1.Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии
3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей
4) используются животными как пища
5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву
6) многоклеточные эукариотические организмы
2.В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется.
Ответ запишите цифрами без пробелов
1. большим разнообразием видов
2. разнообразными цепями питания
3. незамкнутым круговоротом веществ
4. преобладанием одного – двух видов
5. влиянием антропогенного фактора
6. замкнутым круговоротом веществ
3.Укажите признаки агроценоза.
1) устойчивая, саморегулирующаяся система
2) имеет хорошо разветвлённые сети питания
3) характеризуется большим видовым разнообразием
4) нуждается в дополнительных источниках энергии
|
|
5) в нём незамкнутый круговорот веществ
6) в системе снижена способность к саморегуляции
4.Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
5.Под влиянием каких факторов эволюции происходит процесс экологического видообразования?
1) модификационной изменчивости
2) приспособленности
3) естественного отбора
4) мутационной изменчивости
5) борьбы за существование
6) конвергенции
6.Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит
1) наличие воскового налёта на листьях
2) цветение до распускания листьев
3) образование многочисленных устьиц на листьях
4) способность накапливать воду в тканях
5) ярусное расположение организмов
6) глубоко уходящая в почву корневая система
7.Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки
8.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
|
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) большим видовым разнообразием
2) отсутствием редуцентов
3) большой численностью хищников
4) разветвлёнными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) замкнутым круговоротом веществ
9.Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
10.Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь
11.Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, – искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
12.Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода
13.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?
1) сокращение численности сов, ежей, лис
2) большой урожай семян ели
3) увеличение численности паразитов
4) рубка деревьев
5) глубокий снежный покров зимой
6) уменьшение численности паразитов
14.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1) вырубка деревьев
2) увеличение затененности
3) недостаток влаги в летний период
4) сбор дикорастущих растений
5) низкая температура воздуха зимой
6) вытаптывание почвы
15.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии — солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
16.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для биогеоценоза хвойного леса характерны следующие признаки:
1) разнообразие листопадных деревьев
2) обильное разнотравье
3) животный мир представлен хищниками, лосями, грызунами, кабанами и различными птицами
4) ветви у большинства деревьев растут со склоном вниз
5) большинство деревьев вечнозелёные
6) многоярусное сообщество трав, кустарников, деревьев
17.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
|
К естественным биогеоценозам относят
1) дубраву
2) болото
3) сад
4) огород
5) ельник
6) пастбище
18.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?
1) видовое разнообразие
2) рельеф
3) климат
4) замкнутость круговорота
5) разветвлённые пищевые цепи
6) количество источников энергии
19.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?
1) пресная вода
2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л
3) температура воды +29 градусов
4) солёность воды
5) освещённость водоёма
6) скорость течения реки
20.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?
1) пирамида видов
2) пирамида чисел
3) пирамида биомассы
4) пирамида энергии
5) пирамида редуцентов
6) пирамида динамики
21.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России.
1) постоянная температура воздуха
2) видовое разнообразие
3) количество осадков в год
4) разветвлённость пищевых цепей и сетей
5) замкнутость круговорота веществ
6) многообразие источников энергии
22.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Чем характеризуется биоценоз смешанного леса?
1) ярусностью
2) плохой освещённостью всех ярусов
3) отсутствием сбалансированного круговорота веществ
4) разнообразием древесных растений
5) наличием только консументов второго порядка
6) наличием консументов 1, 2, 3-го порядков
23.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Укажите факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе.
1) хищники и паразиты
2) фотопериодизм
|
|
3) газовый состав атмосферы
4) внутривидовая конкуренция
5) состав почвы
6) ёмкость среды
24.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Укажите три функции живого вещества биосферы.
1) транспортная
2) гравитационная
3) тектоническая
4) средообразующая
5) фотопериодическая
6) энергетическая
25.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите характеристики наземно-воздушной среды обитания организмов.
1) давление в среде низкое
2) высокая плотность среды
3) содержание кислорода высокое
4) высокая теплопроводность
5) сезонные температурные перепады
6) ограниченная проницаемость для света
Биосфера/Среды жизни
1.Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает: водной (1), наземно–воздушной (2), почвенной (3) либо организменной (4):
А) Печёночный сосальщик
Б) Щука
В) Дятел
Г) Дождевой червь
Д) Крот
Е) Аскарида
2.Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания – (1) Дно морей, (2) Придонная часть пресных водоемов, (3) Толща морской воды, (4) Влажная почва огородов, лесная подстилка либо (5) Толща воды пресных водоемов:
А) Речной рак.
Б) Камчатский краб.
В) Дафния.
Г) Мокрица.
Д) Циклоп.
Е) Креветки.
3.Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками — (1) Биотические либо (2) Абиотические:
А) Постоянство газового состава атмосферы.
Б) Изменение толщины озонового экрана.
В) Изменение влажности воздуха.
Г) Изменение численности консументов.
Д) Изменение численности продуцентов.
Е) Увеличение численности паразитов.
4.Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:
ГРУППА | ФАКТОР СРЕДЫ | |
1) антропогенные 2) абиотические | А) искусственное орошение земель Б) падение метеорита В) распашка целины Г) весенний разлив вод Д) сооружение плотины Е) движение облаков |
5. Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР | ВИД ФАКТОРА | |
A) хищничество Б) отсутствие корма B) снежный покров Г) бобровая плотина Д) внесение удобрений в почву Е) смена времен года | 1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный |
6.Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ | |
A) морская соль Б) морской ил B) глина Г) почва Д) гранит Е) двусторчатые моллюски | 1) биокосное 2) косное 3) живое |
7.Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ | |
A) известняк Б) базальт B) глина Г) нефть Д) каменный уголь | 1) биогенное 2) косное |
8.Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ | |
A) речной песок Б) горная порода B) морской ил Г) почва Д) колония кораллов Е) плесневые грибы | 1) косное 2) живое 3) биокосное |
9.Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР | ГРУППА ФАКТОРОВ | |
А) лесной пожар вследствие грозы Б) распространение семян растений птицами В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных Г) санитарная вырубка леса Д) питание паразитических животных Е) затопление лугов при ливне | 1) абиотические 2) биотические 3) антропогенные |
10.Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА | ВЕЩЕСТВО | |
А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей | 1) углерод 2) азот |
11.Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.
ПРИМЕР | ГРУППА ФАКТОРОВ | |
А) зарастание пруда ряской Б) увеличение численности мальков рыб В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом Г) образование льда Д) смыв в реку минеральных удобрений | 1) биотические 2) абиотические |
12.Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | |
А) повышение давления атмосферного воздуха Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии Г) взаимодействие между волками в стае Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу | 1) абиотический 2) биотический |
13.Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА | ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ | |
А) основной резервуар – атмосфера Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями В) около 50 % возвращают в атмосферу растения Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде | 1) углерод 2) азот |
14.Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | СРЕДА | |
А) стабильный температурный режим Б) ограниченность пространства В) небольшие колебания температуры Г) сложность широкого распространения большинства организма Д) высокое содержание углекислого газа Е) плотность высокая | 1) почвенная 2) внутриорганизменная |