равных с другими гражданами ДНР возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией ДНР.

     Постановление Совета Министров ДНР «Об утверждении Порядка регистрации центрами занятости трудовых договоров между работниками и физическими лицами, использующими наемный труд» от 3 июня 2015 года.

     Ряд постановлений был принят в 2015-2017 гг.

      Приказ Министерства труда и социальной политики ДНР «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» от 30 августа 2016 г. (опубликован 21.09.2016 г.).

 

     4.Администрати́вное право - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

     Административное право ДНР - это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, которые с целью осуществления задач и реализации основных функций государства регламентируют общественные отношения управленческого характера, что складываются в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в области внутриорганизационной и административной деятельности разных государственных органов.

     Составные части административно-правовых отношений - субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

     Исходя из положений действующего законодательства ДНР, к субъектам административно-правовых отношений можно отнести:

     - государственные органы (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, администрации предприятий и учреждений);

     - структурные подразделения органов государства, должностных лиц государственных органов;

     - собственника (представителя, менеджера, уполномоченного собственника);

     - объединение граждан, кооперативы, органы самоуправления, самодеятельные организации; граждан республики, иностранных граждан, лиц без гражданства.

     Административная правоспособность государственных органов, государственных и негосударственных организаций возникает с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией или реорганизацией. Административная правоспособность граждан в сфере государственного управления возникает с момента рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности.

     Административная дееспособность - это способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности в сфере управления.

Административно-правовые отношения характеризуются всеми признаками правовых отношений, но, кроме того, имеют некоторые особенности, в частности - споры, которые возникают между сторонами административно-правовых отношений, решаются как в административном, так и в судебном порядке.

     Большинство административно-правовых споров решается в административном порядке, т. е. уполномоченными на то органами государственной исполнительной власти или должностными лицами. Конституцией ДНР каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

     Административно-правовые отношения характеризуются двумя самыми важными чертами:

  - с одной стороны - это формы социальных отношений, поскольку в них обязательно участвуют люди или их объединения,

  - с другой - это формы организационных отношений, в процессе реализации которых решаются задачи управленческой деятельности. Примером может быть порядок рассмотрения обращений граждан в сфере управленческой деятельности, предусмотренный Законом ДНР «Об обращениях граждан». Административно-процессуальные нормы этого Закона регулируют рассмотрение предложений (замечаний), заявлений (ходатайств) и жалоб граждан.

     Административно-процессуальные отношения здесь возникают между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан, предприятиями, средствами массовой информации, их руководителями и иными должностными лицами, и гражданами.

 

     Документы:

- Постановление Совета Министров ДНР №10-14 от 03.06.2015 г. «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 г. № 2-22 «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях» (опубликовано 13.06.2015 г.).

    - Закон Донецкой Народной Республики “О системе государственной службы в ДНР” (опубликован 14.05.2015).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: