Духовная жизнь: достижения и потери

Политика советского руководства в области культуры получила название «культурной революции».

Образование. К середине 30-х годов, после ряда экспериментов 20-х гг., завершилось формирование системы народного образования. Были введены обязательные государственные программы обучения стабильные учебники и жесткий распорядок самого учебного процесса. Сложилась единая система образования, включавшая в себя начальную; среднюю, среднюю специальную и высшую школу. Значительно выросло количество учащихся, учителей, учебных заведений. Так, если в 1917г. число вузов было немногим более 100, то к 1941г. их стало 817. К концу 30-х гг. в городах был завершён переход к обязательному семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городах и семилетнему в сельской местности и национальных районах.

Наука и техника. Изучение Арктики (экспедиции О.Ю. Шмидта, И.Д. Панина), открытие нефтеносных и рудных районов (П.П. Лазарев, И.М. Губкин), разработка теории космических полетов (К.Э. Циолковский), изучение реактивного движения и разработка ракетной техники (Ф.А. Цандер, С.П. Королев, В.П. Глушко).

Развитие авиации. Большие средства вкладывались в создание конструкторских бюро по разработке военной техники и вооружения. В середине 30-х гг. в регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения академии наук СССР и научно-исследовательские институты. Во 2-й половине 30-х гг., в стране работало свыше 800 НИИ и их филиалов.  

Художественная культура. Противоречивость самого процесса социалистических преобразовании проводимых в стране отразилась и в сфере художественной культуры: с одной стороны многообразие творческих объединений направлений, течении с другой - вмешательство партийных функционеров в процесс творчества, и эмиграция творческой интеллигенции. Особое место в мире художественной культуры занимал Пролеткульт (пролетарская культура)

Литература. В 1934г. была создана творческая профессиональная организация - Союз писатели СССР, первым председателем которого стал М. Горький. Развитие отечественной литературы этого периода связана с именами. А. Толстого, М. Шолохова, Ф. Гладкова, Л. Леонова, Д. Фурманова, А. Фадеева, А Твардовского, М. Булгакова, Б. Пастернака, Л. Сейфуллиной и др.

Изобразительное искусство. Взамен созданных в 20-е гг. объединений возник Союз художников. Историко-революционная тематика стала преобладающей в творчестве советских художников (Б. Иоганос, А. Герасимов, И. Бродский, И. Грабарь). Крестьянский быт нашел отражение в творчестве А. Пластова, пейзаж включая и городской, характерен для Ю. Пименова, Т. Мисского, Н. Крымова, многообразная живопись П. Кончаловского.

Театральное искусство. Театры оказались одним из наиболее устойчивых элементов культурней жизни страны. Преобладающим оставался классический репертуар: пьесы Гоголя, Островского, Чехова и Горько.

Советское кино. Революция была одной из ведущих тем: «Ленин в Октябре», «Левин в 1918г.», «Мы из Кронштадта», «депутат Балтики», трилогия о Максиме. Всё больше выходило фильмов о сильных личностях: «Петр Первый», «Богдан Хмельницкий», «Суворов», «Иван Грозный», «Щорс», «Чапаев». Особое место принадлежит первый советским кинокомедиям «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

ТЕМА: СССР В 30-Е ГГ.  

СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

В первом пятилетнем плане (1928/29-1932-33гг.) советское руководство поставило цель: построить фундамент социалистической экономики. В годы пятилетки были построены 1500 предприятий, крупнейшими из которых стал Днепрогэс, тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске, автомобильный в Москве и Нижнем Новгороде, магнитогорский и кузнецкий металлургические комбинаты. Средства для индустриализации брали за счёт сельского хозяйства, займов, увеличения вывоза за границу природных ресурсов и хлеба. Использовался и труд заключённых на строительстве промышленных и других объектов.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) был принят на XVII съезде ВКП (б) в январе 1934г. Главным лозунгом пятилетки был: «Кадры решают всё». За годы второй пятилетки продолжено строительство 4,5 тыс. крупных заводов, сданы в эксплуатацию: Уралмаш, Новотульский, Новолипецкий, Криворожский металлургические заводы. Индустриализация создала материально-техническую базу для: укрепления экономической самостоятельности, технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса, укрепления обороноспособности страны.

Значительные слои общества, в первую очередь молодёжь, поддерживали политику индустриализации, что нашло своё проявление в широко распространённом социалистическом соревновании (ударничество. встречные планы, стахановское движение). Ценой огромного напряжения сил и лишений советских людей страна вышла на индустриальный уровень развития и заняла втрое место в мире по объему промышленного производства.

Задание: запишите в конспект понятие,  задачи и итоги индустриализации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: