Основные понятия социологии управления

Социальное управление – это деятельность по согласованию интересов и координации совместных действий людей для реализации заранее поставленных целей.

В обществе в целом сложились два типа механизма управления – 1) стихийный и 2) сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил. Это воздействие не требует вмешательства людей, оно осуществляется как бы автоматически. Таков, например, рынок – основной регулятор экономики, главная управляющая сила производства и связанной с ним системы общественных отношений. "Невидимая рука рынка" (А. Смит) стремится удержать равновесие между спросом и предложением и тем самым сохранить стабильность и устойчивость системы.

Сознательный механизм управления предполагает предварительный выбор целей и средств их достижения в соответствии с интересами различных социальных групп.

Развитость и зрелость любой социальной системы – личности, организации, общества – можно оценить по ее способности действовать в режиме саморегуляции, самоуправления. Чем более развита система, тем меньше она нуждается во внешнем управлении. Тот факт, что у нас неуклонно растет количество уровней (звеньев) управления и количество людей, занятых управленческой деятельностью, свидетельствует не столько о возросшем количестве и сложности задач (хотя это и имеет место), сколько о неразвитости начал самоуправления. На всех уровнях – от личности до общества. Не каждый человек, особенно бывший советский, способен жить и действовать самостоятельно, быть самодостаточным. Не развиты элементы производственной демократии, основная масса вопросов решается административным руководством. В сущности, отсутствует самоуправление на территориальном уровне, местное самоуправление. Не сложилось еще гражданское общество, где граждане самостоятельно решают свои проблемы.

Потому свои надежды люди связывают, прежде всего, с государством, с его способностью управлять системами и процессами. Прямо скажем, многие из этих надежд иллюзорны. Мы видим, что государство, в лице его административных структур, является худшим из работодателей (самый низкий размер заработных плат – на государственных предприятиях). Оно не выполняет взятые на себя социальные обязательства, даже те из них, которые прямо прописаны в законах (например, в Трудовом кодексе РФ записано, что минимальный размер оплаты труда – МРОТ – не должен быть ниже прожиточного минимума, но когда повсеместно начнет соблюдаться эта норма – не понятно). Оно не несет никакой ответственности за ошибочные решения, приводящие к тяжелым социальным последствиям (вспомним дефолт 1998 г.)

Усиление государства, к которому многие стремятся, означает усиление централизации, непомерное вторжение его в сферу экономики и социальной жизни и в конечном счете является тормозом общественного развития.

Система управления состоит из трех основных блоков: 1) субъект управления (управляющая подсистема); 2) объект управления (управляемая подсистема) и 3) управленческая деятельность (предметно-деятельностная область управления).

Субъект управления – лицо, группа, организация или институт, осуществляющие управленческие (властные) полномочия: руководитель, административная команда, министерство и т.д. Эта управляющая подсистема определяется сложностью и объемом решаемых задач, квалификацией управленцев и мерой закрепления за ними прав и полномочий.

Объект управления – явления (личность, коллектив, организация) и процессы, на которые направлено управленческое воздействие.

 

Эта (управляемая) подсистема предположительно должна практически решать поставленную задачу. Управленческими воздействиями она определенным образом ориентируется, стимулируется и мотивируется, что помогает ей действовать в дальнейшем самостоятельно. В зависимости от способности индивида или группы к самостоятельному действию управленческие акты могут быть различными но продолжительности, частоте, интенсивности.

Управленческая деятельность – это процесс воздействия субъекта управления на объект с целью достижения заранее поставленных целей, решения практической проблемы, предполагающей участие некоторого числа людей.

При всем многообразии действий, которые осуществляет субъект, все их можно свести в три блока, характеризующие в совокупности управленческий труд:

1) диагностика и прогнозирование, т.е. изучение состояния дел и предвидение вероятного хода событий в будущем;

2) выработка программы деятельности подчиненных, призванной направить эту деятельность в нужное русло;

3) побуждение (организация, мобилизация) подчиненных к выполнению намеченной программы.

В соответствии с этим управленческую деятельность можно представить как три относительно самостоятельные разновидности деятельности: 1) диагностико-прогностическая, 2) программирующая и 3) организационно-побудительная.

Система управления с точки зрения ее функционирования и развития изучается в рамках классической теории управления или теории менеджмента. Здесь акцент делается на технологии управления как особого вида профессиональной деятельности. Исследуется и решается обширный комплекс "технологических" задач:

 

• выбор стратегий и тактик;

• постановка целей и задач;

• проектирование, программирование и планирование;

• оценка ресурсов и ресурсная обеспеченность;

• подготовка и принятие управленческого решения, планов и программ;

• работа с кадрами (подбор, расстановка, обучение, оценка, перемещение и т.п.);

• организация исполнения решений, планов и программ (организация труда и рабочего места, условий труда, характер выдачи заданий, стимулирование и мотивация труда и т.д.);

• контроль исполнения, организация обратной связи, слежение за процессом, внесение корректив, оценка исполнения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: