Программы элективного курса

Элективные курсы

 

Разработка программы элективного курса.

 

Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности.

Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке (9-ом классе)

Основная функция курсов по выбору - профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса - 34 часа, по 2 часа в неделю.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

1. Реализация учеником интереса к учебному предмету.

2. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.

3. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

1. Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий.

2. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

3. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю.

То есть ориентационные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний. В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки может использоваться научно-популярная литература, информация СМИ, Интернет и т.п.

Особенностями курсов по выбору в 9 классах, являются нестандартизированность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными.

Особенности курсов по выбору в профильной школе(в 10-11-х классах)

В 10-11-х классах количество элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой.

Элективные курсы в 10-11-х классах выполняют три основные функции:

1) «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Таким образом, можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.

2. Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов.

Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

 

Технология разработки программы элективного курса

Для предпрофильной подготовки и профильной школы.

 

Понятие о программе. Функции программы.

Программа – это средство перевода научных знаний и опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (Давыдов).

Кроме того, следует помнить, что учебная программа – это, прежде всего, нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и количество времени на их изучение.

Функции программы:

1. Программа делает научные знания предметом учебной деятельности (отбираем, структурируем).

2. Программа является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения.

3. Программа – это средство контроля, она позволяет установить достижимость результатов.

 

 

               
 

 

 

 

       
   

 

 

         
         
           
             

 


Все эти источники должны быть разработаны, в противном случае программа будет носить формальный характер, т.е. за основу будет взят образец (форма).


Ограничения, связанные с разработкой и реализацией

программы элективного курса.

При разработке программы следует учитывать ограничения, каковыми для разработчиков программ элективных курсов могут быть:

1. Частные и общие цели (программы предпрофильной подготовки должны соответствовать ее целям). Следует учитывать и возможные функции элективных курсов: поддержка профиля обучения, основы профессиональной деятельности, удовлетворение познавательных интересов, развитие содержания.

2. Исходный уровень подготовки учащихся (должен быть сделан анализ).

3. Внешними требованиями (органы управления образованием).

Итак, содержание программы определяется:

- разработанностью теории вопроса;

- наличием опыта;

- ограничениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: