Транспортное обслуживание инвалидов

Обеспечение инвалидов транспортными средствами и специальными средствами передвижения является важнейшим условием их социальной реабилитации, возможности возражения к активному образу жизни. Закон “О ветеранах” от 16 декабря 1994 года предусматривает право инвалидов войны на получение при наличии установленных медицинских показаний (инвалида 3 степени по зрению или без обеих рук – без медицинских показаний) бесплатно в пользование мотоколяски или легкового автомобиля.

Если же имеются противопоказания к вождению автомобиля или мотоколяски, то инвалиду предоставляется право передачи управления ими другому лицу, проживающему в том же населенном пункте. Инвалидам войны, которые проживают в сельской местности, по их желанию, вместо автомобиля может быть бесплатно выделена лошадь и соответствующее гужевое транспортное средство. В случае смерти инвалида войны автомобиль (мотоколяска, лошадь) – передается в собственность семьи. Закон предоставляет возможность инвалидам войны (по их желанию) вместо получения транспортных средств получать ежегодную денежную компенсацию расходов на транспортное обслуживание.

Обеспечение транспортными средствами отдельных категорий инвалидов регулируется Постановлением Российской Федерации от 28 мая 1992 года “О мерах о социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах”. Законодательство закрепляет право инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, на приобретение легкового автомобиля с ручным управлением. Автомобили продаются инвалидам при наличии установленных медицинских показаний и отсутствие противопоказаний к вождению автомобиля, которые определяются медико-социальной экспертизой. Продажа осуществляется на основании разрешения соответствующего органа социального обеспечения специальными магазинами по месту постоянного жительства инвалида. В некоторых регионах местная администрация принимает решение о частичной компенсации аренды гаражей для льготных категорий инвалидов, пользующихся автомобилем с ручным управлением.

В соответствии с Федеральным законом “О ветеранах” постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 года утвержден “Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание”.

Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Постановление предусматривает выплату денежных компенсаций на эксплуатационные расходы инвалидам войны, получившим транспортное средство бесплатно или приобретшим их на льготных условиях; инвалидам войны 1 и 2 группы, приобретшим транспортные средства за полную стоимость, участника войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за счет инвалидности от их противоправных действий), если они получили транспортные средства бесплатно или приобрели их за льготных условиях; инвалидам 1 и 2 группы (из этого же числа), приобретшим транспортные средства за полную стоимость, и другие.

Денежные компенсации на транспортное обслуживание выплачивается инвалидам войны вместо бесплатного получения транспортного средства (по желанию инвалидов). Такое же право предоставлено участникам войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (за исключением инвалидности, наступившей в результате их противоправных действий). Инвалидам компенсируется расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.

Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания, для бесплатного получения автотранспортного средства предоставляется, ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.

Выплата денежных компенсаций производится на основе решения об этом органов, назначающих инвалидам пенсию. Применяется такое решение в 10-дневный срок со дня поступления заявления от инвалида со всеми дополнительными документами. Назначенные денежные компенсации выплачиваются ежегодно равными частями ежеквартально. Споры, возникающие по вопросам назначения и выплат денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам, рассматриваются выше стоящими органами или судом.

Действующее законодательство предусматривает обеспечение инвалидов не только транспортными средствами, но и в определенных случаях специальными средствами передвижения – велоколясками и кресло - колясками. Право на бесплатное обеспечение такими малыми средствами передвижения предоставлено инвалидам войны и труда, пенсионерам по возрасту. В некоторых случаях, по разрешению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, краевых, областных, Санкт-Петербургского и Московского управления социальной защиты, велоколяски и кресло – коляски могут быть выданы инвалидам с детства бесплатно или со скидкой 50% стоимости (в зависимости от материального обеспечения инвалида).

Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.

12. Правовой статус детей-инвалидов в России. Инклюзивное образование.                                                                                                           Правовой статус ребенка-инвалида в РФ регламентируется: Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах инвалидов (ратифицирована 3 мая 2012 года Федеральным законом N 46-ФЗ  "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), Трудовом кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ), Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), Жилищным кодексом Российской  Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ), Воздушным кодексомРоссийской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ВК РФ), Федеральнымзаконом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, Федеральнымзаконом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",  Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от  20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом",                                                                                 Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "Опредоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1048 "О

порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для

ухода за детьми-инвалидами", Постановлением Правительства РФ от 9

апреля 2015 г. N 333 "Об утверждении Правил формирования перечня

специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов",

Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 (ред. от 31.12.2014) "О

ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами

и инвалидами с детства I группы" и другими нормативными правовыми

актами.

Помимо федерального законодательства РФ, правовой статус ребенка-

инвалида определяется и законодательством субъектов РФ (например, в

части социальных выплат и т.п.):

Законом Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и

детей в Московской области" от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ;

Постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2017 года N 805-ПП

Приложение 1; Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 г. N 103-ОЗ

"О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской

области"; Законом Владимирской области "О государственном обеспечении

и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей"; Постановлением Губернатора Владимирской области "Об

утверждении порядка передачи компьютерного оборудования детям-

инвалидам и инвалидам после окончания общеобразовательного учреждения

для продолжения дистанционного обучения в государственных

профессиональных образовательных организациях Владимирской области"

от 28 января 2013 года N 65; Постановлением Администрации Владимирской

области "Об утверждении порядка передачи технических средств для

обеспечения доступа в сеть интернет многодетным и малообеспеченным

семьям, имеющим детей-инвалидов" от 3 декабря 2014 года N 1235;

Постановлением Губернатора Владимирской области "О нормативах

финансирования затрат родителям, имеющим детей-инвалидов,

осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно" от 17

сентября 2004 года N 275 и другими нормативными правовыми актами

субъектов РФ.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллекту-альных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразова-тельных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необхо-димую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специаль-но выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами: 1). Международно-правовые документы: - «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации. - Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
2). Федеральный уровень: а) Конституция РФ; б) «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями; 3). Региональный уровень.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
• социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении;
• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
• психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
• портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
• рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образова-тельными стандартами;
• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других по-мещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
• адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
• адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
• сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
• ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательно-го процесса.                                                                                   Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных измене-ний во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще. Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в Программе коррекционной работы в образовательном учреждении. Специальные условия для получения образования детьми-инвалидами (детьми с ограниченными возможностями здоровья), закрепленные в нормативно-правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно разделить на несколько групп, определяющих направления работы образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и  образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
 Основные группы условий:
1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудова-нием; возможность организации дистанционного обучения.
2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды. Цель инклюзии - не только интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.




































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: