Слово «товар» хорошо знакомо всем. Но все ли, что нас окружает, может называться товаром? Проанализируем, что является результатом деятельности человека:
колбаса, мыло, радио, спектакль, совет, машина, назначение врача и т. д. Это – результаты человеческой деятельности, выступающие в двух формах: материальные и нематериальные блага. Их отличия в том, что материальные блага – это всегда какая-то определенная вещь, а нематериальные – деятельность (услуга). Для ответа на вопрос вспомним о назначении сферы обмена и чем отличается товарное хозяйство от натурального.
Товар – это продукт труда, произведенный для продажи, с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.
В процессе обмена у товара проявляются два свойства:
1. Свойство обмениваться на другой товар (деньги) в определенных количественных пропорциях, то есть обладать меновой стоимостью.
2. Свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, то есть обладать общественной полезностью (потребительской стоимостью).
Одни товары удовлетворяют производственные потребности в станках,
оборудовании, сырье. Другие товары удовлетворяют наши потребности в пище, одежде,
жилище, музыке, то есть личные потребности.
Стоимость представляет собой общий труд, заключенный в товарах, следовательно,
меновая стоимость – это форма, в которой проявляется стоимость. Благодаря стоимостивсе товары становятся качественно-однородными (в них заключен одинаковый общий труд), вполне сопоставленными на рынке.
Равенство меновых стоимостей возникло потому, что представленные товары имеют одиночную стоимость, которая создана общим трудом – работой,
предназначенной для удовлетворения потребностей общества. С образованием стоимости связано закономерное развитие товарного производства.
Товар (Т), который беспрепятственно обменивается на любой другой, получил название всеобщего эквивалента. С течением времени роль всеобщего эквивалента прочно закрепилась за денежным товаром, или деньгами (Д). Это привело к утверждению денежной реформы стоимости.
Роль денег закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром.
Почему? Так как любой товар, выступающий в качестве эквивалента, имеет двойную полезность, то есть полезность товара как товара и полезность товара как эквивалента. У
товарных денег (соль, мех, вино, скот) эти две полезности равноправны. Люди нашли такой товар, у которого полезность как товара намного ниже, чем полезность как эквивалента. К тому же металл обладает большой сохранностью, делимостью, наличием в достаточном количестве для обмена (платина реже), большой стоимостью. Этому критерию удовлетворяли благородные металлы, они и стали деньгами.
Деньги –это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, это– «Товар товаров».
1. Деньги как мера стоимости, то есть измеряют стоимость всех товаров.
Стоимость вещи, выраженная в деньгах – его цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требуются, так как продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах).
2. Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (Т–Д–Т): осуществив продажу товаров (Т–Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д–Т). Средством обращения выступают только реальные деньги.
Первоначальную функцию обращения золото выполняло в слитках. Использование слитков замедляло и затрудняло расчеты. Их приходилось взвешивать, определять пробу,
делить на части. Ситуация упростилась с появлением чеканки монет.
Монета – слиток металла определенной формы,вес и проба которого официальноподтверждены поставленным на нем штемпелем государства. Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Лишь в процессе обращения бумажные деньги приобретают представительную стоимость в отличие от полноценных денег, совершающих оборот за счет собственной внутренней стоимости.
3. Деньги как средство образования сокровищ и накопления. Если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар,
то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливает их, образует сокровища. Эту функцию могут выполнить только полноценные и реальные деньги: золото, серебро в виде монет и слитков.
4. Деньги как средство платежа. Товары необязательно продавать и покупать только за наличные средства. Покупатели не всегда имеют наличные деньги, продавец иногда заключает сделки по продаже будущих товаров, то есть возникает необходимость купли-продажи в кредит, с отсрочкой платежа. При продаже в кредит средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. По истечении срока действия обязательства, заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательстве сумму. Из этой функции возникает особая форма денег – кредитныеденьги. Основные виды:вексель,банкнота,чек;кредитная карточка.
В условиях кредитных отношений количество обращающихся денег равно сумме цен товаров, подлежащих реализации (ТЦ) минус сумма цен вещей, проданных в кредит
(К р) плюс сумма платежей, по которым наступил срок платежа (П) минус взаимопогашающиеся платежи (ВП). Итоговая сумма делится на число оборотов одноименных денежных единиц:
Д = | ТЦ - К р+ П - ВП | ||||||||
. | |||||||||
С 0 | |||||||||
Количество денег в обороте |
| ||||||||
Д = | ТЦ | , | |||||||
С 0 | |||||||||
где | Т – | количество товаров; |
| ||||||
Ц – | их цена; |
| |||||||
С 0 | – | скорость обращения денег; |
| ||||||
К р | – | цена товаров, проданных в кредит; | |||||||
ВП – | сумма взаимопогашающихся платежей; | ||||||||
П – | сумма платежей, по которым наступил срок платежа. | ||||||||
Ликвидность – способность обязательства быть обращенным в наличные деньги.
Задание
1. Подсчитайте годовое количество денег в стране, необходимое для
обращения при следующих условиях.
Показатели, млрд руб. | Вариант 1 | Вариант 2 |
ТЦ | 94 | 180 |
К р | 40 | 80 |
П | 20 | 40 |
В П | 14 | 28 |
С 0 | 5 | 10 |
Что произойдет с количеством денег в обращении при широком введении чековой системы?
2. У вас имеется 10 млн руб. наличными, а у вашего друга – загородный дом, оцениваемый в 10 млн руб. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли ликвидный способ хранения имущества более рационален?
3. Какие функции денег наиболее отчетливо иллюстрируют следующие ситуации:
а) для покупки автомобиля вам нужны деньги и вы собираетесь продать загородный дом;
б) как человек бережливый, вы иногда откладываете на черный день;
в) в ресторане, куда вы пришли, официант показывает меню с указанием цен готовящихся блюд;
г) помещение денег в банке;
д) оплата налогов.
4. Подсчитайте годовое количество денег в стране, необходимое для обращения при следующих условиях. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составит 385 млрд франков, сумма цен продуктов, проданных в кредит, – 38 млрд, сумма платежей по кредитным сделкам, подлежащих к оплате в данном периоде, – 154 млрд, взаимопогашаемые платежи – 81 млрд франков, количество оборотов одноименных монет – 6 раз в год. Что произойдет с количеством денег при широком введении чековой системы?
5. За прошлый год ценность товарооборота в одной стране составляет
100 трлн руб. В нынешнем году цены выросли на 20 %, хотя производство товаров осталось неизменным. Из-за роста неплатежей предприятий скорость оборота рубля снизилась с 10 оборотов до 8. Как изменилось количество денег, необходимых для оборотов?
Контрольные вопросы
1. В чем проявляются функции денег?
2. Что такое деньги? Что такое товар?
3. Чем товар отличается от продукта?
4. Как регулируется количество денег в обращении?
5. Назвать кредитные деньги.