Тема: Обучение броскам
Теория и методика обучения дистанционным броскам с места
Теория и методика обучения броску одной рукой сверху в движении.
Официальные правила игры в баскетбол
Теория и методика обучения дистанционным броскам с места
Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым приемам игры в баскетбол, т.к. являются конечной целью атакующих действий игроков и их эффективность определяет, в конечном счете, результат игры.
Точность броска в корзину обуславливается многими факторами:
- рациональной техникой;
- тонким дифференцированием мышечных усилий: правильным чередованием напряжения и расслабления мышц;
- четкой согласованностью движения рук, туловища и ног;
- силой и подвижностью кистей;
- стабильностью движений и управляемостью ими в зависимости от условий выполнения;
- психологической устойчивостью, уверенностью в себе;
- оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.
При обучении броскам необходимо учитывать, что направление вращения мяча диктуется расстоянием и расположением игрока по отношению к корзине, а также степенью противодействия со стороны защитника.
|
|
Так при бросках из трудных положений из-под щита применяется преимущественно вращение вокруг вертикальной оси, что позволяет свободнее выбирать точку отражения на щите и более полно использовать пространство за щитом для прохода и броска. Однако в подавляющем большинстве случаев бросков с близких, средних и дальних дистанций мячу придают обратное вращение: вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению его полета. И именно такому вращению следует обучать при освоении основ техники бросков.
Для выбора траектории полета мяча руководствуются дистанцией, ростом игрока, активностью противодействия и ростовыми данными защитника. Установлено, что при сверхнавесной траектории в связи с удлинением пути мяча снижается точность броска. Близкая дистанция при прочих идеальных условиях стимулирует применение низкой - «скоростной» траектории. А при бросках со средней (3-6 м от кольца) и дальней (свыше 6 м) дистанций оптимальной траекторией полета мяча будет парабола, при которой высшая точка над уровнем кольца равна 1,4-2 м (средняя траектория).
Результативность броска в значительной мере определяется и умением игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета. Доказано, что броски под углом 15°-45° от щита целесообразней выполнять с отскоком от него, а находясь спереди от корзины или в секторах от лицевой линии до угла в 15° и свыше угла 45° - непосредственно в кольцо («чистый» бросок).
|
|
Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуются не только своим расположением, но и применяемым способом броска. Ориентиром является маленький квадрат на щите. При «чистых» бросках – передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца.
Существует несколько разновидностей выполнения бросков. Их название определяется рядом критериев:
- количеством конечностей, участвующих в броске – 2-мя или 1-ой рукой;
- расположением мяча в начальный момент броскового движения – сверху, от головы, от груди, от плеча, снизу;
- отношением к опоре - с места, в прыжке;
- характером предшествующего броску двигательного действия - в движении (после вышагивания или после получения мяча от партнера), после ведения (проход-бросок).
У каждого игрока существует свой излюбленный («коронный») способ выполнения броска. Однако выбору этого способа обязательно должен предшествовать процесс овладения традиционной техникой всего арсенала бросков – основой баскетбольной «школы» движений.
Важной отправной точкой для организации процесса обучения является также утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанций - сильнейшей.
При овладении навыками игры на уроках по баскетболу целесообразно придерживаться следующей последовательности изучения бросков:
- обучение способам бросков с места;
- обучение броскам одной рукой от плеча и от головы (сверху) в движении после получения мяча от партнера и после ведения;
- обучение основным способам бросков в прыжке;
- обучение вариантам способов бросков в движении, после ведения и в прыжке.
Обучение дистанционным броскам с места
Теоретические предпосылки
Дистанционные броски предназначены для завершения атакующих действий из статических положений.
Существует несколько способов выполнения броска с места. Они, как и передачи мяча, различаются исходным положением мяча или характером движения верхних конечностей. Теоретически возможно выполнение броска с места от груди, от плеча, от головы (сверху), одной или двумя руками. Практически броски двумя руками от груди и от головы исчезли из технического арсенала современных игроков. Однако они могут успешно применяться для расширения двигательного потенциала занимающихся баскетболом в качестве эффективного средства физического воспитания. Для каждого из них характерны свои особенности.
Бросок двумя руками от груди в современном баскетболе применяется крайне редко и главным образом для атаки корзины с дальних дистанций. Этот способ броска занимающиеся осваивают наиболее быстро. С него и начинают обучение дистанционным броскам с места.
В исходном положении игрок удерживает мяч у груди, находясь в стойке нападающего. Так как бросок выполняется двумя руками, расположение ног может варьироваться: стопы ставятся параллельно на одном уровне или одна из них (любая) выставляется вперед. Игрок индивидуально выбирает оптимальную для себя стойку.
По структуре движений в подготовительной, основной и завершающей фазах бросок двумя руками от груди соответствует одноименной передаче. Начинается бросок тем же петлеобразным движением замаха, а выпуск мяча осуществляется после его проноса вдоль туловища и лица снизу вверх обеими кистями и последующего полного выпрямления рук. Для сообщения мячу необходимой траектории полета угол вылета здесь отличается большей крутизной по сравнению с передачей. Перед выпуском мяча кисти максимально разгибаются («берутся» на себя), а заканчивается движение мягким скатыванием мяча с кончиков пальцев с последующим сопровождением его кистями и полным расслаблением рук.
|
|
Рисунок 1 – Бросок двумя руками от груди
Бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) (рис.2) – основной бросок в баскетболе для поражения корзины с близкой, средней или дальней дистанции, а также с линии штрафного броска. Причем с места этот бросок в игре применяется в большей мере лишь для реализации штрафного. В основном он выполняется в прыжке.
Последовательность и структура движений во всех фазах броска идентичны особенностям выполнения одноименной передачи с места.
Рисунок 2 - Бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы)
В и.п. баскетболист принимает стойку с тройной угрозой: одноименная с бьющей рукой нога находится впереди и носком направлена в сторону корзины; другая нога ставится параллельно на полстопы сзади. На этапе совершенствования приема положение стоп может трансформироваться: носки располагают на одном уровне. Необходимо, чтобы голеностопный, коленный, тазобедренный, сустав одноименной с рабочей рукой ноги находился в одной вертикальной плоскости с плечевым, локтевым и лучезапястным суставами этой руки и мячом. Мяч удерживается двумя руками у плеча бросающей руки (рабочей кистью со стороны задней поверхности мяча, а поддерживающей сбоку).
Подготовительная фаза начинается одновременным сгибанием ног в коленных и голеностопных суставах (ноги "заряжаются") и выносом мяча в положение для броска (угол сгибания в локтевом суставе стремится к 90°). Высота поднимания локтя варьируется у разных игроков и относится к индивидуальным особенностям, т.е. не влияет на точность броскового движения. Важно, чтобы указательный палец бросающей руки, локоть, одноименное колено и стопа находились в одной вертикальной плоскости с корзиной. Взгляд концентрируется на верхней, ближней к игроку точке дуги кольца при «чистом» броске или на соответствующей точке маленького квадрата разметки щита при броске с отскоком. Мяч лежит на кисти бросающей руки, максимально «взятой» на себя и поддерживается другой рукой сбоку.
|
|
Для основной фазы характерным является согласованное разгибание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах обеих ног, плечевом и локтевом суставах бросающей руки. Мяч удерживается двумя руками до их почти полного выпрямления в локтевых суставах, после чего поддерживающая рука отводится в сторону (кисть направлена в сторону рабочей руки). Основная функция в достижении результативности броска отводится бросающей руке. Важно, чтобы разгибательное движение было мягким, плавным и совершалось для всех суставов рабочей руки в одной вертикальной плоскости, а мяч направлялся бы в корзину через указательный палец. Другая рука лишь поддерживает мяч, не принимая непосредственного участия в броске. Туловище и голова сохраняют вертикальное положение. Заканчивается бросковое движение активным сгибанием вперед в лучезапястном суставе бросающей руки – хлестом кисти. Выпуск мяча осуществляется при полном выпрямлении нижних конечностей и совершающей бросок руки. Направляющее движение мячу задается преимущественно указательным пальцем (большой и средний пальцы не дают свалиться мячу в сторону). Усилие приходится на нижнюю часть мяча, что придает ему обратное вращательное движение вокруг поперечной оси.
Обучение дистанционным броскам с места следует вести параллельно с совершенствованием одноименных передач, придерживаясь такой последовательности:
- двумя руками от груди;
- одной рукой от плеча;
- двумя руками от головы (сверху);
- одной рукой от головы (сверху).
Средства обучения дистанционным броскам с места:
1) объяснение и показ;
2) имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности;
3) воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: перекатывание мяча («щелчок») на тыльную поверхность кистей обеих рук или кисти рабочей руки;
4) многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных исходных положений: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине;
5) выполнение передачи-броска изучаемым способом по средней и высокой траектории на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутая веревка и т.п.;
6) выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30°-45° к щиту: бросок с отскоком от щита;
7) то же, что в упр. 6, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита;
8) то же, что в упр. 6 и 7, но чередуя направление бросков по отношению к щиту;
9) штрафные броски изучаемым способом;
Организационно-методические указания:
- при обучении использовать поточный метод организации занимающихся, групповой или метод круговой тренировки с серийным выполнением однотипных или разнонаправленных заданий;
- показ способов броска осуществлять стоя лицом, боком и, при необходимости, спиной к занимающимся;
- в подводящих упражнениях в качестве ориентиров для траектории полета мяча и цели для попадания использовать натянутые шнуры или амортизаторы, поднятую руку партнера, мишени на стене и т.п.;
- выполнение приема в целом начинать с близких дистанций (2-3 м) под углом к щиту слева и справа от корзины; бросать с отскоком от щита;
- броски одной рукой в непосредственной близости от корзины (из-под щита) осуществлять справа правой, слева левой рукой; со средней и дальней дистанции - сильнейшей рукой;
- задания выполнять сериями по 4-6 повторений в каждой;
- дистанцию и направление к щиту варьировать по мере освоения техники бросковых движений с близкого расстояния;
- на этапе совершенствования использовать задания на переключение: после выпуска мяча выполнить указанное двигательное действие с последующим приходом в и.п. для очередного броска;
- в соревнованиях на результативность варьировать условия проведения и состав участников; начинать с личных состязаний, а в командных число игроков постепенно увеличивать от 2 до 5;
- при выполнении разновидностей бросков:
а) принимать устойчивое и рациональное и.п.: для броска одной рукой - одноименная нога впереди, для броска двумя руками - параллельное расположение стоп на одном уровне или выставленная вперед любая нога;
б) надежно удерживать мяч и быстро выносить его в и.п. для броска;
в) при замахе «взводить» (максимально «брать» на себя) кисти обеих рук или кисть бросающей руки; оптимально разводить локти при броске двумя руками и располагать локоть бросающей руки под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной при броске одной рукой;
г) при броске плавно разгибать руки или бросающую руку, мягко совершать бросковое движение; согласованно работать ногами;
д) в момент выпуска мяча сохранять вертикальное положение головы и тела; выпускать мяч скатывающим движением через указательные пальцы обеих кистей или указательный палец бросающей кисти после полного их или ее сгибания вперед;
е) после выпуска мяча сопровождать его полет расслабленными кистями или кистью, тянуться за мячом, поднимаясь на носки;
ж) после завершения броскового движения приходить в устойчивое положение и быть готовым к дальнейшим действиям (например, к подбору мяча или перемещению по площадке);
- при изучении способов броска одной рукой высоту подъема локтя бросающей руки (на одну четверть, на половину или три четверти) варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их физических кондиций.