Тема 3. Характеристика общения. Тема 4. Виды, уровни общения.
Вопрос 1. В чем заключается сущность цели общения?
Ответ: Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма разнообразными и представляют собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Вопрос 2. Какие цели общения вы знаете? Назовите и разъясните их суть.
Ответ: В психологии и социальной психологии выделяется восемь основных целей общения:
1. Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.
2. Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.
3. Побудительная – стимуляция активности партнера по сообщению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.
4. Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
5. Понимания – установление не только адекватного восприятия смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).
6. Эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.
7. Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных и деловых отношений, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.
8. Оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера по общению, а также его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и др.
Вопрос 3. Назовите основные функции общения?
Ответ: Выделяются аффективно-коммуникативная, информационно коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения
Вопрос 4. В чем заключается смысл аффективно-коммуникативной (перцептивной), информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной (интерактивной) функций общения.
Ответ: 1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в Человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
3. Регуляционно-коммукативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Вопрос 5. В чем суть личностно формирующей, инструментальной, экспрессивной, интегративной, социализирующей функций общения, а также функции общения самовыражения?
Ответ: П.С.Самыгин называет следующие функции общения:
1. Личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься»); коммуникативную (передача информации);
2. Инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
3. Экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);"
4. Психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);
5. Интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
6. Социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
7. Функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности).
Тема 4. Виды, уровни общения.
Вопрос 1. Какие виды общения выделяются по его содержанию?
Ответ: В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное
1.2 Когнитивное
1.3 Кондиционное
1.4 Мотивационное
1.5 Деятельностное
Вопрос 2. Какое общение обозначают как н епосредственное и опосредованное, прямое и косвенное?
Ответ:По средствам общения.
Вопрос 3. Что понимают под уровнями общения?
Ответ: Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия.