Иные правовые формы осуществления исполнительной власти. 6. Виды неправовых форм исполнительной власти

Тема 3.2. Правовые акты органов исполнительной власти, местного самоуправления.

Понятие и юридическое значение актов исполнительной власти.

В первую очередь юридическое значение правовых актов состоит в их правовых последствиях. В этом смысле к правовым актам в теории права относят любые юридически значимые действия (как органа, так и граждан). В административно-правовом смысле правовые акты управления представляют собой формы управленческой деятельности, которые влекут юридические последствия. Но при этом акты управления - это и акты правоприменения, и акты правоустановления. Характер юридических последствий акта зависит места органа, издавшего акт, в системе исполнительной власти.

При широком подходе не принято называть акты всех государственных органов актами управления, но поскольку все органы осуществляют внутриорганизационную управленческую деятельность, то можно эти акты относить к актам управления, однако при этом следует отмечать, что это внутреорганизационные управленческие акты. При узком подходе под правовыми актами государственного управления понимаются формы выражения деятельности только органов исполнительной власти, следовательно, понятие правовой акт управления и акт органа исполнительной власти – в этой части понятия тождественные.

Вместе с тем следует признать, что акты государственного управления могут издавать не только органы исполнительной власти (в институциональном смысле), но и иные субъекты, осуществляющие государственное управление (органы в функциональном смысле)[14].

Правовой акт государственного управления – подзаконное, официальное, односторонне-властное решение (волеизъявление), принятое органом исполнительной власти (или иным субъектом государственного управления), в установленном порядке в пределах своей компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия в виде административно-правовых норм или правоотношений[15].  

 2. Специфические признаки правовых актов исполнительной власти.

Признаки:

1) по своему содержанию - это управленческое решение. Материальным содержанием любого акта управления является управленческое решение. Но содержание управленческого решения не обязательно реализуется в форме актов управления. Конкретное управленческое решение может быть реализовано как путем издания актов государственного управления, так и с помощью иных форм управленческой деятельности.

2) это есть волеизъявление субъекта, обладающего властными полномочиями.

      Властный субъект, который принимает акт, это государственный орган, или иной субъект, обладающий государственно-властными полномочиями.

3) официальный характер.

Управленческое решение принимается от имени государства, его выполнение обеспечивается всей силой государства. Подзаконный характер указывает не только на то, что акт управления принимается на основе закона и в соответствии с законом, но и на соотношении его по юридической силе с законом.

4) субъектом принятия акта управления является орган исполнительной власти или иной субъект, осуществляющий государственное управление. В случае делегирования функций или полномочий это могут быть органы местного самоуправления, государственные или иные организации[16].

5) принятие в установленном порядке, в соответствии с компетенцией органа и в предусмотренной законом форме.     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: