Рекомендации педагогу дополнительного образования
Важным шагом в организации деятельности детского объединения является проведение организационного собрания — первой встречи педагога со своими будущими воспитанниками.
На этом собрании в доступной для детей и родителей форме необходимо познакомить:
- с общим содержанием образовательной программы;
- с перспективами на текущий учебный год;
- с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;
- с правилами поведения в учреждении и детском объединении с требованиями к форме одежды;
- сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.
Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и педагога.
На организационном собрании нужно попросить детей или родителей заполнить заявления-анкеты.
Следующий важный этап организации деятельности детского объединения — формирование учебных групп и составление расписания занятий.
|
|
Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:
1. по возрасту;
2. по уровню подготовки в данном виде деятельности;
3. по уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности.
Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:
а) с уставом учреждения;
б) санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности;
в) «региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей;
г) образовательной программой.
Организация учебных занятий
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1. создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2. познакомить ребят с образовательной программой, правила
ми работы и перспективами личностного развития;
3. познакомить детей с учреждением;
4. выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
5. вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива;
5. получить необходимую информацию друг о друге.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Моё самое любимое» и др.).
Результат этого этапа занятия:
§ дети знакомы друг с другом,
§ педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данный кружок.
Второй этап занятия — рассказ педагога о кружке. В такой рассказ необходимо включить:
|
|
§ разъяснение детям целей и задач кружка, содержания его образовательной программы;
§ описание содержания и результатов первого года занятий;
§ объяснение основных этапов овладения мастерством;
§ рассказ о достижениях кружка в целом и его отдельных воспитанников;
§ рассказ о традициях детского объединения.
Можно использовать наглядные материалы:
— выставка детских творческих работ;
— стенгазета или рукописный журнал;
— альбом-летопись детского объединения;
— фотографии, слайды и видеофильмы;
— знаки отличия кружковцев;
— информационный стенд.
Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
—тесты или тестовые задания;
—конкурсы и соревнования;
—познавательные игры;
—выполнение практической работы или творческого задания.
Второе учебное занятие кружка необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
· обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
· самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов кружка;
· обсуждения правил поведения в кружке;
· распределение разовых и постоянных поручений;
· формирование системы передачи информации.
Результатом этого этапа занятия является:
· создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в кружке;
· понимание детьми взаимной ответственности;
· включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
· начало работы по формированию кружка.
Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.
Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.
Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем — на продуктивный (творческий) уровень.
Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога дополнительного образования значительно сложнее в организации, которая предполагает следующие действия (шаги):
§ в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переизбыток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток);
§ отобранное содержание затем продуманно «дозируется» для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изучения;
§ необходимо «перевести» профессиональное содержание изучаемого предмета в доступную для детей данного возраста информацию, но не допуская при этом примитивизма (т.е. полной замены специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);
§ следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности;
§ регулярное возвращение к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний.
|
|
Важные аспекты содержания теоретической подготовки учащихся в кружке:
1) основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние;
2) направления и стили, жанровое разнообразие;
3) выдающиеся деятели прошлого и настоящего;
4) специальная терминология;
5) инструменты и материалы;
6) основные технические приемы, технология;
7) требования и правила, принятые в данном виде деятельности;
8) возможности получения профессиональной подготовки;
9) области применения полученных знаний и умений.
Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» теоретической и практической подготовки учащихся. Попробуем дать один практический совет: условно к теоретической составляющей учебной деятельности (учебного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике — все, что самостоятельно делают дети.
Методика теоретической подготовки. Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся детского объединения дополнительного образования максимально результативной и эффективной, необходимо:
· выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности,
только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не
«перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»);
· если теоретического материала по конкретной теме много, то
разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;
· продумать процесс объяснения нового материала — подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии
между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями
и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;
· при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные
чувственные анализаторы);
· прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям
1—2 задания на закрепление изученного теоретического материала;
|
|
· практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети
использовали полученные теоретические знания (тогда у них не
возникнет представление о «независимости» друг от друга теории и
практики);
· изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце
учебного занятия, а на следующих 2—3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.
Практическая подготовка — основная составляющая учебной деятельности кружка, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность.
Основные содержательные аспекты практической подготовки детей:
1. основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника» выполнения);
2. знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.);
3. освоение технологического процесса (определенной последовательности связанных между собой действий);
4. подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) деятельности учащихся (изделий, моделей, танцев, спектаклей и др.).
4. специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;
Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:
1. подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;
2. составить комплекс специальных тренировочных заданий и
упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;
3. освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению);
4. все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий;
5. каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата — концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;
6. выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;
7. не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому
процессу).
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения', при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.
Средства обучения — это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).
простые средства:
а) словесные — учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);
б) визуальные — реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;
сложные средства:
а) механические визуальные приборы — диаскоп, микроскоп, и др.;
б) аудиальные — проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;
в) аудиовизуальные — телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;
г) средства автоматизации процесса обучения — компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.
Принципы обучения — основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.
Принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.
Принцип научности — в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.
Принцип связи обучения с практикой — учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Принцип систематичности и последовательности — содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:
а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;
б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;
в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.
Принцип доступности — содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом — то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом — трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).
Принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).
Принцип сознательности и активности — результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:
· при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;
· включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;
· максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);
· стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.
Принцип прочности — полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:
· в процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;
· проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;
· в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;
· систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
I этап — организация;
II этап — теоретическая часть;
III этап — практическая часть;
IV этап — окончание занятия.
Организация занятия
Первые 10—15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
· сбор детей;
· подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);
· подготовку рабочих мест учащихся.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.