Определения понятия «модуль»

Задания для самостоятельного изучения на период

с «23» марта 2020 г. по «28» марта 2020 г.1

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)2

Изучить теоретический материал по теме «Модульные технологии обучения »

 

Определения понятия «модуль»

В отечественных публикациях по проблемам высшей школы в связи с переходом к Болонской системе главное место уделено общим вопросам структуры образования, целям и задачам новых образовательных программ, формированию и формулированию различных типов компетенций, разработке алгоритмов пересчета трудозатрат в кредиты и т. п. На этом фоне модулям и модульному подходу уделяется довольно мало внимания. Очень часто, когда говорят о нововведениях в российской высшей школе, продолжают употреблять термин «учебно-методический комплекс», имея в виду по существу модуль. Практически не сформулировано определение модуля и в проектах нового поколения государственных стандартов высшего профессионального образования.

Вот почему необходимо подробно остановиться на значениях понятия «модуль», начав буквально с «азов» – со словарных определений. Приведем несколько примеров из наиболее авторитетных словарей:

«Модуль (от латинского modulus – мера) – … 5)Отделяемая,относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства (например, модуль космического корабля)» (Современный словарь иностранных слов. –М., 1993. – 389).

«Модуль – …3. тех. Часть прибора или конструкция,собранная из типовых деталей иимеющая многоцелевое применение» (Словарь русского языка в 4-х томах. – Т.2. – М., 1982.

– С. 287).

«Модуль – … 3. перен. Вообще отделяемая,относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999. – С.361).

Итак, под модулем устойчиво понимается относительно самостоятельная часть какой-либо системы,единство взаимозаменяемых частей чего-либо.

Разумеется, применительно к сфере образования данное значение нуждается в уточнении. Однако на этом этапе терминологическое единство утрачивается – да и едва ли оно необходимо. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить различное понимание понятия «модуль» даже в такой достаточно узкой сфере, как организация учебного процесса: модуль обучения, учебный модуль, предметный модуль, программный модуль и т.п. Понятие «модуль» предстает в широком спектре значений – от совокупности дисциплин, объединенных на базе логической и методической связи, до раздела дисциплины.

В специальной литературе выделяются следующие уровни применения модульной системы обучения (МСО).

Низший уровень –модульная система применяется лишь для контроля успеваемостистудентов. Здесь отдельные дисциплины разделяются на части, после изучения каждой из них проводится контроль знаний студентов. Содержание дисциплин остается почти без изменений. Такой вариант получил название поэтапной системы контроля и его расценивают лишь как первый шаг в направлении МСО.

Средний уровень – по модульной системе связываются отдельные дисциплины.Здесьсодержание дисциплины перерабатывается и в нем выделяются относительно самостоятельные части, ориентированные либо на решение определенной проблемы, либо на освоение независимого фрагмента учебной информации. Такой вариант позволяет не только лучше усваивать учебный материал, но и способствует формированию профессионального мышления, умению решать конкретные производственные задачи.

Высший уровень – модульная система обучения связывает все дисциплины учебногоплана, т.е. обучение ведется по модульному учебному плану. Здесь перерабатывается и пересматривается содержание и целевые ориентиры всех основных дисциплин учебного плана. Цели дисциплин согласовываются и ориентируются на конечный результат, зафиксированный в модели специалиста (квалификационной характеристике – компетенциях). Затем уже в них выделяются модули, в которые включаются близкие по логике и целям материалы разных тем, разделов и даже дисциплин. Работа студентов направляется не столько на усвоение знаний, сколько на формирование и развитие профессионального мышления, умении ставить и решать производственные задачи, выбирать оптимальные проектные и конструкторские решения (Материалы Саратовского ГАУ).

Расшифруем подробнее различные понимания модуля, двигаясь от наиболее узких к самым широким. Под модулем может достаточно узко пониматься часть предмета, дидактическая единица. Так, «модулем учебной дисциплины» является логически завершенная часть семестрового курса (раздела, главы, темы), которая заканчивается определенным видом контроля. Модули могут охватывать несколько разделов дисциплины, расчетно-графические, курсовые, зачетные работы. При данном подходе модуль – это унифицировано структурированный, логически завершенный объем материала, дающий первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какого-либо вида работ. Модуль представляет собой самостоятельную учебную дидактическую единицу по величине равной одной или нескольким темам учебного курса.

Модульное обучение в таком случае предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета – однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.

Чуть более широкое понимание модуля как не только раздела дисциплины, но и дисциплины в целом мы находим в письме Минобразования РФ от 16.06.02 №14-55-353/15 (см. сайт http://www.umu.spbu.ru, раздел «Информационные бюллетени», бюлл. № 43): «Основной учебный модуль (ОУМ) – это учебная дисциплина из образовательной программы, её раздел или тема, непосредственно формирующие в ходе подготовки студентов их способность (готовность) отвечать тем или иным требованиям, предъявляемым к ним. Наиболее типичным вариантом будет наличие ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но формирующих одно и то же интегральное знание или умение выпускника, включенное в качестве требования к нему. Причем каждый модуль может быть достаточным для формирования соответствующей способности, а может иметь только статус необходимого, т.е. формирующего данную способность только в совокупности с другими модулями». Ср. также: «Модуль – это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля и предполагает четкую структуризацию содержания обучении» (Т.Е. Злыгостева, Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт внутренних войск МВД России).

Под модулем понимается законченная дидактическая единица – совокупность содержательных, организационных, методических и технологических компонентов, в том числе контрольных материалов и мероприятий (программ дисциплин, зачетов, экзаменов и практик, тестов, различных форм самостоятельной работы студентов и т.п.), относящихся к одной или нескольким взаимосвязанным дисциплинам. Для модуля существенно осознаниеединства теоретических м прикладных сторон дисциплины с ориентацией на будущую профессиональную деятельность выпускника. Модуль является одновременно банком информа-ции, технологией и конкретной программой преподавания и обучения [43, с.22].

Еще более широкое понимание модуля – это приравнивание его как к отдельной дисциплине, так и к блоку дисциплин. Так, «под модулем можно понимать самостоятельный комплекс, объединяющий содержательные и организационные, методические и технологические компоненты базовых для определенной специальности нескольких или отдельной учебной дисциплины в единстве ее теоретических и прикладных сторон в аспектах будущей профессиональной деятельности студента [76, с.33].

Сходное понимание встречаем у В.С. Сенашенко: модуль – это завершенный фрагмент учебного плана, включающий блок информации, программу действий, методическое руководство и обеспечивающий достижение поставленных целей как студентами, так и преподавателями. Обязательной составляющей учебного модуля является оценивание уровня его освоения обучающимися, что дает возможность рассредоточить в течение семестра контрольные мероприятия, стимулируя студентов к регулярной работе на протяжении всего периода обучения. Использование модульной системы планирования и организации учебного процесса способствует развитию навыков творческой и аналитической работы студентов, умения самостоятельно искать и организовывать информацию с целью конструирования новых знаний. Учебные модули – это пространственно-временные структуры, которые в наиболее общем случае могут рассматриваться как структурные единицы содержания, регламентируемого Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Их временная протяженность может быть различна и составлять не более четверти общей трудоемкости образовательной программы, реализуемой в течение учебного года. Тематически учебные модули могут быть как монодисциплинарными, так и полидисциплинарными.

В связи с адаптацией российского образования к западным образцам модуль нередко определяется как «структурно-связанная, в том числе понятийным аппаратом, часть учебного материала, соответствующая понятию «раздел» или «тема» дисциплины, либо блок взаимосвязанных дисциплин, которые можно изучать независимо от другого блока предметов или дисциплин в рамках одной программы обучения». В этом определении закреплены сразу два наиболее распространенных понимания модуля применительно к высшему образованию: как части дисциплины (целой дисциплины) или комплекса дисциплин.

Следующее – еще более широкое – понимание модуля включает в себя уже не отдельную дисциплину, а как минимум блок дисциплин. Так, модули понимаются как автономные единицы обучения, блоки дисциплин, образующие взаимосвязанную целостность в рамках программы,объединенные определенным тематическим единством.Существуютразные толкования модулей, однако они, как и нелинейные траектории обучения, не навязываются российским вузам Болонским процессом. В рамках педагогической автономности вуз сам решает, вводить или не вводить модульное обучение. Ср. также: «модуль – это совокупность дисциплин и практик, обеспечивающих те или иные компетенции выпускника» (Богословский В.А., МГУ).

Под модулем может пониматься профиль обучения. Так, анализируя опыт построения модельных программ в университетах Германии, можно прийти к выводу, что именно в рамках учебного модуля совмещаются в органическое целое как фундаментальные, так и прикладные дисциплины.

В.В. Карпов и М.Н. Катханов под модулем понимают «организационно-методическую междисциплинарную структуру учебного материала, предусматривающую выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности будущего инженера». Они отмечают, что «в модуль могут входить подмодули (или микромодули – понятие введено И.А. Зимней) по признаку его методического формирования. При междисциплинарном подходе учебные дисциплины и даже отдельные разделы и темы в них рассматриваются как части определенных ступеней иерархии профессиональной подготовки.

Каждая ступень иерархии может содержать ряд междисциплинарных модулей, которые носят индивидуальный характер с точки зрения учебно-научного знания по специальности и объединены единым требованием к уровню сформированного результата подготовки в соответствии с трехуровневой психолого-профессиональной иерархией:

¾ модули общенаучной подготовки объединяются по признаку преимущественногоформирования аналитико-синтетического уровня – профессиональной подготовки;

¾ модули, где конечным результатом является формирование общеинженерных умений и знаний –алгоритмического уровня;

¾ модули, где завершением являются специальные дисциплины –творческого интеллектуального уровня».

Во всех приведенных определениях, тем не менее, можно выделить инвариантные составляющие. Модуль – это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Общая структура модуля состоит из трех частей. Это система ввода, которая в зависимости от результатов тестирования дает возможность ориентировать обучаемого на изучение модуля. Это тело модуля, содержащее основной дидактический материал и руководство по его использованию, необходимое для реализации модуля. И, наконец, система выхода, которая позволит ориентировать учащегося на следующий модуль или на возврат к неусвоенному.

Курсовая единица, или модуль (Course unit or Module) это независимый,формальноструктурированный период обучения с четкой и подробной совокупностью результатов обучения и критериев оценивания.

Встречаются и конкретизирующие термины, например:

учебный модуль это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели; логически завершенную единицу учебного материала, составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей, методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля [18];

обучающий модуль - это относительно самостоятельный, функционально ориентированный фрагмент процесса обучения, имеющий собственное программно-целевое и методическое обеспечение и реализуемый посредством четко отработанной педагогической технологии (Пермский региональный образовательный портал).

Обучающим модулем называется автономная часть учебного материала,состоящая изследующих компонентов:

• Точно сформулированная учебная цель.

• Информационный блок (банк информации) – теоретический материал, структурированный на учебные элементы в виде методических пособий, рабочих тетрадей, комплекта методических пособий-самоучителей с приложениями в виде опорных конспектов, обучающих компьютерных программ.

• Методический блок – методическое руководство по достижению целей (алгоритмы обучения).

• Исполнительский блок (для формирования умений) – пакеты типовых, комплексных и ситуационных задач и упражнений с алгоритмами решений, описания лабораторных и практических работ.

• Контролирующий блок – банк контрольных заданий, соответствующий целям, поставленным данным модулем, содержащий входные и выходные контрольные теоретические тесты и специальные задачи различной степени сложности, а также методические указания к проведению контроля.

Модули можно представить как логически последовательные компоненты программыобучения по конкретным областям или дисциплинам. Обычно модуль состоит из следующих компонентов:

• описание целей и задач, относящихся к содержанию;

• описание результатов обучения (знания, навыки, переносимые компетенции);

• стратегии преподавания/обучения, ситуации и культуры обучения;

• процедуры оценивания/аттестации;

• описание учебной нагрузки студентов;

• вступительные требования.

Модульная система имеет очевидные преимущества, поскольку в ряде стран она позволяет избежать излишней фрагментации и избыточного количества экзаменов. Кроме того, она облегчает перенос кредитов. Модульная система не является обязательным требованием при разработке учебных планов, однако на практике она облегчает их создание.

Негативной чертой модульной системы является то, что она уменьшает свободу преподавателя, ограничивая количество контактных часов внутри модуля. К положительным аспектам системы следует отнести увеличение гибкости, поскольку становится возможным строить различные учебные планы, имеющие точки соприкосновения друг с другом. В немодульной системе (т.е. в такой, когда большой объем кредитов дается курсовой единице, преподаваемой одним преподавателем) приоритет отдается выбору материала, в то время как в модульной системе основной акцент делается на структуру всего учебного плана.

Достоинством модульной структуры образовательного стандарта является то, что на его основе можно составить множество различных по содержанию образовательных программ и учебных планов, что даст возможность студенту самостоятельно выстраивать нужную ему образовательную траекторию

Модульная технология реализует на практике следующие принципы и правила:

¾ четкая постановка цели;

¾ интеграция различных видов и форм обучения;

¾ крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению;

¾ преимущественно самостоятельная проработка обучающимися учебного материала;

¾ управление учением посредством программы (последовательности заданий и этапов учебной работы) и алгоритмов познавательной деятельности;

¾ открытость методической системы преподавателя;

¾ возможность выбора обучающимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала;

¾ создание условий для успешной познавательной деятельности в процессе обучения;

¾ умение работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала, собственная траектория учения;

¾ содержательный оперативный текущий контроль и оценка результатов по итоговому контролю.

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:

¾ предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин,

¾ определение перечня учебных модулей, включаемых в образовательную программу,

¾ установление возможных образовательных траекторий в рамках одной образовательной программы (с учетом профилизаций, специализаций, магистерских программ, элективных дисциплин и дополнительных образовательных программ),

¾ разработка системы реализации учебных модулей, которая потребует значительных трудозатрат педагога и качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной, и издательско-полиграфической базы университета,

¾ реализацию административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Структура модуля

Итак, модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций.

Структура модульной образовательной программы формируется путем решенияследующих задач:

1. Определение круга потенциальных потребителей модульной образовательной программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образовательных программ и т.п.

2. Определение перечня компетенций, необходимых для освоения.

3. Определение перечня модулей для модульной образовательной программы.

4. Разработка недостающих модулей

Технология педагогического проектирования образовательных модулей предполагает три основных этапа:

1. Разработку спецификаций модулей.

2. Разработку оценочных материалов модулей.

3. Разработку учебных материалов модулей.

Материалы, составляющие модуль,в обязательном порядке включают в себя трикомпонента:

Спецификация модуля.

Спецификация модуля содержит его общую характеристику, а именно: название модуля, цели обучения, результаты обучения, критерии оценки результатов, уровни освоения, требования к объекту оценки, входные требования, нормативная продолжительность обучения, пояснительная записка.

Название модуля. Название должно отражать назначение и(или)содержание модуля.

К выбору названия модуля нужно подходить особенно осторожно так как ни одно название не должно повторяться.

Цели обучения. При их описании указывается совокупность профессиональных задачи функций, которые сможет осуществлять обучающийся по окончании изучения модуля. Цели носят деятельностно-ориентированный характер и должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучающегося.

Результаты обучения. В качестве результатов указывается перечень умений,составляющих компетенцию(ции), которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают, что обучающийся будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения.

Подбирая совокупность результатов, следует проверять значимость каждого из них для формирования указанного умения и возможность его достижения в рамках изучения модуля.

Кроме того, важно, чтобы результаты были согласованы (связаны) между собой и не выходили за рамки целей обучения.

При проверке достижения обучения осуществляется проверка способности обучаемого владеть нескольким необходимыми умениям. Рекомендуемое количество результатов обучения для одного модуля – от 3 до 5. Такое количество достаточно для демонстрации достижения цели обучения.

При описании результатов обучения используются глаголы, которые указывают на действия, подвергающиеся оцениванию («активные» глаголы).

Критерии оценки результата. Получаются непосредственно из результата обучения исодержат описание либо способа выполнения деятельности, либо продукта деятельности, получаемого в итоге.

Описание критериев включает: объект деятельности, совершаемое действие, качество выполнения и ссылка на стандарт выполнения работы. При разработке критериев следует следить, чтобы задавалась только деятельность, заложенная в результате обучения. Рекомендуется от 4 до 6 критериев для каждого результата обучения.

Уровень освоения. Раскрывает глубину и/или диапазон освоения умения,необходимого для достижения Результата обучения. Для некоторых результатов обучения может не требоваться описания уровней освоения, т. к. вся необходимая информация полностью содержится либо в формулировке самого результата, либо в критериях его оценки.

Требования к объекту оценки. Предполагает описание способа доказательства обучающимся достижения Результатов обучения и их количество.

Объектом доказательства могут выступать:

1. Продукт деятельности. Оценка при этом основывается на качестве продукта, а критериями оценки являются качественные признаки достижения Результата обучения.

2. Практическая деятельность в которой учитывается качество процесса деятельности. Критерии оценки при этом основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

3. Письменное или устное подтверждение усвоенных знаний. Применяется в тех случаях, когда важно установить, что обучающийся обладает и свободно владеет достаточным количеством информации для формирования определенного умения.

Входные требования указывают уровни образования и квалификации,которые являются необходимыми для освоения модуля.

Нормативная продолжительность обучения. Указывается в учебных часах или зачетных единицах и засчитывается при присвоении квалификации.

Пояснительная записка к модулю содержит информацию рекомендательного характера предназначенную для педагогов и организаторов обучения. В ней в свободной форме даются разъяснения по отдельным компонентам спецификации модуля; описывается область применения модуля (профессиональная актуальность) для составления модульных образовательных программ по профессиям, его преемственность; разъясняются цели обучения и рекомендуемые методы обучения; предлагаются некоторые инструменты оценки; поясняется процедура проведения оценки достижений обучающегося и др.

Оценочные материалы

Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения.

При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение валидности и надежности оценки.

Оценка каждого результата обучения в процедуре итогового контроля проводится отдельно.

Общая итоговая оценка определяется как среднеарифметическая оценок, полученных по отдельным результатам.

В некоторых случаях выставляется единственная оценка по модулю (комплексная). Дидактические средства оценки разрабатываются на основе критериев оценки результата и требований к объекту оценки спецификации модуля.

При проведении оценивания, кроме традиционных, целесообразно использовать и такие методы как: метод проектов, портфолио, метод экспертной оценки.

Учебные материалы.

Учебные материалы содержат совокупность текстового материала и дидактических средств, необходимых для обеспечения достижения обучающимся заданных результатов обучения.

Для достижения каждого результата обучения обычно разрабатывается одна единица учебного материала – учебный элемент.

Учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использовании в процессе обучения существующих учебных материалов (учебников, справочников, научных изданий и т.п.) с указанием необходимых ссылок на источники в целом или их отдельных фрагменты.

Для реализации в учебном процессе обратной связи при разработке учебных материалов необходимо включать в учебный элемент задания текущего контроля с эталонами их выполнения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: