Содержание и организация уроков музыки в начальной школе

 

В начальной школе закладывается фундамент музыкального образования и музыкальной культуры, как части духовной культуры.

Важнейшими направлениями работы являются:

· воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств, интереса и любви к музыке, потребности в общении с ней, развитие художественного вкуса;

· овладение музыкальными знаниями, практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, накопление опыта музыкально – творческой деятельности;

· развитие:

- музыкального слуха, в широком смысле понимаемого «как       способность различать и представлять характеристики и свойства звуков, созвучий, звуковых структур, которые имеют выразительное и смыслообразующее значение в музыке»[21];

- музыкального восприятия, мышления, памяти и т.д;

- музыкально- творческих способностей;

- певческих способностей.

Весь комплекс слуховых представлений, умений и навыков музицирования и знаний о музыке объединяет  базисное понятие музыкальная грамотность. Освоение всех понятий, входящих в комплекс музыкальная грамотность, отталкивается от конкретных музыкальных впечатлений.

Предлагаемая методика формирования музыкальной грамотности есть методика действия. Ее реализация предполагает оптимальное использование всех видов музыкальной деятельности и их сочетаний для освоения и закрепления знаний о музыке (пение, движение, игра на элементарных музыкальных инструментах, дирижирование, импровизация, сочинение, участие в различных развивающих и дидактических музыкальных играх).

Интонационный подход к музыкальному образованию предполагает рассмотрение категории интонация как стержня всех тем, всех уроков, всей музыкальной деятельности ребенка и учителя на уроке. Мы обращаемся к интонации на каждом уроке и в широком, и в узком понимании данного термина. Интонация зова кукушки (V – III ступени) – первая интонация, которую осваивает ребенок, а вместе с этим слышит впервые и термин интонация. Дальше мы говорим о чистой и фальшивой интонации, об интонации – носителе эмоционального содержания.

Жанр – другая стержневая категория для работы учителя в начальной школе (см. главу I).

Тесно связан с понятиями интонации и жанра процесс развития становления интонации, а также процессы, связанные с проблемой музыкальной драматургии. Наблюдая за развитием интонации, мы знакомимся с музыкальной формой и в широком смысле слова как с совокупностью выразительных средств музыки, в узком смысле – как с конструкцией. Для педагога-музыканта, имеющего дело с маленькими детьми, важны, прежде всего, не сами конструкции – формы, а их содержательное значение и эмоциональная наполненность. Педагог должен рассматривать любое обращение к форме музыкального произведения с точки зрения эмоционально – образной музыкальной драматургии.

Полезно уже самым маленьким детям дать представления о важнейших принципах музыкальной драматургии (Е. Ручьевская):

· повторности, периодичности. Повторность помогает понять смысловое деление музыки (в двухчастной, трехчастной форме, форме рондо, в репризности сонатной формы);

· контраста;

· варьирования.

Все фундаментальные понятия, выражающие глубинную специфику музыки как искусства, достаточно сложны, поэтому овладение ими в той или иной степени становится доступно ребенку в форме игры и сказки.

Игры на уроке могут быть и развивающие, и творческие, и обучающие, и закрепляющие определенные умения и навыки.

Игра естественно включает ребенка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует все основные психические процессы ребенка. Игра позволяет организовать и воодушевить детей, ярче запечатлеть в сознании ребенка моделируемые музыкальные процессы. Играя, ребенок должен переживать в действии воспринимаемые и изучаемые музыкальные явления и процессы, познавать их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию.

Особенно важны различные ролевые игры, которые позволяют ребенку реализовать свою потребность в самоутверждении. Дети с удовольствием исполняют роли: «дирижера», «концертмейстера», «композитора», «оркестрового музыканта» и тому подобное. Ролевые и дидактические игры помогают не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, творческий потенциал личности, артистичность, а главное – интерес к музыке, к процессу музицирования.

В работе с младшими школьниками важную роль играет сказка. Сказка, сказочные образы и символика близки и понятны детям, ведь ребенок живет в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов и коллизий легко ввести ребенка в мир музыки – музыкальной сказки. Вся музыка – это сказочное Музыкальное королевство, где живут и действуют королева музыки – Песня и два ее помощника – гномы Танец и Марш, придворное звание которых – жанр. Всеми звуками командует первый министр – Регистр, он выстраивает их по высоте. Министр Ритм организует и объединяет звуки долгие (та) – это важные взрослые, и звуки короткие ♫ (ти-ти) – это непоседливые музыкальные ребятишки. Скоростью передвижения по Музыкальному королевству командует Министр – Темп.

Сказка органично входит в урок в форме сюжетно – ролевой импровизации, отражается в сюжетном построении урока, в произнесении сказочных волшебных слов, например: «Крибле, крабле, бумс!», в виде волшебной музыкальной указки, выполненной в форме металлической ноты с длинным штилем, и т. д.

Урок музыки, его структура и драматургия определяются такими психологическими особенностями детей младшего школьного возраста как моторная активность, потребность в новых сенсорных впечатлениях, синкретичность восприятия, любознательность, интеллектуальная активность, интерес к познанию, целостность процесса познания. Важнейшая роль принадлежит формированию положительной мотивации стимулированию эмоциональной активности.

Драматургия урока музыки в начальной школе определяется:

· разнообразием видов и форм  музыкальной деятельности;

· частым переключением внимания детей с одного задания на другое, с одного вида деятельности на другой, что необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей;

· быстрой сменой заданий. Любой этап урока должен длится от одной-двух до шести-семи минут, не более, особенно в первом, втором классах;

· чередованием трудных, требующих большого напряжения, и легких заданий;

· обязательным включением заданий, связанных с движением не менее трех раз в течение урока;

· органичным сочетанием индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке. Дети весь урок должны быть заняты музицированием;

· сохранением эмоционального тонуса урока и даже, желательно, увеличением его к концу урока, при этом каждый урок должен иметь свою логику развития, свою драматургию, свою кульминацию;

· паритетным соотношением нового материала и повторения. Интересно и важно научить детей видеть новое в хорошо знакомом. Именно таким образом полезно вводить новые понятия, новые произведения, одновременно повторяя хорошо знакомое и понятное, сопоставляя новое и старое, находя общее и разное в похожих и разных по содержанию и характеру произведениях;

· созданием необходимой эмоциональной атмосферы урока;

· насыщением урока музыкой определенного художественного стиля (венский классицизм), одного композитора (весь урок построен на музыке В. Моцарта, Н. Римского – Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского и тому подобное). Определенную интонационную атмосферу урока создает народная песня. Очень хорошо сочетать на уроке профессиональную музыку и музыку народную той страны, где жил композитор, например: слушая музыку Э. Грига, можно обратиться к норвежскому фольклору, а изучая русскую музыку, мы постоянно черпаем их двух источников: народное музыкальное творчество и музыка русских композиторов. Необходимо деликатно включать в уроки музыки в начальной школе образцы духовной музыки как материал для слушания и певческой деятельности. Включение духовной музыки диктуется тесными интонационными связями русской музыкальной культуры с традициями, жанрами и интонационным складом русской духовной музыки.

Важно создать на уроке доброжелательную, спокойную, творческую обстановку, а для ученика, его самореализации должен быть создан режим «наибольшего благоприятствования». Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому и слабому, поддержит его похвалой; сумеет так дифференцировать задание, чтобы все дети активно развивались, чтобы всем было интересно. Обстановка совместного музицирования, совместного сопереживания, совместного труда, общих радостей, побед и поражений позволит достигнуть наилучших результатов.

В начальной школе начинается формирование «классного хора», вырабатываются навыки хорового, ансамблевого и сольного пения с сопровождением и a’capella, осваиваются исполнительские певческие навыки, формируется умение выразительно и эмоционально ярко раскрывать в исполнении музыкальный образ вокального или хорового сочинения.

В процессе слушания музыки формируется умение эмоционального общения с музыкой, разной по содержанию, стилю и жанру.

Широко применяются различные виды и формы творческой музыкальной деятельности:  вокальная и пластическая импровизация; сочинение различных ритмических аккомпанементов и партитур к песням и произведениям прослушиваемым в классе; создание инсценировок, использование приемов театрализации; создание творческих работ: литературных, живописных, скульптурных; создание декораций, костюмов и т.д.

На протяжении первых лет обучения, дети овладевают простейшими приемами игры на элементарных музыкальных инструментах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: