Вопрос 4: Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести свои правила?

Тема 1. Методы воспитания

Вопрос 1: Метод воспитания и метод воздействия, по вашему, в чем сходство и различие?

Ответ 1:Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. в широком социальном смысле. Психологическое воздействие осуществляется людьми с различными целями: совершенствования условия существования, в интересах создания благоприятных предпосылок для взаимодействия и совместной деятельности, в политических и педагогических целях, часто из эгоистических и других соображений, но всегда основными его методами, которые всеми используются, являются убеждение, внушение и манипулирование.

 

   Вопрос2:Охарактеризуйте методы формирования сознания?

  Ответ2:Методы формирования сознания — это методы воздействия на со­знание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взгля­дов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их синонимичное названиеметоды убеждения, так как главное их на­значение — формирование устойчивых убеждений.

Функции методов формирования сознания:

♦ формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о мо­рали, труде, общении;

♦ формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

♦ обобщение, анализ собственного опыта школьников;

♦ трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент — слово, сообщение и обсуждение информа­ции; убеждать нужно и делом, и словом.

Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность.

К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этиче­ская беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Рассказ на этическую тему — это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Функции — служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.

Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного об­суждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника. Цель этической беседы — форми­рование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая бeceда состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки воп­росов для обсуждения (преимущественно проблемного характера). Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы.

Требования: интересное содержание, проблемный характер, возмож­ность высказать свое мнение, живой разговор и др.

Вопрос 3: Охарактеризуйте методы организации практической деятельности?

Ответ 3: Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности — упражнение.

Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности, т. е. навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм; 10) мотивации и стимулировании. Между такими факторами, как частота, объем упражнений и достигнутые результаты, существует прямая зависимость: чем больше упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Для формирования сложных нравственных качеств воспитатель должен хорошо подумать, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность (т. е. соответствие) упражнений проектированному поведению — еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки, поэтому упражнения не выдумываются, а берутся из жизни. В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств.


Вопрос 4: Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести свои правила?

Ответ 4:  «Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делать ему плохое»

С помощью поощрений и наказаний мы добиваемся дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. Я считаю, что надо чаще использовать поощрения, наказывать лишь изредка.

1. Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем. Но наказанный ребенок должен понимать, что его любят и вместе с ним переживают случившееся. При всей противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.

3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.

4. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.

6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.

7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Таким образом, наказание должно быть справедливым, так же как и уместное поощрение, т.е. их нужно использовать умело.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: