Особенности политического развития

В настоящее время, регион Латинская Америка состоит из 34 суверенных государств и ряда зависимых территорий. Население региона по данным 2010 г. составляло 585 млн. человек.  Самая крупная страна Бразилия. Крупнейшими региональными организациями в Латинской Америке являются: ОАГ (Организация Американских Государств); Пакт Рио -организация по вопросам безопасности; Меркосур-южноамериканский общий рынок; Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН); Андское сообщество наций (АСН) по экономическому сотрудничеству; АЛБА («Боливарианская альтернатива для Америк») проект имеющий антиамериканскую и антикапиталистическую направленность.

Основные особенности политического развития стран Л.А. в 20 веке:         

· Частая смена политических ориентаций, политическая нестабильность и перевороты.

Сразу после войны экономическое положение стран Латинской Америки было достаточно благоприятным - удаленность от главных театров войны, спрос на сырье, промышленные и сельскохозяйственные товары, повышение цен на них создали благоприятную ситуацию для развития в них экономики. В этих странах стали развиваться металлургия, машиностроение, нефтехимия, электропромышленность Особенностью послевоенного экономического развития стран Латинской Америки стало создание и укрепление в них государственного сектора в промышленности. Были национализированы или выкупленные предприятия в нефтяной промышленности, железной дороги, коммунального хозяйства и т.д. Особенно интенсивно огосударствление отраслей народного хозяйства происходило в Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили. Эта политика осуществлялась военными авторитарными режимами которые имели достаточно широкую народную поддержку. В Аргентине это период правления президента Хуана Перона (1946-1953), в Мексике - президента Мигеля Алемана (1946-1952), в Бразилии - президента Ж. Туле Варгаса (1950-1954), в Чили - президента Гонсалеса Виделы (1946 - 1952). В условиях развертывания "холодной войны" США укрепляют военно-политическое сотрудничество со странами Латинской Америки. В 1948 году они заключили многосторонний договор о коллективной безопасности, в этом же год к была создана Организация американских государств. Американцы перевооружили местные армии и создали новую военную элиту, которая прошла подготовку в США. Вашингтон поддерживал тесные связи с такими одиозными антинародными режимами, как Батисты на Кубе, Сомосы в Никарагуа. В конце 50-х - начале 60-х годов начинается новый этап социально-экономического развития Латинской Америки. Ресурсы для проведения индустриализации исчерпаны, а государственные финансы перегружены необходимостью поддерживать огромный государственный сектор экономики. Недостатки в бюджетах возникали и вследствие реализации амбициозных проектов: в Бразилии - строительства новой столицы Бразилиа а вдали от перенаселенного Рио-де-Жанейро, в Мексике - проведение Олимпийских игр 1968 г. Это приводило к перенапряжению бюджетов, рост инфляции и, как следствие, к политической нестабильности. Более 70 военных переворотов, путчей за 25 послевоенных лет - таким был результат этой нестабильности.  В одних случаях на волне массового недовольства власть приобретали левые силы, которые пытались найти выход из положения на пути строительства социализма. Так развивались события на Кубе, где партизанская война против проамериканского режима завершилась в начале 1959 г. победой повстанцев, лидер которых - 32-летний Фидель Кастро - возглавил правительство. Он наладил тесные связи с СССР. Н.С. Хрущев, увлеченный идеей получить союзника в 90 милях от США, пошел ради сохранения режима Кастро даже на риск ядерной войны в 1962 г Куба, повторяя опыт СССР, стала заурядной страной тоталитарного социализма.тФидель Кастро (р. 1926) - государственный и политический деятель Кубы. С 1953 возглавил вооруженную борьбу против диктаторского режима Батисты, за что был приговорен к 16 лет заключения (в 1965 амнистирован). Эмигрировал в Мексику, где сформировал революционный отряд для продолжения борьбы против диктатуры Батисты. Возглавил партизанскую борьбу на Кубе, которая привела к победе Кубинской революции (1 января 1959 г) и установлению коммунистического режима. В 1979 г стал президентом международного Движения неприсоединения, хотя фактически осуществлял политическую линию СССР, который оказывал Кубе финансовую помощь. В целом, политическая нестабильность была характерной чертой почти всех государств региона (за исключением Уругвая). В Боливии, на­пример, за первые 150 лет независимости власть менялась более 170 раз. Авторитарные режимы, возникавшие в результате военных переворотов, стали своеобразной стороной политической жизни континента.Другой стороной политической истории Латинской Америки стали действия повстанческих движений (герилья), появившихся в большинстве стран континента и ставивших своей задачей смену власти для осуществления ряда социальных реформ. В одних случа­ях они довольно быстро терпели поражение (Доминиканская Республика, Аргентина, Венесуэла), в других — не прекращались де­сятилетиями и пришли к победе (Сандинистский фронт националь­ного освобождения Никарагуа) или в результате сложных полити­ческих переговоров интегрировались в политическую систему сво­их стран (Фронт национального освобождения Фарабундо Марти в Сальвадоре и повстанцы в Гватемале). Военных, грубо вмешивавшихся в политическую жизнь, называли «го­риллами». В мировой прессе довольно часто появлялись карикатуры, изо­бражавшие обезьяну с офицерскими погонами и с дубинкой или автоматом в руках. Этот собирательный образ не отражал реальной роли военных в политической жизни. Хотя большинство военных режимов (их в Латинской Америке называли хунтами) действительно были репрессивными и обслу­живали интересы части местных элит и иностранного капитала, появлялись и правительства (генералы Хуан Веласко Альварадо в Перу, Омар Торрихос в Панаме, Хуан Хосе Торрес в Боливии), проводившие преобразования в ин­тересах народов, с целью обеспечить большую экономическую и политиче­скую самостоятельность своих стран.

·  В течение всего послевоенного периода для региона было характерно преобладание авторитарных режимов. Существенную роль в политической жизни играли военные. Во многих странах, например Аргентине, Бразилии, Чили, Уругвае, Парагвае и др., периодически происходили военные перевороты и часто устанавливались авторитарные режимы, порой уничтожившие тысячи людей, наиболее одиозными из которых были военная хунта во главе с генералом А. Пиночетом в Чили в период с 1973 по 1989 г. и 35-летнее (1954—1989) правление диктатора А. Стреснера в Парагвае.

· За последние десятилетия Латинскую Америку охватила так называемая третья волна демократизации и появление лево-ориентированных политических режимов.

Многие страны отказались от авторитарных режимов и выбрали путь демократизации политической системы, в результате чего на смену военным диктатурам пришли гражданские режимы с избранными самими народами руководителями. Так, военные сложили власть в Аргентине в 1983 г., в Бразилии и Уругвае — в 1985 г., в Чили — в 1990 г. и т.д. Необходимо отметить, что этот путь нельзя считать легким, поскольку наметившаяся тенденция в ряде стран прерывалась откатом и возвращением к авторитарным формам правления. В ряде стран процессы демократизации зачастую носят поверхностный характер. Несмотря на введение ценностей, идей, отношений, институтов политической демократии, ключевые места в их политике и властной системе продолжают занимать разного рода клики, кланы, влиятельные заинтересованные группы. Общественно-политические движения, организации, объединения, даже профсоюзы не всегда могут оказать должное влияние на принятие важных политических решений.

Неудача неолиберальных экономических реформ (по модели США), с идей свободного рынка и минимализацией роли государства в экономике, привела к существенным социально-экономическим проблемам в ряде стран. Очевидно, что корректировка неолиберального курса с учетом его социального со­держания займет довольно длительный период, что совершенно не может удовлетворить большую часть населения Латинской Америки, пострадавшую от реформ. Таким образом, в начале XXI века Латинская Америка оказалась перед необходимостью выработки новой модели развития, способной в ближайшее время помочь решению накопившихся экономи­ческих и социальных проблем. Собственным же автохтонным явлением здесь стало именно левое направление. «Восстание бедных», выдвижение на первый план бытия и сознания общества социальной проблематики привело к значительному росту влияния левых настроений и идей. В большинстве стран континента к власти пришли или усилили свое влияние левоцентристские и леворадикальные силы, критически настроенные в отношении ортодоксального либерального курса и в мнгом негативно по отношению к США.

И происходило это не в результате каких-то бурных революционных действий, а вполне законным демократическим путем.

Начало этому процессу положил Уго Чавес, избранный президентом Венесуэлы в 1998

г. и переизбранный на второй срок в декабре 2006 г. от «Движения V Республики».

В 2002 г. президентом Бразилии стал лидер Партии Трудящихся Луис Инасиу Лула да Силва, выигравший и следующие выборы в октябре 2006 г.

Впервые в Боливии на пост президента в декабре 2005 г. был избран индеец, потомок инков, Эво Моралес, глава партии «Движение к социализму».

В 2003 г. в Аргентине от «Фронта за победу» к власти пришел Нестор Киршнер, по­полнивший ряды левых президентов.

В Уругвае в 2005 г. президент Табаре Васкес стал первым левым руководителем стра­ны от объединения «Прогрессивная встреча — Широкий фронт», положив конец 180-летне­му доминированию двухпартийной системы.

В январе 2006 г. впервые в истории Чили президентом страны была избрана женщи­на, социалистка, сторонница Альенде — Мишель Бачелет.

В Республике Гаити в феврале 2006 г. победил лидер левой партии «Надежда» Рене Преваль, а в мае 2006 г. в Коста-Рике к власти пришел умеренный социалист Оскар Ариас.

На выборах президента в Эквадоре в ноябре 2006 г. победил Рафаэль Корреа, пред­ставитель левого движения «Альянс «Страна».

В ноябре 2006 г. в Никарагуа вновь после 16-летнего перерыва к власти пришел Да­ниэль Ортега, возглавлявший левое революционное правительство в стране в 80-е годы.

Очень близок к победе на выборах в июле 2006 г. в Мексике был Мануэль Лопес Обрадор — выдвиженец левоцентристской Партии демократической революции. Менее чем на один процент опередил его кандидат от консервативной Партии национального действия Фелипе Кальдерон, что дало основание Обрадору обвинять власти в подтасовке итогов выборов и надолго раскололо мексиканское общество.

В июне 2006 г. в первом туре президентских выборов в Перу победил Ольянта Ума - ла (этнический индеец, отставной полковник и левый радикал). Во втором туре с не­большим отрывом его опередил Алан Гарсия, лидер Перуанской апристской партии социал-демократического толка.

· Поиск альтернативной модели развития.

Изменение политической картины на континенте свидетельствует о явном отходе электората от государственных деятелей, проводивших либеральный курс, к тем, кто критикует его и ратует за альтернативный вариант развития, предлагая проведение радикальных социальных реформ. Особо следует от­метить, что свою поддержку избиратели оказывают левым партиям и движениям, но не тем традиционным левым политическим партиям прошлого века (коммунистическим, антифашистским и др.), которые оказа­лись неспособными в новых условиях повести за собой основную массунаселения, а другим, «новым левым», являющимся «выпускниками» гражданского общества. Эти организации и движения возникли в 80-90-е годы прошлого века в провинциях многих стран региона вокруг насущных проблем беднейшего населения: это объединения крестьян и безземельных, борющихся за землю, жителей кварталов бедноты, требующих лучших условий жизни на местах, организации индейцев, отстаивающих свои этнические права, женские и молодежные союзы, добивающиеся обеспечения социальной защиты, экологические группы, выступающие за охрану окружающей среды. В последние годы в их ряды вливаются разоряющиеся средние слои. Главными движущими мотивами для них становятся не политические догмы, а соци­альные проблемы и объединяются они вокруг выходцев из своей среды и тех, кто предлага­ет наиболее приемлемые для них программы социальных преобразований. Современные левые прагматичны, признают реалии нынешнего мира, не отвергают рыночную экономи­ку и рыночные механизмы, но при этом стремятся к балансу между рынком и социальной справедливостью, выступают за возврат государства в экономику. «Их роднят единые, но отнюдь не «традиционные» цели: стремление к социальной справедливости не порождает, однако, ностальгию по прежним «идолам» и желание вернуться «назад», они не намерены воспроизвести «кубинский путь» или «кубинскую модель» (даже У. Чавес говорил о новом «социализме ХХ1 века», но не о возврате к советской или кубинской модели). Все они отвергают неолиберализм и ратуют за альтернативный вариант развития, но не все одинаково радикальны. По тому как они относятся к государству, рынку, де­мократии и методам проведения преобразований, новоявленных левых руководителей стран Латинской Америки можно подразделить на центристов и радикалов. К центристам относятся руководители Бразилии, Аргентины, Чили, Уругвая, к радикалам — Вене­суэлы и Боливии (при постоянном присутствии Кубы). К последним тяготеют лидеры Эквадора и Никарагуа.

· Ощутимо возрастает и внешнеполитическая роль Латинской Америки, степень ее самостоятельности в международных делах. Еще совсем недавно, в последнее десятилетие ХХ века, большинство стран региона однозначно ориентировались на США, декларировалось даже установление так называемых «кровных отношений», что позволило Вашингтону прочнее «привязать» к себе южных соседей, в частности, путем учреждения под своей эгидой интеграционных группировок и подписания серии соглашений о свободной торговле. 1 января 1994 г. была образована Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики. Окрыленный успехом Белый дом уже в декабре того же года на Саммите Америк в Майами добился единодушного одобрения амбициозного мегапроекта - создания к 2005 г. Зоны свободной торговли Америк (АЛКА) с участием всех латиноамериканских государств от Рио-Гранде до Огненной земли. Тем самым вашингтонские стратеги планировали «намертво» закрепить южную часть Нового света в качестве неисчерпаемого экономического резерва американского бизнеса и обеспечить свои ТНК весомыми и долгосрочными преимуществами в острейшей глобальной конкуренции с европейскими и азиатскими корпорациями. Однако принятая «дорожная карта» формирования АЛКА не была выполнена, и события в Латинской Америке на рубеже веков стали развиваться по другому сценарию. Группа ведущих государств региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла) взяла курс на преимущественное развитие не панамериканской, а латиноамериканской интеграции, в частности, на основе расширения Общего рынка юга – МЕРКОСУР – и на диверсификацию экономических и политических связей за пределами Западного полушария. Интенсифицировались контакты с Европейским союзом, резко возрос товарообмен со странами Азии, в первую очередь с Китаем, который выдвинулся в число крупнейших потребителей латиноамериканских продуктов. Мексика, Перу, Чили приняли активное участие в развитии многостороннего сотрудничества в рамках АТЭС. Все чаще государства Латинской Америки проявляют твердость в отстаивании своих интересов и своей самостоятельности. Характерный пример – отказ Мексики и Чили в 2003 г. поддержать в Совете Безопасности ООН позицию США по проблеме Ирака. В последние годы в условиях ревалоризации природных ресурсов и повышения цен на многие виды сырьевых и продовольственных товаров стратегическая ценность Латинской Америки растет. Латиноамериканцы открывают для себя новые возможности на международной арене, демонстрируют серьезную геоэкономическую и геополитическую перекомпоновку своих приоритетов. В этом – одно из главных объяснений повышения роли латиноамериканских стран в мировой экономике и политике.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: