Основу законности составляет ряд ее важных принципов (требований)

1. Верховенство закона, т.е. приоритет закона, прежде всего конституции страны, над всеми остальными правовыми нормативными актами, субординация правовых нормативных актов в соответствии с их юридической силой.

2. Единство законности, т.е. всеобщность действия законов и подзаконных актов, единое их понимание и применение на всей территории страны.

3. Всеобщность законности, т.е. равенство всех лиц перед законом, недопустимость каких-либо необоснованных привилегий, исключений для отдельных граждан, социальных групп, государственных органов или общественных организаций.

4. Реальность законности, т.е. реальное (фактическое), а не формальное осуществление всеми субъектами права своих прав, свобод и обязанностей, установленных законами и подзаконными актами.

5. Неотвратимость юридической ответственности за правонарушение, т.е. ни одно правонарушение не должно оставаться без внимания государства, а виновные должны быть привлечены к юридической ответственности.

6. Сочетание законности и целесообразности, т.е. выбор наилучшего варианта осуществления требований закона, но исключительно в рамках закона. Отступление от требований закона по соображениям пользы, эффективности, гуманности и т.п. недопустимо.

7. Сочетание законности и справедливости, т.е. требования законов и подзаконных актов должны отражать идеалы справедливости - демократизм, равноправие, гуманизм, своевременность.

Законы и подзаконные акты не могут быть реализованы автоматически, без соответствующих условий и средств.

Гарантии законности - это комплекс общих и специальных условий, обеспечивающих соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов.

К общим условиям, обеспечивающим соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов, относятся политические, экономические, социальные и духовно-нравственные (идеологические) гарантии.

Политические гарантии представляют собой функционирование политической системы общества, ее политических институтов, обеспечивающих участие населения в управлении делами общества и государства, в том числе в нормотворческой и правоприменительной деятельности, т.е. развитие институтов непосредственной и представительной демократии.

Под экономическими гарантиями понимают способность экономической системы общества обеспечивать рост экономического потенциала страны, противостоять экономическим кризисам.

Социальные гарантии представляют собой способность общества обеспечивать материальной достаток населения, достойный уровень его жизни, заботиться о малообеспеченных членах общества.

К духовно-нравственным (идеологическим) гарантиям относится деятельность общества по правовому воспитанию своих членов, повышению правового сознания и правовой культуры населения, его правовой активности.

К специальным условиям, обеспечивающим законность, относятся юридические средства и юридические нормы, получившие наименование юридических гарантий.

В число юридических гарантий входят:

- средства предупреждения, выявления и пресечения правонарушений;

- средства защиты населения от правонарушений;

- право на обжалование действий должностных лиц, нарушающих закон;

- равноправие граждан перед законом и судом;

- презумпция невиновности и др.

С законностью тесным образом связано другое правовое явление - правовой порядок (правопорядок).

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, которое выражается в правомерном поведении участников этих отношений. Это непосредственный результат реализации (соблюдения и исполнения) требований норм права.

Выделяют три основных элемента правопорядка:

- право и законность, которые составляют нормативно-правовую основу правопорядка;

- правомерное поведение как содержание правопорядка, фактический результат действия права;

- субъекты права (участники правоотношений), наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Правопорядок является следствием функционирования права и законности, юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений и обеспечивает правомерное поведение его участников.

Реализация права во многом характеризуется законностью, которая может быть определена и как аспект общеобязательности права, и как соответствующая идея, и как особая политико-правовая реальность, относящаяся к глубинным элементам структуры права и существенно влияющая на эффективность правового регулирования.

В целом законность может быть охарактеризована как реальность права, такая реальность, когда его требования, гарантированные им возможности последовательно, полно и точно претворяются в жизнь.

Этот подход принципиально важен для теории права в нескольких отношениях.

Во-первых, понятие законности - одна из граней реалистического отношения к праву, к его общеобязательности, к его силе и ценности.

Во-вторых, существенное значение имеет принцип (идея) законности, который непосредственно выражает уровень гуманистического содержания господствующего мировоззрения, природу данной общественной системы, ее нацеленность на обеспечение и охрану прав личности, по исключению естественной жизни произвола и бесправия личности.

В-третьих, понятие законности позволяет еще раз - после рассмотрения собственно права и правосознания и ряда специальных правовых вопросов - обратиться в рамках общетеоретической проблематики к высокозначимым общественно-политическим вопросам. Анализ законности как особого самостоятельного общественно-политического явления позволяет определенным образом охарактеризовать данную правовую систему, увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями свойственного стране политического режима.

Сама по себе законность непосредственно связана с демократией.

А глубокое единство демократии и законности возникает лишь в условиях правового государства и правового гражданского общества.

Основные требования законности, проявляющиеся в условиях демократических политических режимов, это:

1) всеобщность права, т.е. необходимость развитого, совершенного законодательства - такого, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, регулируются законом, а не произволом, или чьей-либо прихотью; в законодательстве не должно быть таких существенных пробелов и таких несовершенств, которые бы давали возможность для произвольных действий;

2) верховенство конституции и закона, т.е. подчиненность всех иных нормативных и индивидуальных актов действующим законам, а всех законов и других актов государственных органов - конституции;

3) равенство всех перед законом, предъявление всем участникам общественных отношений одинаковых требований, отсутствие у кого-либо привилегий;

4) наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав (строжайшее соблюдение и исполнение обязанностей; беспрепятственные возможности для исполнения субъективных прав);

5) гарантированное качественное применение права, активная и решительная борьба с правонарушениями, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон;

6) стабильность, устойчивость правопорядка, эффективная работа всего механизма правового регулирования. Эти требования и образуют законности и в конечном итоге должны привести, в соответствии с идеалами законности, к тому, чтобы все изложенное в юридических нормах могло стать реальностью, переключилось в фактическое поведение участников общественных отношений, в действительную правомерность этих отношений, в строгий правопорядок.

Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права в условиях правового государства является правопорядок - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практические осуществление требований права и режима законности.

Понятия "законность" и "правопорядок" близки друг к другу, обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимно заменяемые). И все же правопорядок - результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок - это уже фактическое "правовое состояние" упорядоченности общественных отношений, та нормальная правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности.

Будучи венцом, итогом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право - законность - правопорядок).

Основные черты правопорядка рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом.

 

 

 

Конституционное право России является важной составной частью национального права, представляет совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право определяет структуру, принципы организации, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной власти, отношения с ней человека и гражданина.

Предметом конституционного права России также являются наиболее значимые общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизнедеятельности общества, регулируемые нормами конституционного права. М.В. Баглай сводит эти отношения в два блока: по поводу устройства государства и организации государственной власти (властеотношения) и по поводу охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством).

 

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. К ним относятся народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства, а также определение субъектов государственной власти и способов ее реализации. Этим объясняется основополагающий характер данной отрасли права.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других - предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Применительно к отрасли права конституционное право можно определить как ведущую, центральную отрасль национального права, представляющую собой систему правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения, механизм осуществления народовластия, характеризующуюся особым юридическим режимом и предметом регулирования.

 

Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми методами, под которыми понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Традиционно в конституционном праве существуют такие методы воздействия на общественные отношения, как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение и запрет.

Основными методами являются метод регулирующего воздействия, предписывающий участникам общественных отношений вести себя определенным образом, и охранительный метод, особенностями которого являются его учредительный, императивный, универсальный характер.

 

Источники конституционного права являются формой, в которой существуют нормы конституционного права. Посредством источников создаются, изменяются, отменяются нормы конституционного права.

Источники конституционного права отличаются множественностью и разнообразием. Это обусловлено тем, что многие государственные органы осуществляют правотворческие функции в конституционно-правовой сфере. Для источников конституционного права характерна иерархичность, обусловленная иерархией самих государственных органов.

 

Большое количество источников конституционного права обусловливает их классификацию. Учитывая федеративный характер Российского государства, все источники могут быть разделены на федеральные, федерально-региональные, региональные и местные.

Федеральные источники конституционного права. К федеральным источникам конституционного права относятся:

- Конституция РФ,

- законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ,

- общепризнанные принципы и нормы международного права,

- международные договоры Российской Федерации,

- федеральные конституционные законы,

- федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы,

- акты Президента РФ,

- акты Правительства РФ,

- нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ,

- отдельные законодательные акты Союза ССР.

 

Источники конституционного права на уровне субъекта Российской Федерации. К данным источникам конституционного права относятся:

- конституции республик в составе Российской Федерации;

- уставы других субъектов РФ;

- законы субъектов РФ, содержащие конституционно-правовые нормы;

- правовые акты органов власти субъектов РФ;

- договоры и соглашения, заключенные между субъектами РФ.

Иные источники конституционного права. Отдельные нормы конституционного права могут содержаться:

- в уставах муниципальных образований;

- в соглашениях, заключенных между муниципальными образованиями.

 

В правоведении под конституцией принято понимать универсальный нормативно-правовой акт, имеющий, как правило, форму основного закона, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения в рамках "треугольника": личность - общество - государство.

Сущность конституции традиционно раскрывается через рассмотрение ее в качестве политического, юридического и идеологического документа. Если первое выражает основные принципы и правила поведения участников политических отношений, то второе предельно отражает сущность конституции как правового акта, обладающего высшей юридической силой. Идеологический характер выражается в провозглашении в конституции определенных идеологических установок или идеологического приоритета. Такое свойство конституции присутствует даже в тех странах, где конституция закрепляет идеологическое многообразие.

Сосредоточим внимание на правовой природе конституции. Конституция - правовой акт, определяющий основы устройства общества и государства, учреждающий систему органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающий основы правового статуса личности.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок, особые формы охраны и др.;

5) стабильность и реальность.

 

Особые юридические свойства - это те качества, которые отличают конституцию от других правовых актов. Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года:

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. В признании верховенства Конституции РФ заложена не свойственная прежним, советским, конституциям идея подчинения государства конституции, праву. Иными словами, юридическое верховенство Конституции РФ состоит в установлении идеи конституционализма и подчинении государства Конституции РФ, организации общественных отношений сообразно ее положениям и смыслу.

2. В статье 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции РФ имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции РФ показывает ее наивысшее место в системе правовых актов и означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они будут недействительны.

3. Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России.

4. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Конституционный Суд РФ играет важную роль в охране Конституции РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.

 

 

 

 

Понятие "конституционный строй" тесно связано с конституционализмом как политико-правовой доктриной и одновременно с системой правления, основанной на идеалах демократии: верховенстве права в жизни общества и государства; верховенстве и определяющей роли конституции в правовой системе, ее прямом действии; признании прав и свобод чел

В гл. 1 действующей российской Конституции "Основы конституционного строя" юридически закрепляют конституционный статус государства, его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.

Основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, составляют нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, развивающие, конкретизирующие исходные принципы, в частности, устанавливающие компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных нормативных правовых и индивидуальных решений, права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляющие юридические и другие гарантии реализации основ конституционного строя.

Принципиальная новизна основ, на которых с принятием новой Российской Конституции базируется устройство государства и общества (конституционного строя) Российской Федерации, состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Отныне центральное место в системе отношений, охватываемых понятием "конституционный строй", занимает человек, его конституционно-правовой статус, его жизнь, честь, достоинство и свобода, личная неприкосновенность, естественное и неотчуждаемое право быть собственником.

 

Основы конституционного строя обычно подразделяют на группы в зависимости от сферы устанавливаемых ими общественных отношений.

Первую группу составляют принципы, определяющие конституционный статус Российской Федерации, основы организации государственной власти. К ним можно отнести конституционные характеристики государства, закрепленные в ст. 1 Конституции РФ: демократический, федеративный, правовой характер государства, республиканскую форму правления. К этой же группе относятся государственный суверенитет и разделение властей как основополагающий принцип организации деятельности органов государства.

Во вторую группу входят принципы, определяющие конституционный статус человека и гражданина, основы взаимоотношений личности, общества и государства. Это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, установление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а также право на гражданство, его неотъемлемость, принципы единого и равного гражданства, равноправия граждан.

В третью группу обычно включают основы конституционного строя, устанавливающие общие принципы гражданского общества и его основные институты: социальный характер государства, свободу экономической деятельности, многообразие и равную защиту различных форм собственности, местное самоуправление, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, светский характер государства.

Основы конституционного строя иногда определяют и как наиболее общие принципы конституционного права. Они составляют каркас конституционного права и определяют его творческое воздействие на все отрасли права.

 

Человек, его права и свободы занимают центральное место в Конституции РФ. Их признание, соблюдение и защита - цель и задача существования государства.

 

Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина, некоторые из них являются новыми в нашем законодательстве, а также впервые закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст. 2).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации (ст. 19).

Перечень прав и свобод, закрепленный в глава 2 Конституции РФ, состоит из 48 статей и учитывает в полном объеме требования международного права в отношении прав и свобод человека и гражданина.

 

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на личные (гражданские), социально-экономические, политические, культурные.

 

Перечень прав и свобод в Конституции РФ открывается личными (гражданскими) правами: право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21), свобода и неприкосновенность личности (ст. 22), тайна частной жизни и коммуникаций (ст. ст. 23, 24), неприкосновенность жилища (ст. 25), право на культурную самоидентификацию (ст. 26), свобода передвижения и поселения (ст. 27), свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова (ст. 29).

Личные права и свободы являются неотчуждаемыми, присущими каждому от рождения, не зависящими от наличия или отсутствия гражданства.

 

Социально-экономические и культурные права и свободы закреплены в большом количестве статей Конституции РФ, преимущественно в ст. ст. 34 - 44. Перечисленные в этих статьях права, свободы и обязанности можно условно разделить на три группы:

1) права и свободы в сфере экономической деятельности (право частной собственности (ст. 35); право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57));

2) права и свободы в социальной области (право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58));

3) права и свободы в области культуры и просвещения (право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44)).

 

Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

 

Виды политических прав и свобод:

 

- Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

 

- Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

 

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

 

- Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

 

- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

 

- Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

 

- Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

 

- Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

 

 

Конституционные обязанности человека и гражданина

 

В Конституции РФ правовой статус личности закреплен совокупностью не только прав и свобод, но и обязанностей.

Обязанности, закрепленные в Конституции РФ, являются лишь частью обязанностей, которые закон возлагает на человека, личность. Содержание и объем этих обязанностей конкретизируются в соответствующих актах.

Конституционные обязанности требуют от государства и его органов создавать условия, предпринимать меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение предписаний. Основные обязанности закреплены в Конституции РФ в форме требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого.

Конституционные обязанности не обладают присущим правам и свободам свойствами непосредственного действия. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно либо вообще невозможно.

Важнейшей обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции и законов (ст. 15 Конституции РФ).

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений, требует от лица не только правомерного поведения во всех сферах жизни и деятельности, но и призывает его содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) в качестве безусловного требования государства. Налоговые правоотношения предполагают субординацию сторон. Принцип всеобщности налогообложения распространяется только на обязательные платежи, прямо установленные в Налоговом кодексе РФ.

В ст. 58 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Важность сохранения среды обитания человека для настоящего и будущих поколений не подлежит сомнению. Поэтому обязанность охраны природы отнесена к разряду основных, конституционных. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями закона о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, сочетании экологических и экономических интересов, рациональном использовании природных ресурсов, соблюдении требований природоохранного законодательства.

 

Необходимость повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями обусловила включение соответствующей главы в Уголовный кодекс РФ (гл. 26). Уголовная ответственность предусматривается за такие преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

 

Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой - особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" <1> на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение.

 

 

 

Важнейшее значение имеет ст. 1 Конституции РФ, поскольку она дает определение Российской Федерации, перечисляя ее важнейшие признаки, которые затем конкретизируются в Основном Законе. Российская Федерация определяется как демократическое, федеративное, правовое государство.

Определение России как федеративного государства конкретизируется далее в конституционных положениях о суверенитете Российской Федерации, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных субъектов Российской Федерации и основах федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства Российской Федерации (ст. 6), органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 11).

 

К принципам федеративного устройства Российской Федерации относятся:

- государственная целостность;

- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;

- равноправие субъектов Федерации;

- единство системы государственной власти.

 

Важнейшими для понимания основ конституционного строя являются нормы, сформулированные в ст. 5 Конституции РФ:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои уставы и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Таким образом, в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих Федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей ее национального состава:

- республики (в эпоху СССР они именовались автономными) являются национально-государственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта;

- края (ранее крупные административно-территориальные единицы, в состав которых входили автономные области и автономные округа);

- области (традиционно именуемые крупные административно-территориальные единицы, в некоторых из них были и остаются автономные округа);

- города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург (Ленинград), в советском прошлом - города республиканского подчинения; а с 2014 г. - Севастополь, в советский период - самостоятельный административно-хозяйственный центр, также отнесенный с 1948 г. к категории городов республиканского подчинения) представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским, населением;

 

- автономная область (в советский период их было пять, в настоящий момент сохранилась одна - Еврейская автономная область) - национально-территориальное государственное образование, входящее в Хабаровский край;

- автономные округа (появились в 1930-е годы и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой как часть более крупных административно-территориальных единиц) подобны автономной области и являются национально-территориальными государственно-правовыми образованиями, входящими (за исключением Чукотского автономного округа) в состав области (три округа), имеющими своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов северных территорий.

 

 

Система органов государственной власти Российской Федерации.

Правительство РФ. Судебная власть.

 

Основными конституционными принципами организации и деятельности государственных органов Российской Федерации являются:

1. Участие народа в организации деятельности органов государства (как один из составных принципов народного суверенитета).

Основные положения этого принципа закреплены в следующих положениях Конституции РФ:

- носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

- граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, а также через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

- граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

- граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32).

2. Одним из важнейших принципов организации системы государственной власти Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 10), является разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Разделение властей является структурообразующим и функциональным принципом в целях рациональной организации и контроля государственной власти.

 

 

Президент Российской Федерации

Статья 80

 

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

 

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

 

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

 

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

 

Статья 81

 

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

 

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

 

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

 

Статья 82

 

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

 

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

 

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Статья 83

 

Президент Российской Федерации:

 

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

 

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

 

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

 

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

 

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

 

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

 

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

 

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

 

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

 

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

 

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

 

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

 

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

 

Статья 84

 

Президент Российской Федерации:

 

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

 

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

 

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

 

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

 

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

 

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

 

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1)

Статья 85

 

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

Статья 86

 

Президент Российской Федерации:

 

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

 

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

 

в) подписывает ратификационные грамоты;

 

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

 

Статья 87

 

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

 

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

 

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

 

Статья 88

 

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

 

Статья 89

 

Президент Российской Федерации:

 

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

 

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

 

в) осуществляет помилование.

 

Статья 90

 

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

 

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

 

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

Статья 91

 

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

 

Постановление Конституционного Суда РФ по делу По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2)

Статья 92

 

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

 

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

 

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

 

Постановление Конституционного Суда РФ по делу По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2)

Статья 93

 

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

 

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

 

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

 

Федеральное Собрание

Статья 94

 

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

 

Статья 95

 

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

 

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

 

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

 

Статья 96

 

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

 

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

 

Статья 97

 

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

 

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

 

Статья 98

 

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

 

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

 

Статья 99

 

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

 

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

 

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

 

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

 

Статья 100

 

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

 

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

 

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

 

Статья 101

 

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

 

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

 

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

 

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

 

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

 

Статья 102

 

1. К ведению Совета Федерации относятся:

 

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

 

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

 

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

 

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

 

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

 

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

 

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

 

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

 

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

 

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

 

Статья 103

 

1. К ведению Государственной Думы относятся:

 

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

 

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

 

 

 

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

 

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

 

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

 

ж) объявление амнистии;

 

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

 

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

 

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

 

Постановление Конституционного Суда РФ по делу по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)

Статья 104

 

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

 

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

 

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

 

Статья 105

 

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

 

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

 

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

 

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

 

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

Постановление Конституционного Суда РФ по делу по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106

Статья 106

 

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

 

а) федерального бюджета;

 

б) федеральных налогов и сборов;

 

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

 

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

 

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

 

е) войны и мира.

 

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106

Статья 107

 

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

 

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

 

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

 

Постановление Конституционного Суда РФ по делу по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)

Постановление Конституционного Суда РФ по делу по делу о толковании отдельных положений статьи 107

Статья 108

 

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

 

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

 

Постановление Конституционного Суда РФ по делу по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)

Статья 109

 

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

 

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

 

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

 

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

 

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: