Организация учебных занятий

Рекомендации педагогу дополнительного образования

Важным шагом в организации деятельности детского объ­единения является проведение организационного собрания —  первой встречи педагога со своими будущими воспитанниками.

На этом собрании в доступной для детей и родителей форме не­обходимо познакомить:

  1. с общим содержанием образовательной программы;
  2. с перспективами на текущий учебный год;
  3. с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;
  4. с правилами поведения в учреждении и детском объединении с требованиями к форме одежды;
  5. сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

 

Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и пе­дагога.

  На организационном собрании нужно попросить детей или ро­дителей заполнить заявления-анкеты.

   Следующий важный этап организации деятельности детского объединения — формирование учебных групп и составление расписа­ния занятий.

Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

1. по возрасту;

2. по уровню подготовки в данном виде деятельности;

3. по уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности.

  Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжи­тельность учебных занятий определяется в соответствии:

а) с уставом учреждения;

б) санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду де­ятельности;

в) «региональными нормативными документами в сфере допол­нительного образования детей;

г) образовательной программой.

 

Организация учебных занятий

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспи­тательных задач:

1. создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми зна­ниями и умениями;

2. познакомить ребят с образовательной программой, правила­
ми работы и перспективами личностного развития;

3. познакомить детей с учреждением;

4. выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5. вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива;

5. получить необходимую информацию друг о друге.

 

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно ис­пользовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Моё самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

§ дети знакомы друг с другом,

§ педагог осознает причины, побудившие каждого из детей за­писаться в данный кружок.

Второй этап занятия — рассказ педагога о кружке. В такой рассказ необходимо включить:

§ разъяснение детям целей и задач кружка, со­держания его образовательной программы;

§ описание содержания и результатов первого года занятий;

§ объяснение основных этапов овладения мастерством;

§ рассказ о достижениях кружка в целом и его от­дельных воспитанников;

§ рассказ о традициях детского объединения.

 

 

Можно использовать наглядные материалы:

— выставка детских творческих работ;

— стенгазета или рукописный журнал;

— альбом-летопись детского объединения;

— фотографии, слайды и видеофильмы;

— знаки отличия кружковцев;

— информационный стенд.

Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подго­товки детей в данном виде деятельности. Для этого можно исполь­зовать:

—тесты или тестовые задания;

—конкурсы и соревнования;

—познавательные игры;

—выполнение практической работы или творческого задания.

 

Второе учебное занятие кружка необходимо на­чать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

· обсуждение правил взаимодействия всех участников образова­тельного процесса;

· самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обя­занностей членов кружка;

· обсуждения правил поведения в кружке;

· распределение разовых и постоянных поручений;

· формирование системы передачи информации.

 

Результатом этого этапа занятия является:

· создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в кружке;

· понимание детьми взаимной ответственности;

· включение каждого ребенка в активное общение и социаль­ную деятельность;

· начало работы по формированию кружка.

 

Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. На­чать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее пе­дагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Содержание учебной деятельности обязательно должно вклю­чать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практи­ческую подготовку детей в определенном виде творческой деятель­ности.

Теоретическая подготовка является одной из важнейших состав­ляющих подготовки детей в определенном виде творческой дея­тельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум ин­формации, не только расширяющей их общий и специальный кру­гозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем — на продуктивный (творческий) уровень.

Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога до­полнительного образования значительно сложнее в организации, которая предполагает следующие действия (шаги):

§ в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переиз­быток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток);

§ отобранное содержание затем продуманно «дозируется» для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изуче­ния;

§ необходимо «перевести» профессиональное содержание изу­чаемого предмета в доступную для детей данного возраста инфор­мацию, но не допуская при этом примитивизма (т.е. полной заме­ны специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);

§ следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходи­мые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и ре­зультативной без увеличения ее продолжительности;

§ регулярное возвращение к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний.

 

Важные аспекты со­держания теоретической подготовки учащихся в кружке:

1) основные этапы истории становления и развития данного ви­да деятельности, его современное состояние;

2) направления и стили, жанровое разнообразие;

3) выдающиеся деятели прошлого и настоящего;

4) специальная терминология;

5) инструменты и материалы;

6) основные технические приемы, технология;

7) требования и правила, принятые в данном виде деятельности;

8) возможности получения профессиональной подготовки;

9) области применения полученных знаний и умений.

Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» тео­ретической и практической подготовки учащихся. Попробуем дать один практический совет: ус­ловно к теоретической составляющей учебной деятельности (учеб­ного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике — все, что самостоятельно делают дети.

Методика теоретической подготовки. Для того чтобы сделать те­оретическую подготовку учащихся детского объединения дополни­тельного образования максимально результативной и эффектив­ной, необходимо:

· выделить из достаточно большого объема теоретических зна­ний, имеющегося в каждой области творческой деятельности,
только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не
«перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»);

· если теоретического материала по конкретной теме много, то
разделить его на несколько частей для изложения в ходе несколь­ких учебных занятий;

· продумать процесс объяснения нового материала — подо­брать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии
между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями
и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изло­жении;

· при объяснении теории использовать больше наглядных ма­териалов (это помогает активизировать у детей дополнительные
чувственные анализаторы);

· прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям
1—2 задания на закрепление изученного теоретического материала;

· практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети
использовали полученные теоретические знания (тогда у них не
возникнет представление о «независимости» друг от друга теории и
практики);

· изученный теоретический материал «закрепить» (прогово­рить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце
учебного занятия, а на следующих 2—3 занятиях обязательно повто­рить пройденное, а по окончании изучения каждой темы прове­рить, что запомнили учащиеся.

 

Практическая подготовка — основная составляющая учебной де­ятельности кружка, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность.

 

Основные содержательные аспекты прак­тической подготовки детей:

1. основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника» выполнения);

2. знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.);

3. освоение технологического процесса (определенной последо­вательности связанных между собой действий);

4. подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) деятельности учащихся (изделий, моде­лей, танцев, спектаклей и др.).

4. специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;

 

Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полно­ценно освоили практическую составляющую учебной деятельнос­ти, необходимо:

1. подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;

2. составить комплекс специальных тренировочных заданий и
упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;

3. освоение техники данного вида деятельности начинать с са­мых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хо­рошо освоенные практические умения будут препятствовать даль­нейшему обучению);

4. все полученные в ходе подготовительной работы умения обя­зательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практи­ческих заданий;

5. каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата — концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;

6. выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;

7. не торопиться с «внешним» показом результатов практиче­ской работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигну­тый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступ­ления или выставочные работы наносят вред педагогическому
процессу).

 

Метод обучения представляет собой способ организации совме­стной деятельности педагога и учащихся, направленной на реше­ние образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным кри­териям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру позна­вательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используе­мые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном исполь­зуются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практичес­кая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного — наблюдение, устный конт­роль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выпол­нение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере до­полнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организа­ции учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый ма­териал всем учащимся одинаково, а для практической деятельнос­ти предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной груп­пы): при такой организации учебного процесса для каждого ребен­ка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творчес­кий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения', при такой организации учебно­го процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста­вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятель­ность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практи­ческие умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатыва­ют технологию его выполнения, оформляют необходимую доку­ментацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

 

Средства обучения — это источники получения знаний и форми­рования умений. Выбор средств обучения определяется особенно­стями учебного процесса (целями, содержанием, методами и усло­виями).

простые средства:

а) словесные — учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, опи­саний и др.);

б) визуальные — реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства:

а) механические визуальные приборы — диа­скоп, микроскоп, и др.;

б) аудиальные — проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;

в) аудиовизуальные — телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;

г) средства автоматизации процесса обучения — компьютеры, информационные системы, телекоммуни­кационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения — основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогиче­ской концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности — в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления твор­ческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой — учебный процесс необхо­димо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обуче­ния, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преоб­разовывать окружающую действительность, вырабатывая соб­ственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности — содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (по­рядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные поня­тия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внеш­ние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

Принцип доступности содержание и изучение учебного матери­ала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и фи­зических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблю­дать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом — то, что требует обобщения и анализа, для начала предлага­ем детям легкие учебные задачи, а потом — трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно макси­мально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в вос­приятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать воз­можность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, исполь­зовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности — результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами про­цесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют воз­можность самостоятельно планировать и организовывать свою де­ятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

· при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

· включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

· максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

· стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности — полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

· в процессе обучения ребенок проявлял познавательную ак­тивность;

· проводились в необходимом количестве и последовательнос­ти специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

· в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

· систематически проводится контроль (проверка и оценка) ре­зультатов обучения.

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнитель­ного образования является тематическое учебное занятие, в ходе ко­торого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учеб­ном кабинете):

I этап — организация;

II этап — теоретическая часть;

III этап — практическая часть;

IV этап — окончание занятия.


Организация занятия

Первые 10—15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

· сбор детей;

· подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

· подготовку рабочих мест учащихся.

 

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможнос­ти каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. За­тем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: