Метод шкалирования в оценке персонала

Метод шкалирования подразумевает использование специально разработанных шкал (как правило, это нумерационные, номинальные и описательные шкалы). Шкалы делят также на двухбалльную ("удовлетворительно" и "неудовлетворительно"), трехбалльную ("ниже ожиданий компании", "соответствует ожиданиям компании", "превышает ожидания компании"), четырехбалльную, пятибалльную и далее (чаще всего максимальная оценочная шкала состоит из десяти делений).

Нумерационная шкала содержит оценки, обозначенные цифрами (например, от 1 до 5 или от 1 до 10). Каждой цифре соответствует определенное значение (например, "5" – очень высокий уровень, "4" – высокий уровень, "3" – средний уровень "2" – уровень ниже среднего; "1" – неприемлемый уровень) (табл. 4.2). Бывают шкалы, направленные как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Таблица 4.2 - Фрагмент оценочного листа с использованием нумерационной шкалы для оценки нового руководителя

Показатель 1 2 3 4 5

1

Профессиональные качества          
Уровень профессионализма          
2 Готовность принимать новое в работе          
3 Внимательное отношение к подчиненным          
4 Чувство ответственности          
5 Трудолюбие          

1

Личностные качества          
Способность найти контакт с любым сотрудником          
2 Принципиальность в работе          
3 Личностный авторитет          
4 Вежливость          
5 Выдержанность          

Итого баллов

Номинальная шкала представляет собой шкалу с примерными вариантами делений, такими как: а) "очень хорошо", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо"; б) "постоянно", "часто", "иногда", "редко", "никогда"; в) "преимущественно средне", "ниже среднего", "выше среднего". Описательная шкала оценки подразумевает описание каждого из делений шкалы (например, по критерию оценки "быстрота работы" шкалы описывают: "работает очень быстро", "работает быстро", "работает равномерно" и т.д.) (табл. 4.3).

Таблица 4.3 - Фрагмент оценочного листа секретаря с использованием описательной шкалы для оценки нового руководителя

Показатель оценки Намного превосходит требования Превосходит требования Соответствует требованиям Соответствует некоторым требованиям Не соответствует требованиям
1 Индивидуальные особенности работы: ответственность, надежность, преданность          
  Умение организовывать и планировать          
  Решение проблем (обоснованность мнения), инициативность          
2 Межличностное взаимодействие: письменные и устные коммуникации          
  Обслуживание клиентов          
  Адаптивность          

Чаще описательные шкалы используются в другой разновидности метода шкалирования, являющейся более усовершенствованной его формой. Это метод рейтинговых шкал оценок, посредством которого определяют различные уровни эффективности выполнения работы или владения навыком, и каждому из этих уровней сопоставляется определенный балл. Таким образом можно оценивать результаты работы сотрудника, степень достижения поставленных индивидуальных целей, владения каким-либо навыком, а также деловые качества оцениваемого работника. В ходе измерения оценки разрабатывается специальная шкала, которая предполагает использование определенной оценочной формы (табл. 4.4).

Таблица 4.4 - Пример рейтинговой шкалы оценки производительности труда сотрудника

5 Работает очень быстро. Очень расторопен. Постоянно без большой спешки делает максимально возможное количество работы
4 Работает быстро. Расторопен. Делает без большой спешки большое количество работы
3 Работает равномерно. Как правило, делает тот объем работы, который достигается в среднем
2 Работает медленно. На все дела затрачивает больше времени, чем обычно для этого требуется. Не достигается средняя производительность
1 Работает очень медленно, практически ничто не продвигается вперед. Далек от достижения ожидаемой производительности

Метод шкалирования достаточно прост в использовании, не требует крупных материальных или временных затрат. Однако часто трудностью и ошибкой в его применении является наличие неясных формулировок в шкалах. Для достижения большей результативности оценки необходимо избегать неясных норм, т.е. оценок в выражениях "отлично", "хорошо", "плохо", так как эксперты по-разному воспринимают эти шкалы и могут дать спою собственную интерпретацию (табл. 4.5).

Таблица 4.5 - Графическая шкала оценки с нечеткими нормами

  Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо
Качество работы        
Количество работы        
Изобретательность        
Честность        

Для устранения главной проблемы при использовании метода шкалирования (неопределенность при выборе оценок) можно предварительно описывать каждую градацию шкалы и предоставлять бланки описаний оценки каждому эксперту.

Решением проблемы двусмысленности трактовки "средних" шкал может быть использование четырех-пяти балльных шкал. Важно поставить под сомнение оценку "3" в пятибалльной шкале и другие "средние" оценки в иных шкалах, так как подобные оценки не дают точной информации и не способствуют получению максимально объективной информации о сотруднике и его работе в компании.

Кроме того, для достижения наибольшей эффективности метода шкалирования оцениваемые характеристики в оценочных шкалах должны соотноситься с содержанием и ключевыми показателями, определяющими эффективность профессиональной деятельности работников; каждый пункт (градация) шкалы должен быть кратким, однозначным и соответствовать оцениваемому показателю; показатели должны быть сбалансированы и не смещаться к одному полюсу (в негативную или позитивную сторону); используемые шкалы должны охватывать весь спектр возможных показателей эффективности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: