Какие общедидактические требования к уроку, как основной форме обучения в общеобразовательной школе, наиболее актуальны, по вашему мнению, для урока музыки?

В чем вы видите специфику урока музыки?

Чем обусловлено и как проявляется диалогичность музыкально-педагогического процесса?

Как коррелируются художественно-педагогическая идея и тема урока?

Что способствует достижению целостности урока музыки?

  1. Раскройте сущность интонационного подхода к музкальному образованию.
  2. Какое содержание вкладывал Б. Асафьев в понятие «интонация»?
  3. Охарактеризуйте различные уровни понятия «интонация».
  4. Раскройте сущность понятия «жанр». Охарактеризуйте значение жанра как базисной категории общего музыкального образования.
  5. Какое значение, по вашему мнению, имеет категория «стиль» в музыкальном образовании?
  6. Проанализируйте обзор методов музыкального образования, найдите методы близкие по содержанию.
  7. Выделите самые важные, сущностные для музыкального образования методы, прокомментируйте свой выбор.
  8. Какие из предложенных методов работы наиболее привлекательны для вас, более других соответствуют вашим профессиональным воззрениям.
  9. Почему Э. Абдуллин и Е. Николаева считают сравнение метаметодом музыкального образования?
  10. На конкретных примерах раскройте сущность метода сравнения в его различных модификациях.
  11. Проанализируйте обзор методов музыкального образования, найдите близкие по содержанию.
  12. Выделите самые важные, сущностные для музыкального образования, методы, прокомментируйте свой выбор.
  13. Какие из предложенных методов наиболее привлекательны для вас, более всех соответствуют вашим профессиональным воззрениям?
  14. Почему Абдулин Э. и Николаева Е. считают «сравнение» метаметодом музыкального образования?
  15. Охарактеризуйте содержание и виды музыкально-пластической деятельности.
  16. Выскажите свое мнение по поводу различных видов и форм вокальной импровизации.
  17. Приведите примеры различных видов самостоятельной работы учащихся на уроках музыки и в основной школе.
  18. Какое значение, по вашему мнению, имеет творческая музыкальная деятельность детей на уроке музыки?
  19. Какие виды и формы художественной творческой деятельности детей могут быть включены в обучение музыке?
  20. Какие виды и формы музыкальной творческой деятельности реально используются на уроках музыки?
  21. Как вы представляете себе формы взаимодействия музыки, изобразительного искусства и литературы на уроках музыки?
  22. Проанализируйте алгоритм подготовки к уроку, предложенный автором, предложите свой вариант его корректировки.
  23. Как вы относитесь к «принципу успешности» в музыкальной деятельности на уроке музыки, предложенному автором?
  24. Раскройте значение учебно-методического комплекса как фактора оптимизации музыкального образования.
  25. Составьте анкету, выявляющую уровень интереса к уроку музыки, музыкальному искусству для старших подростков.
  26. Назовите музыкальные произведения, на материале которых может быть освоено понятие «регистр».
  27. Приведите примеры произведений, наиболее полно и ярко воплощающих типические черты художественно-исторических стилей барокко, классицизма, романтизма.
  28. Какие произведения русских композиторов вы предложили бы для формирования представления о характерных чертах национального стиля русской музыки?
  29. Создайте модель урока, главной музыкальной идеей которого была бы интонация мажорного трезвучия.
  30. Выскажите свою точку зрения относительно музыки, звучащей при входе на урок и ее функциональном значении.
  31. Какие критерии определяют, по вашему мнению, выбор музыки, звучащей на уроке?
  32. В чем, на ваш взгляд, заключается специфика педагогического общения на уроке музыки?
  33. Предложите свою модель педагогического общения на уроке музыки.

Как вы относитесь к предложенной автором модели педагогического общения?

  1. Преложите свою гипотетическую модель идеального учителя музыки.

Какова роль педагогического общения в развитии позитивной «Я-концепции» учащихся?

  1. Раскройте значение эмпатии и креативности как важнейших профессиональных качеств учителя музыки.

Выскажите свою точку зрения относительно авторской педагогической концепции.

Выявите общее и особенное в современных концепциях общего музыкального образования (Абдуллин Э., Алиев Ю., Кабалевский Д., Терентьева Н., Школяр Л.).

Раскройте сущность понятия «музыкальная грамотность».

  1. Сравните различные интерпретации содержания понятия «музыкальная грамотность».

Что вы предложили бы изменить в авторской трактовке содержания понятия «музыкальная грамотность»?

Предложите свою гипотетическую модель идеального учителя музыки.

Раскройте сущность интонационного подхода к музыкальному образованию.

Охарактеризуйте различные уровни содержания понятия «интонация».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ

 

  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
  3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. – М., 2004.
  4. Анисимов П.В. Методика преподавания музыки: проблемы становления профессионального стиля // Методолого-методическая подготовка учителя музыки: Материалы XII международной научно-практической конференции / Отв. ред. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. / - М., 2002.
  5. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя. – М., 1984.
  6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
  7. Безбородова Л.А. Учитель музыки // Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М., 2002.
  8. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.
  9. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2003.
  10. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. – М., 2004.
  11. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. – М., 2001.
  12. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.
  13. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессиональной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Учебное пособие / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М., 1997.
  14. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. – 2000, №1.
  15. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Пояснительная записка // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. – М., 2001.
  16. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. – М., 1991.
  17. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.
  18. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. – Л., 1990.
  19. Музыкальное образования в школе: Учебн. пособие для студентов / Под ред. Школяр Л.В. – М., 2001.
  20. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М., 2003.
  21. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие (Кирнарская Д.К., Киященко Н.Н., Тарасова К.В. и др.) / Под ред. Цыпина Г.М. – М., 2003.
  22. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обчении // Теория музыкального образования. – М., 2003.
  23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2002.
  24. Старчеус М.С. Слух музыканта. – М., 2003.
  25. Суслова Н.В., Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2000.
  26. Тарасов Г.С. Музыкальная психология. – М., 1998.
  27. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2005.
  28. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие (Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др.). – М., 1999.
  29. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – СПб., 2000.
  30. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой): Учебное пособие / под ред. Э.Б. Абдуллина. – М., 1999.
  31. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой). – М., 1998.
  32. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. – М., 2001.
  33. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1 и 2. – М., 1994.
  34. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2001.
  35. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-психологического образования: Сборник статей / Под ред. Абдуллина Э.Б. – М., 2001.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. – М., 1989.

2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

3. Бенуа А.Н. Художественные письма. – М., 1977.

4. Бьёркволл Ю.Р. С музой в душе. – СПб., 2001.

5. Варга Б., Димень Ю., Лопарц Э. Язык, музыка, матетматика. – М., 1981.

6. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М., 2000.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.

8. Герцман Е.В. Античная музыкальная педагогика. – СПб., 1996.

9. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 1999.

10. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., 1981.

11. Дидактика средней школы / Под. ред. Скаткина М.Н. – М., 1982.

12. Канн – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1998.

14. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981.

15. Перельман Н.Е. В классе рояля. – СПб., 1994.

16. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Теория и практика. – М., 1997.

17. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1989.

18. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. – СПб., 1998.

19. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. – М., 1970.

20. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

21. Татарченкова С.С. Урок для учителя. – СПб., 2002.

22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.

23. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М., 1990.

24. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогинезе. – М., 1989.

25. Фишер – Дискау Д. Отзвуки былого. – М., 1991.

26. Флейк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993.

27. Хелус З. Понимаете ли вы ученика? – М., 1987.

28. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.

29. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западно-европейской эстетики. – М., 1989.

30. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М., 1979.

31. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1981.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: