Мышление как объект логики

 

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Зна­ние в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нём. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершённого общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трёх основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т. д. Восприятие представляет собой целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ орудия преступле­ния, места совершения преступления, конкретного человека и т. д. Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если ощущение и восприятие возникают лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше. Чувственное познание, таким образом, даёт нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет по­знать объект более глубоко, в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом рационального познания, логического мышления.

Мышление – это высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Познание есть процесс отражения мира в сознании человека. Обобщая имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Изучается то, что невозможно познать при помощи органов чувств. Кроме этого, только опосредованно могут быть познаны все те события, которые совершаются или совершались в наше отсутствие. Например, знание о том, что обнаруженные на месте кражи следы ног и отпечатки пальцев принадлежат подозреваемому, что у него на квартире была найдена часть похищенного, дают основание предположить, что это он совершил хищение. А это – знание о событии, которое следователем непосредственно не наблюдалось. При этом опосредованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных.

Важно иметь в виду, что в реальном познавательном процессе чувственное познание и мышление находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только восприятиям и представлениям, но в определённой степени и ощущениям, составляет предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. Важное место в познании занимает также интуиция, понимаемая как способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Мышление присуще только человеку по двум причинам:

1) более сильное развитие головного мозга и психических особенностей по сравнению с животными;

2) занятие трудовой деятельностью, способность к преобразованию окружающего мира, а не простое приспособление к нему.

Признаки мышления:

1). Зависимость мышления от действительности.

Отражение мышлением действительности – это воспроизведение объектов материального мира в идеальном плане в виде мыслей. Мышление производно от бытия, от окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого мозга. В содержании нашего мышления нет ничего, чего бы не было в реальной картине мира. Мысли человека рождаются не самопроизвольно, существуют не сами по себе, а имеют в качестве непременной предпосылки предметы реального мира, зависят от них, определяются ими. Даже самые фантастические образы, если их разложить на составляющие элементы, сконструированы на основании того, что есть в действительности. Вспомним, к примеру, образы Терминатора, робота-полицейского, виртуального полицейского, Киборга и т. п.

Следовательно, порядок и связь реальных вещей определяют содержа­ние, порядок и связь наших мыслей. То есть важнейшей стороной действительности является необходимость, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и, будучи отражённой в мышлении, выступает в качестве логической необходимости. Вот почему мышление логично от природы и в своих рассуждениях человек, как правило, непроизвольно, стихийно следует законам природы.

2). Опосредованность мышления.

Мышление позволяет человеку получать новые знания из уже имеющихся знания, без обращения к эмпирическому опыту. Например, археологические раскопки позволяют реконструировать жизнь людей прошлого; симптомы заболевания – поставить диагноз; математические расчёты – установить траекторию полёта ракеты.

3). Обобщённый характер мышления.

В сознании человека отражаются не просто отдельно взятые предметы и явления окружающего мира, а целостные множества предметов и явлений в их взаимосвязи друг с другом. Это позволяет формулировать понятия и категории науки, законы природы и общества.

4). Активность отражения действительности мышлением.

Активность мышления позволяет человеку делать теоретические обобщения, приходить к определённым выводам, строить планы. Активность мышления проявляется в способности человека к воображению, мечтанию, творческой деятельности в сфере производства, науки, искусства. Прежде чем приступить к какой-либо практической деятельности, человек сначала обычно продумывает ход своих действий.

5). Участие мышления в изменении и преобразовании мира в процессе трудовой деятельности.

В своей практической деятельности человек воплощает свои идеи в материальную плоскость. Благодаря мышлению человек имеет возможность оказывать обратное воздействие на природу, изменять её в своих целях (добыча природных ресурсов для производства товаров, освоение космоса).

6). Относительная самостоятельность мышления.

Проявление данного свойства мышления весьма разнообразно и может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Так, например, позитивность самостоятельности мышления проявляется в его способности опережать бытие и предвидеть будущее, в творческом характере мышления, в умении обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, понимать другого человека и т. п. Но иногда самостоятельность мышления достигает такой степени, что человек теряет контроль над соответствием мысли действительному содержанию отражаемого объекта, способностью мысли воспроизводить в своём строении объективную структуру действительности. Мысль как бы отрывается от своего объективного основания и начинает формулировать знания, которые искажённо отражают объект познания или совсем с ним уже не связаны. В результате мысль становится расплывчатой, противоречивой, неубедительной, непоследовательной и необоснованной. Причём это может произойти не только непроизвольно, случайно (заблуждение), но и преднамеренно (ложь). Например, тогда, когда подследственный, скрывая некоторые факты, искажает реальное положе­ние дел не только чувственно, но и хитро, логически, чтобы избежать наказания. Возможность манипулировать сознанием других людей с помощью предвзято преподносимой информации – это одно из отрица­тельных проявлений самостоятельности мышления.

7). Неразрывная связь мышления с языком.

Если мышление представляет собой отражение объективной реальности, то язык является способом выражения, средством закрепления и передачи мыслей другим людям в устной и письменной речи. Мышление и язык находятся в органическом единстве: вне мышления нет языка, так и наоборот – вне языка нет мышления. Эта связь была замечена очень давно. Ещё древнеримский философ Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н. э.) подчёркивал: «… слова от мыслей, как тело от души, нельзя отделить, не отняв жизни и у того, и у другого». Язык служит универсальной знаковой системой для выражения мыслей – сначала в виде звуковых, а потом и графических комплексов. Язык помогает облекать идеальную по своей сути мысль в материальную, чувственно воспринимаемую словесную форму. Одни и те же мысли могут выражаться на разных языках.

 

В конечном итоге присущие мышлению свойства позволяют не только познавать с его помощью окружающий мир, но и ему самому стать объектом познания. Мышление познаётся человеком так же, как и любой другой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Эту важную задачу и решает логика, поэтому её часто называют наукой о правильном мышлении. Такимобразом, объ­ектом логики как науки является мышление.

Глав­ной особенностью объекта логики является то, что он идеален. Что это означает? И чем идеальное отличается от материального? Удачное, на наш взгляд, по­яснение различия между материальным и идеальным дал русский философ Алексей Фёдорович Лосев (1892 – 1988). Он пояснял, что действительную палку можно строгать, ломать и даже совсем сжечь. Но идею палки нельзя ни строгать, ни ломать, ни жечь. Воздухом можно дышать и хлеб можно есть, но идеей воздуха нельзя дышать и идею хлеба нельзя есть.

Иначе говоря, материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального этого ничего нет. Дан­ное обстоятельство необходимо иметь в виду, рассматривая мышление как объект изучения логики.

Человеку присущи различные типы мышления, которые представлены на схеме.

Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкрет­ных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познавае­мой действительности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: