В чем вы видите специфику урока музыки?
Чем обусловлено и как проявляется диалогичность музыкально-педагогического процесса?
Как коррелируются художественно-педагогическая идея и тема урока?
Что способствует достижению целостности урока музыки?
- Раскройте сущность интонационного подхода к музкальному образованию.
- Какое содержание вкладывал Б. Асафьев в понятие «интонация»?
- Охарактеризуйте различные уровни понятия «интонация».
- Раскройте сущность понятия «жанр». Охарактеризуйте значение жанра как базисной категории общего музыкального образования.
- Какое значение, по вашему мнению, имеет категория «стиль» в музыкальном образовании?
- Проанализируйте обзор методов музыкального образования, найдите методы близкие по содержанию.
- Выделите самые важные, сущностные для музыкального образования методы, прокомментируйте свой выбор.
- Какие из предложенных методов работы наиболее привлекательны для вас, более других соответствуют вашим профессиональным воззрениям.
- Почему Э. Абдуллин и Е. Николаева считают сравнение метаметодом музыкального образования?
- На конкретных примерах раскройте сущность метода сравнения в его различных модификациях.
- Проанализируйте обзор методов музыкального образования, найдите близкие по содержанию.
- Выделите самые важные, сущностные для музыкального образования, методы, прокомментируйте свой выбор.
- Какие из предложенных методов наиболее привлекательны для вас, более всех соответствуют вашим профессиональным воззрениям?
- Почему Абдулин Э. и Николаева Е. считают «сравнение» метаметодом музыкального образования?
- Охарактеризуйте содержание и виды музыкально-пластической деятельности.
- Выскажите свое мнение по поводу различных видов и форм вокальной импровизации.
- Приведите примеры различных видов самостоятельной работы учащихся на уроках музыки и в основной школе.
- Какое значение, по вашему мнению, имеет творческая музыкальная деятельность детей на уроке музыки?
- Какие виды и формы художественной творческой деятельности детей могут быть включены в обучение музыке?
- Какие виды и формы музыкальной творческой деятельности реально используются на уроках музыки?
- Как вы представляете себе формы взаимодействия музыки, изобразительного искусства и литературы на уроках музыки?
- Проанализируйте алгоритм подготовки к уроку, предложенный автором, предложите свой вариант его корректировки.
- Как вы относитесь к «принципу успешности» в музыкальной деятельности на уроке музыки, предложенному автором?
- Раскройте значение учебно-методического комплекса как фактора оптимизации музыкального образования.
- Составьте анкету, выявляющую уровень интереса к уроку музыки, музыкальному искусству для старших подростков.
- Назовите музыкальные произведения, на материале которых может быть освоено понятие «регистр».
- Приведите примеры произведений, наиболее полно и ярко воплощающих типические черты художественно-исторических стилей барокко, классицизма, романтизма.
- Какие произведения русских композиторов вы предложили бы для формирования представления о характерных чертах национального стиля русской музыки?
- Создайте модель урока, главной музыкальной идеей которого была бы интонация мажорного трезвучия.
- Выскажите свою точку зрения относительно музыки, звучащей при входе на урок и ее функциональном значении.
- Какие критерии определяют, по вашему мнению, выбор музыки, звучащей на уроке?
- В чем, на ваш взгляд, заключается специфика педагогического общения на уроке музыки?
- Предложите свою модель педагогического общения на уроке музыки.
Как вы относитесь к предложенной автором модели педагогического общения?
|
|
|
|
- Преложите свою гипотетическую модель идеального учителя музыки.
Какова роль педагогического общения в развитии позитивной «Я-концепции» учащихся?
- Раскройте значение эмпатии и креативности как важнейших профессиональных качеств учителя музыки.
Выскажите свою точку зрения относительно авторской педагогической концепции.
Выявите общее и особенное в современных концепциях общего музыкального образования (Абдуллин Э., Алиев Ю., Кабалевский Д., Терентьева Н., Школяр Л.).
Раскройте сущность понятия «музыкальная грамотность».
- Сравните различные интерпретации содержания понятия «музыкальная грамотность».
Что вы предложили бы изменить в авторской трактовке содержания понятия «музыкальная грамотность»?
Предложите свою гипотетическую модель идеального учителя музыки.
Раскройте сущность интонационного подхода к музыкальному образованию.
Охарактеризуйте различные уровни содержания понятия «интонация».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. – М., 2004.
- Анисимов П.В. Методика преподавания музыки: проблемы становления профессионального стиля // Методолого-методическая подготовка учителя музыки: Материалы XII международной научно-практической конференции / Отв. ред. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. / - М., 2002.
- Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя. – М., 1984.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
- Безбородова Л.А. Учитель музыки // Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М., 2002.
- Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.
- Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2003.
- Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. – М., 2004.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. – М., 2001.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.
- Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессиональной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Учебное пособие / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М., 1997.
- Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. – 2000, №1.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Пояснительная записка // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. – М., 2001.
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. – М., 1991.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.
- Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. – Л., 1990.
- Музыкальное образования в школе: Учебн. пособие для студентов / Под ред. Школяр Л.В. – М., 2001.
- Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М., 2003.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие (Кирнарская Д.К., Киященко Н.Н., Тарасова К.В. и др.) / Под ред. Цыпина Г.М. – М., 2003.
- Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обчении // Теория музыкального образования. – М., 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2002.
- Старчеус М.С. Слух музыканта. – М., 2003.
- Суслова Н.В., Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2000.
- Тарасов Г.С. Музыкальная психология. – М., 1998.
- Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2005.
- Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие (Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др.). – М., 1999.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – СПб., 2000.
- Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой): Учебное пособие / под ред. Э.Б. Абдуллина. – М., 1999.
- Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой). – М., 1998.
- Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. – М., 2001.
- Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1 и 2. – М., 1994.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2001.
- Щербакова А.И. Аксиология музыкально-психологического образования: Сборник статей / Под ред. Абдуллина Э.Б. – М., 2001.
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. – М., 1989.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
3. Бенуа А.Н. Художественные письма. – М., 1977.
4. Бьёркволл Ю.Р. С музой в душе. – СПб., 2001.
|
|
5. Варга Б., Димень Ю., Лопарц Э. Язык, музыка, матетматика. – М., 1981.
6. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М., 2000.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.
8. Герцман Е.В. Античная музыкальная педагогика. – СПб., 1996.
9. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 1999.
10. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., 1981.
11. Дидактика средней школы / Под. ред. Скаткина М.Н. – М., 1982.
12. Канн – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1998.
14. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981.
15. Перельман Н.Е. В классе рояля. – СПб., 1994.
16. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Теория и практика. – М., 1997.
17. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1989.
18. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. – СПб., 1998.
19. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. – М., 1970.
20. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.
21. Татарченкова С.С. Урок для учителя. – СПб., 2002.
22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.
23. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М., 1990.
24. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогинезе. – М., 1989.
25. Фишер – Дискау Д. Отзвуки былого. – М., 1991.
26. Флейк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993.
27. Хелус З. Понимаете ли вы ученика? – М., 1987.
28. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.
29. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западно-европейской эстетики. – М., 1989.
30. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М., 1979.
31. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1981.