Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе

Г.

Лекция. Методика работы по чтению произведений различных жанров.

Часа

Основные вопросы

1. Правильность чтения как его навык.

2. Развитие беглого чтения во вспомогательной школе

3. Выразительность,осознанность чтения как его навыки

4. Методика работы по чтению произведений различных жанров. Чтение. Значение уроков чтения в специальной (коррекционной) школе.

Литература

1.Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. — М., 1965.

2.Дульнев Г.М, Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — М., 1981.

3.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

  Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.

Для чтения подбираются произведения устного народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе чтения у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. Для этого применяют вопросы, различные виды планов (картинный, словесный).

Внеклассное чтение ставит задачу формирования читательской самостоятельности: развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, воспитание читательской культуры, желание посещать библиотеку, формирование умений выбирать книгу по интересам.

Чтение имеет многостороннее значение для развития умственно отсталых школьников:

1. чтение как средство повышения уровня общего развития учащихся;

2. чтение как средство развития речи;

3. чтение как средство воспитания учащихся;

4. чтение как средство коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталого школьника.

2. Общеобразовательные задачи: расширение кругозора, уточнение и обогащение знаний и представлений учащихся с нарушением интеллекта об окружающем мире, формирование навыков чтения, формирование интеллектуально-речевых умений работы с текстами произведений: деление текста на смысловые части, озаглавливание, пересказ.

Воспитательные задачи: нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое воспитание учащихся, воспитание положительных качеств личности ребенка.

Коррекционные задачи: повышение общего уровня развития, развитие и коррекция познавательных

Формирование навыка чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы  Характеристика основных качеств чтения.

У учащихся специальной (коррекционной) школы  формируется навык правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.

Правильное чтение– это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Для формирования навыка правильного чтения у детей данной категории используются специальные упражнения, цель которых установление связи между зрительными и речедвигательными образцами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, запоминание читаемых слогов и слов, единство процессов восприятия и осмысления слов:

1. дифференциация сходных слогов и слов (ла-ра, ма-мя);

2. чтение слогов и слов по подобию (Маша, Даша, Паша);

3. чтение слогов и слов с подготовкой (ра-гра-грач);

4. чтение слов, отличающихся 1-2 буквами (кто-кот);

5. чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни (прошел-просмотрел);

Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Для этого указанные упражнения используются на этапе речевой зарядки, с этой же целью используются чтение «по цепочке», чтение по абзацам, по эстафете, выборочное чтение.

Формированию правильного чтения может способствовать наблюдение учащихся за чтением: медленное чтение текста учителем – учащиеся следят указкой по книге, комбинированное чтение (часть текста читается вместе с детьми хором), сопряженное чтение (вместе – учитель и учащиеся) и т. д.

Беглое чтение– это чтение в таком темпе, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение (средний темп – 100-180 слов в минуту). Основой для развития данного качества является достаточный запас представлений об окружающем мире.

Основными приемами работы являются следующие:

1. многократное чтение текста разными способами;

2. речевая зарядка (в начале урока учащиеся читают текст на карточках «про себя», вслух, отвечают на вопросы по прочитанному);

3. чтение в тексте отрывков синтетически (целыми словами) и аналитически (по слогам, с разбором трудных слов и предложений);

4. смысловая догадка (умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета – по заголовку определить, о чем идет речь в тексте; какой рассказ можно составить по иллюстрации; придумать окончание рассказа по его первой части; вставить пропущенные слова в предложение);

5. зрительные диктанты (речевой материал прочитывается, анализируется, запоминается, далее текст или предложения закрываются, дети воспроизводят его в устной или письменной форме, а затем сравнивают с образцом).

Выразительное чтение– это такое чтение, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

Интонация – это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона, ритма, темпа речи, силы звучания, тембра голоса.

Приемы выработки навыка выразительного чтения:

1. отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок для выработки четкой артикуляции звуков речи, хорошей дикции и правильного дыхания;

2. хоровое чтение – для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя;

3. подражание образцу выразительного чтения;

4. чтение по ролям, драматизация текста;

5. специальные упражнения по формированию умений сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств (выделение голосом названного слова, произнесение фраз с разной интонацией);

6. разметка текста и последующее прочтение с ее учетом.

Сознательное чтение– это такое чтение, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Основными видами работы для формирования данного качества являются: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста педагогом, повторное чтение текста учащимися, анализ прочитанного текста, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика литературных героев.

1. подготовка учащихся к восприятию текста может включать экскурсии в природу, на производство, демонстрацию предметов, картин, беседу, просмотр видео- диа- фильмов;

2. словарная работа предусматривает анализ слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте: совершенно незнакомые слова детям педагог объясняет на этапе подготовительной работы, другие слова разбираются после прочтения текста в ходе его анализа, особое внимание уделяется работе над образной лексикой;

3. анализ текста проводится по вопросам учителя, направленным на выделение основных смысловых единиц текста, действующих лиц, их поступков и мотивов, определение последовательности событий и их причинно-следственной обусловленности;

4. закрепление содержания прочитанного текста происходит в ходе работы с иллюстрациями к тексту «словесного рисования», составления характеристики литературного героя;

5. различные виды пересказов (краткий, полный, выборочный, сжатый, с изменением лица рассказчика), планы (картинный, словесный, простой, сложный, цитатный).

21. Методика работы над художественными произведениями в младших классах специальной (коррекционной) школы viiIвида.

1) Подготовительная работа - формирование интереса к автору произведения и предстоящей работе над ним, уточнение и обогащение понятий и представлений учащихся о предметах, явлениях и событиях, описанных в произведении, уточнение и объяснение незнакомых слов и выражений.

2) Чтение рассказа учителем – обеспечение целостного понимания произве-дения, оказание эмоционального воздействия произведения на учащихся, созда-ние интереса и основы для дальнейшего анализа художественного текста, предъ-явление образца выразительного чтения.

3) Ориентировочная беседа – определение первоначальных впечатлений, по-лученных от произведения. Для этого предлагаются такие вопросы: Понравилось вам произведение? Что вам больше всего понравилось (не понравилось)? Что вам запомнилось? Первоначальное впечатление умственно отсталых школьников о произведении определяет дальнейшую работу над ним, создает особый настрой для последующего анализа текста.

4) Повторное чтение рассказа учащимися – упражнения учащихся в чтении, подготовка к анализу текста.

5) Анализ прочитанного рассказа – определение композиции художественно-го произведения, выяснение сюжета и конкретного содержания, проведение спе-циальной работы над языковыми особенностями стихотворного произведения.

6) Словарная работа – определение значения и художественной роли лексики произведения, изобразительно-выразительных средств текста, введение их в ак-тивную речь детей.

7) различные виды пересказов (краткий, полный, выборочный, сжатый, с из-менением лица рассказчика), планы (картинный, словесный, простой, сложный, цитатный), разная доля самостоятельности (пересказ по частям, затем полностью

Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе.

Примерный план работы над сказкой:

1) Подготовительная работа – беседа или наглядно-практическая деятельность с целью актуализации тех образов, о которых говорится в сказке (картинки, игрушки животных, вспомнить их повадки, голос).

2) Чтение сказки учителем - эффективное сочетание рассказывания сказки с демонстрацией диафильма, иллюстраций, кукольного спектакля, использование грамзаписи.

3) Ориентировочная беседа – что понравилось (не понравилось) в сказке, кто герои сказки.

4) Повторное чтение текста учащимися.

5) Анализ текста сказки – первоначально разбирается сказочный смысл, поступки героев, «сказочная лексика» («дворцы белокаменные», «клич бросили», «камни самоцветные»).

6) Работа над текстом - подготовка и чтение по ролям, пересказ, сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. Эффективно организовать рассказ сказки с опорой на картинный план или кадры диафильма.

  Методика работы над стихотворением в специальной (коррекционной) школе.

В литературоведении к художественным особенностям стихотворных произведений относят темпо-ритмическую организацию стиха, особый тип построения художественного образа, повышенную эмоциональность и концентрированность изобразительно-выразительных средств языка. Своеобразие стихотворных произведений обусловлено также делением лирики на виды: по жанрам (ода, эпиграмма, романс и т.д.), по тематике (пейзажная, историческая, патриотическая, любовная и т.д.), на основе лирического образа (собственно лирическая, эпическая, драматическая).

Понимание стихотворных произведений определяется осознанием содержания стихотворения, умениями правильно оценивать эмоциональный настрой произведения, определять свое отношение к предложенному произведению и выделять изобразительно-выразительные средства стихотворного текста.

Изучение стихотворных произведений в старших классах специальной (коррекционной) школы включает следующие этапы:

Подготовительная работа.Подготовка к чтению стихотворения обеспечивает необходимый настрой учащихся на активное восприятие художественного произведения, устранение возможных препятствий к адекватному пониманию текста. В зависимости от специфики стихотворного произведения, его тематики и подготовки учащихся виды подготовительной работы могут быть различными: вступительная беседа, историко-бытовая справка, лингвистический комментарий, устное рисование.

Беседа – наиболее распространенный и продуктивный метод обучения, позволяющий сообщить учащимся определенную информацию, необходимую для правильного понимания читаемого, актуализировать знания учеников о фактах, изученных ранее и связанных с материалом стихотворения, уточнить их эмоциональный опыт, адекватно понять характер произведения.

С целью создания основы для восприятия стихотворного произведения и усиления его эмоционального воздействия на этапе подготовительной работы может быть использована историко-бытовая справка. Как правило, она содержит конкретные факты из биографии поэта, определившие создание произведения, точные даты, сведения о каких-либо исторических событиях, описанных в произведении или косвенно повлиявших на его создание.

Во вводной части урока необходимо объяснить некоторые незнакомые слова, которые затрудняют понимание стиха, с этой целью предлагается лингвистический комментарий.

Первоначальное восприятие стихотворения.На этом этапе происходит знакомство школьников с содержанием стихотворного текста, способами его воплощения, эмоциональным характером стихотворения. Также, чтение стихотворения учителем является для учащихся образцом выразительного чтения, от чего зависит в большей степени первоначальное эмоциональное впечатление, понимание содержания произведения школьниками, качество их самостоятельного чтения. В ходе ориентировочной беседы необходимо выяснить первоначальные впечатления, полученные от произведения. Для этого предлагаются такие вопросы (независимо от тематики стихотворения):

- Понравилось вам стихотворение?

- Что вам больше всего понравилось (не понравилось) в стихотворении?

- Что вам запомнилось из текста стихотворения?

Анализ стихотворного текста.Данный этап работы направлен на то, чтобы помочь учащимся глубже понять своеобразие отражения действительности в лирическом стихотворении, повысить уровень их художественного восприятия, способствовать развитию эмоций, обеспечить понимание образных средств языка. В процессе работы могут быть использованы деление стихотворения на части и анализ каждой из них, выборочное чтение, обобщающие вопросы, использование наглядных средств, например, различных иллюстраций, фотографий, картин и др.

Деление текста на части (относительно законченные по смыслу отрывки, в которых представлены отдельные художественные образы), как правило, сочетается с выборочным чтением. Первоначально с помощью вопросов выясняется, насколько полно и правильно дети поняли смысл произведения. Далее на основе выборочного чтения выделяются основные смысловые отрывки текста. Эффективно сочетать выборочное чтение и с другими видами работы, например, с работой над иллюстрацией.

Обобщающие вопросы предназначены для подведения учащихся к целостному пониманию художественного образа стихотворного произведения. Как правило, они направлены не на воспроизведение конкретного содержания стиха, а на размышления учащихся, на привлечение их собственных представлений и знаний, на формирование умений делать вывод, формулировать свое впечатление о прочитанном стихотворении.

Работа над поэтической лексикой.Работа над выразительными средствами языка представляет собой не что иное, как воспитание внимательного отношения к художественному слову, наблюдение его в тексте и восприятие в более полном и широком объеме. А это ведет к правильному и глубокому воссозданию образа и к пониманию идейно-образного содержания произведения. Этот этап продуктивнее всего построить на использовании разнообразных лексико-стилистических упражнений и ведения “поэтического словаря”.

Эффективным приемом работы над стихотворным произведением, основанным на анализе поэтической лексики, является выделение “смысловых ориентировок“ - слов и выражений, несущих основную смысловую, эмоциональную и языковую нагрузку. Определяя их с помощью учителя, а затем самостоятельно, учащимся достаточно легко усвоить смысл произведения, уловить интонации автора, эмоциональный настрой стиха и передать все это при самостоятельном чтении. Нахождение в поэтическом тексте “смысловых ориентировок” предполагает:1) выделение основных смысловых единиц стихотворного текста (факты, явления, события, предметы, о которых идет речь в стихотворении); 2) определение и осознание изобразительно-выразительных средств, используемых для создания различных образов в стихотворении; 3) объединение усвоенных образов в целую картину посредством обобщающей беседы или творческих заданий (создание рисунков к произведению, устное рисование) и создание целостного впечатления от прочитанного лирического стихотворения.

Выразительное чтение стихотворенияучащимися осуществляется после подробного анализа содержания стихотворения и работы над образными словами и выражениями стихотворного текста. Определение “смысловых ориентировок” позволяет более осознанно проводить работу над логическим ударением и логическими паузами, выделением голосом и интонацией основных смысловых центров (слов, несущих основную содержательную, эмоциональную и языковую нагрузку), а осознание значения эмоционально-оценочной лексики стихотворения способствует передаче эмоций и чувств как автора произведения, так и собственных впечатлений школьников в процессе самостоятельного чтения произведения. С целью подготовки к выразительному чтению и совершенствованию этого навыка могут быть использованы следующие приемы: определение и выделение слов, которые несут смысловое ударение, выделение знаков препинания в тексте и их соблюдение при чтении, определение эмоционального тона стихотворения и передача его при чтении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: