Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 города Ершова Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/Т.В. Корнеева / Протокол № ___ от 30.08.2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ О.В.Бурова / 30.08.2012г | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 3» _____________/А.В.Широкова/ Приказ № __293 от 01.09.2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Хочу знать!»
для 2 «Б», 2 «Г» класса
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель
Косарева Светлана Анатольевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории.
|
|
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1от 30.08.2012г.
Рассмотрено на заседании
Управляющего совета
протокол № 4 от 30.08.2012г.
Учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Структура курса
3.Учебно-тематическое планирование
4.Содержание программы
5.Характеристика основных результатов
6.Формы и виды контроля
7.Информационно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Программа «Хочу знать!» составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования 2009г., с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», а так же на основе авторской программы Шевченко Е.А. и реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности.
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области русского языка, математики, литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
|
|
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов.Развитие ученикапроисходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Математика», «Литература», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
|
|
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данной программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135 часов: 33 часа в 1 классе (2011-2012 уч. год), 34 ч. во втором классе (2012-2013 уч.) и 68 часов в 3-4 классе (2013-2014 уч. г; 2014-2015 уч. г.)
Структура курса
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 класс (2011-2012 учебный год) | ||
1 | Почитаем и узнаем | 25ч |
Игры и игрушки | 12 | |
Все для дома | 13 | |
2 | Веселая грамматика | 2ч |
3 | Занимательная математика | 4ч |
4 | Литературная страничка | 2ч |
итого | 33 | |
2 класс (2012-2013 учебный год) | ||
1 | Почитаем и узнаем | 21ч |
Школа | 11 | |
Еда | 10 | |
2 | Веселая грамматика | 5ч |
3 | Занимательная математика | 4ч |
4 | Литературная страничка | 4ч |
итого | 34 | |
3 класс (2013-2014 учебный год) | ||
1 | Почитаем и узнаем | 18 |
Одежда | 10 | |
Праздник | 8 | |
2 | Веселая грамматика | 4ч |
3 | Занимательная математика | 4ч |
4 | Литературная страничка | 4ч |
итого | 34 | |
4 класс (2014-2015 учебный год) | ||
1 | Почитаем и узнаем | 18 |
Предприятия, сооружения, здания | 10 | |
Транспорт | 4 | |
Полезные изобретения | 4 | |
2 | Веселая грамматика | 4ч |
3 | Занимательная математика | 4ч |
4 | Литературная страничка | 4ч |
итого | 34 |
Учебно-тематическое планирование