Методика работы над басней в специальной (коррекционной) школе

Басня – это короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Иносказание составляет специфику басни. Через образы и поступки животных отражаются недостатки людей. Воспитательная ценность и яркий образный язык определяют важность изучения таких произведений в специальной школе.

Примерный план работы над басней:

1) Подготовительная работа – беседа, работа с иллюстрациями для актуализации тех образов животных, о которых пойдет речь в сказке, лингвистический комментарий.

2) Чтение басни – учитель читает выразительно полностью (А. К. Аксенова предлагает читать по частям с одновременным разбором).

3) Ориентировочная беседа – понравилась (не понравилась) басня, кто главные действующие лица.

4) Повторное чтение текста учащимися.

5) Анализ текста басни – обобщающие вопросы, выборочное чтение с целью анализа поступков персонажей и понимания морали басни, выяснение контекста (действия животных выражают действия людей).

6) Работа над текстом - чтение басни по ролям, заучивание наизусть, драматизация, изготовление рисунков.

  Методика работы над рассказом в специальной (коррекционной) школе.

а) Рассказ – это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. Рассказы различаются по тематике (о природе, войне, родине и т. д.), по жанрам (юмористический, сатирический, драматический), по композиции (повествовательный, описательный, с пропущенным звеном, со скрытым смыслом).

Наиболее доступными для умственно отсталых детей являются описательные и повествовательные рассказы, которые не содержат сложные смысловые связи.

Примерный план работы над рассказом:

1) Подготовительная работа: это могут быть вводная беседа, краткий рассказ учителя, историко-бытовая справка, лингвистический комментарий. Цель – актуализировать те знания, которые необходимы для более полного и правильного восприятия текста произведения. На этом этапе можно предложить различные иллюстрации сюжета произведения, предметов и явлений, о которых идет речь в произведении.

2) Чтение рассказа учителем – это, прежде всего, образец чтения и условие обеспечения правильного восприятия рассказа.

3) Ориентировочная беседа – несколько вопросов общего плана: Что вы узнали из рассказа? Что вам понравилось? Кто главный герой рассказа?

Такие вопросы помогают оформить впечатление учащихся о рассказе и выявить степень осознания содержания текста школьниками.

4) Повторное чтение рассказа учащимися – это возможность поупражняться учащимся в чтении, условие лучшего понимания содержания текста, и подготовки к последующему разбору и анализу текста.

5) Анализ прочитанного рассказа – направлен на уяснение смысла прочитанного, определение эмоционального характера произведения и его воспитательной ценности. Основными видами работы на данном этапе являются: обобщающие вопросы, выборочное чтение, «словесное рисование», работа над характеристикой литературного героя.

6) Словарная работа – анализ слов и словосочетаний из текста художественного произведения. Учитель предварительно выделяет слова и выражения, которые могут представить трудности для школьников. Приемы объяснения слов: толкование (эшелон – транспорт, поезд специального назначения для массовой перевозки людей, грузов), подбор синонимов (зной - жара), подбор однокоренных слов (промерзнуть – замерзнуть, мерзнуть).

7) Работа над пересказом – первоначально составляется план рассказа (коллективно, вместе с учителем), он может быть также предложен в учебнике, тогда учащиеся подбирают отрывки к каждому пункту плана. План может быть словесный (каждый пункт – отдельное слово, фраза, цитата из произведения), картинный (готовые сюжетные иллюстрации к произведению, или подготовленные учащимися). Текст пересказывается согласно составленному плану – сначала отдельные ученики рассказывают по частям, затем сильный ученик пересказывает полностью все произведение.

б) Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность персонажей облегчают понимание содержания сказки умственно отсталыми учащимися. На материале сказок у детей возможно сформировать элементарные представления о нравственности – о добре и зле, уме и глупости, хитрости и прямодушии, мудрости и жадности. В специальной (коррекционной) школе VIIIвида изучаются следующие виды сказок:

- бытовые («Чья помощь лучше?» 2 класс);

- сказки о животных («Лиса и журавль» - 3 класс);

- волшебные сказки («Сказка о рыбаке и рыбке» - 4 класс).

Методика работы над произведением больших форм в старших классах специальной (коррекционной) школы.

. С 7 класса начинается литературное чтение. Школьники знакомятся с художественными произведениями и биографиями авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу школьного обучения систематизировать знания учащихся в области русской классической и современной литературы. На уроках в данный период учащиеся не читают полностью произведение на уроке, они знакомятся с отрывками из художественных произведений больших форм: повесть, роман, поэма, баллада. Большую часть произведения, изучаемого на уроке, дети читают самостоятельно.

Система работы по изучению художественных произведений больших форм предполагает:

1. проведение уроков изучения биографии поэтов и писателей;

2. изучение одного художественного произведения на нескольких уроках (в зависимости от объема произведения);

3. проведение повторительно-обобщающего урока;

4. выполнение письменных работ: сочинение или изложение.

Этапы работы над художественным произведением на уроках чтении в старших классах специальной (коррекционной) школы VIIIвида:

1) Подготовка учащихся к чтению – необходимо вызвать интерес к теме литературного произведения и обеспечить наиболее полное и правильное восприятие его содержания. Формой подготовительных занятий может быть собеседование, построенное на высказываниях учащихся. Основой для собеседования могут быть рассматривание картин, уже имеющиеся представления у школьников, дополнительная информация, которую сообщил учитель. Если изучается отрывок из повести, то необходимо кратко рассказать о предшествующих событиях. В ходе подготовительной работы также сообщаются биографические сведения об авторах.

2) Чтение литературного произведения – чтение организуется по-разному, в зависимости от объема и характера произведения. Небольшие рассказы, стихи читают целиком, произведения больших форм по частям, чередуя классное и внеклассное чтение.

3) Анализ содержания произведения – обобщающая беседа в сочетании с выборочным чтением. Работа над планом ведется в двух направлениях: расчленение текста на части в соответствии с планом, данным учащимся в готовом виде, и составление самими учащимся плана прочитанного произведения. План обычно составляется простой в виде заголовков. Затем организуется пересказ. В старших классах используются практически все виды пересказов, предусмотренные для умственно отсталых школьников, но наиболее часто используемые – выборочный, сжатый.

4) Работа над образом главного героя произведения: 1) выделение главных и второстепенных героев, 2) характеристика внешности, характера, поступков героев, 3) сопоставление литературных героев, 4) установление взаимосвязи между особенностями характера и поступками героев.

5) Работа над языком произведения – для выяснения значения незнакомых слов и уточнения уже известных используются те же приемы, что и в младших классах, добавляются лексико-стилистические упражнения.

б) Произведения больших форм изучаются на ряде уроков: первый урок – урок изучения биографии поэта (писателя), второй урок – знакомство с произведением и изучение первой его части (изучаемое произведение уже может быть предложено по частям, если нет – учитель, в зависимости от возможностей школьников, предварительно делит сам произведение на смысловые законченные отрывки). Количество уроков зависит от количества частей текста, в заключении проводится повторительно - обобщающий урок. Методика работы над каждой частью художественного произведения аналогична методике работы над рассказом в младших классах. Текст не всегда читается полностью, учитель может прочитать отрывок, или начало, а сильный ученик его продолжить. Обязательно на каждом уроке повторяются все действующие лица произведения, уточняются сюжетные линии и с помощью различных приемов закрепляется содержание произведения: выборочное чтение, чтение по ролям, различные виды пересказов, составление устной характеристики литературного героя. В ходе повторительно-обобщающего урока актуализируется и систематизируется материал и по биографии и по творчеству поэта (писателя). После такого урока можно выполнить письменную творческую работу (сочинение, сочинение, с элементами изложения). Повторительно-обобщающий урок можно провести в виде сравнительного урока по творчеству нескольких авторов (А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: