Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая в 2 семестре к изучению дисциплины «Теория менеджмента», студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом заня­тий и списком рекомендованной литературы. Студенту следует уяснить, что уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от его активной и системати­ческой работы на лекциях и практических занятия. В этом процессе важное значение имеет самостоятельная работа, направленная на вовлечение студента в самостоятельную познавательную деятельность с целью формирования само­стоятельности мышления, способностей к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в современных условиях социаль­но-экономического развития. На первом занятии преподаватель проводит вход­ной контроль в форме устного опроса по вопросам дисциплины «Микроэконо­мика»???, на которой базируется дисциплина «Теория менеджмента» (п. 2 и п. 9.4).

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия (п. 5.1-5.4). В ходе лекции преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия, а также соответствующие

теоретические и практические проблемы, дает задания и рекомендации для практических занятий, а также указания по выполнению студентами самостоя­тельной работы.

Задачами лекций являются: ознакомление обучающихся с целями, задача­ми и структурой дисциплины «Теория менеджмента», ее местом в системе наук и связями с другими дисциплинами; краткое, но по существу, изложение ком­плекса основных научных понятий, подходов, методов, принципов данной дис­циплины; краткое изложение наиболее существенных положений, раскрытие особенно сложных, актуальных вопросов, освещение дискуссионных проблем; определение перспективных направлений дальнейшего развития научного зна­ния в области современного менеджмента. В ходе проблемных лекций студен­ты участвуют в дискуссиях, коллективно обсуждая проблемные вопросы либо сопоставляя информацию, идеи, мнения и предложения, участвую тем самым в поиске истине, которая может состоять и в том, что у заданной проблемы нет единственно правильного решения. В рамках дисциплины «Теория менеджмен­та» дискуссии проводится в ходе проблемных лекций № 1,3, 4, 6, 7 (п. 5.1).

Значимым фактором полноценной и плодотворной работы обучающегося на лекции является культура ведения конспекта. Принципиально неверным, но получившим в наше время достаточно широкое распространение, является от­ношение к лекции как к «диктанту», который обучающийся может аккуратно и дословно записать. Слушая лекцию, необходимо научиться выделять и фикси­ровать ее ключевые моменты, записывая их более четко и выделяя каким-либо способом из общего текста. Полезно применять какую-либо удобную систему сокращений и условных обозначений (из известных или выработанных само­стоятельно, например, менеджмент обозначать большой буквой М, а менеджер - буквами Мр). Применение такой системы поможет значительно ускорить процесс записи лекции. Конспект лекции предпочтительно писать в одной тет­ради, а не на отдельных листках, которые потом могут затеряться. Рекоменду­ется в конспекте лекций оставлять свободные места или поля, например, для того чтобы была возможность записи необходимой информации при работе над материалами лекций. При ведении конспекта лекции необходимо четко фиксировать рубрикацию материала - разграничение разделов, тем, вопросов, параграфов и т. п. Обязательно следует делать специальные пометки, например, в случаях, когда какое-либо определение, положение, вывод остались неясны­ми, сомнительными. Иногда обучающийся не успевает записать важную ин­формацию в конспект. Тогда необходимо сделать соответствующие пометки в тексте, чтобы не забыть восполнить эту информацию в дальнейшем. Качест­венно сделанный конспект лекций поможет обучающемуся в процессе само­стоятельной работы и при подготовке к сдаче экзамена.

Практические занятия по дисциплине «Теория менеджмента» проводятся в соответствии с п. 5.4. Цели практических занятий: закрепить теоретические знания, полученные студентом на лекциях и в результате самостоятельного изучения соответствующих разделов рекомендуемой литературы; приобрести начальные практические умения и навыки принятия управленческого решения.

Темы практических занятий (п. 5.4) заранее сообщаются студентам для то­го, чтобы они имели возможность подготовиться и проработать соответствую­щие теоретические вопросы дисциплины. В начале каждого практического за­нятия преподаватель: кратко доводит до студентов цели и задачи занятия, об­ращая их внимание на наиболее сложные вопросы по изучаемой теме; прово­дит устный опрос обучающихся, в ходе которого также обсуждаются дискусси­онные вопросы. На практических занятиях обучающиеся представляют само­стоятельно подготовленные доклады, в том числе в виде презентаций, которые выполняются в MS PowerPoint, конспектируют новую информацию и обсуж­дают эти доклады, а также в рабочих группах решают ситуационные задачи и готовят сообщения о результатах решения (практически занятия 3, 5, 6, 9). Преподаватель в этом процессе может выступать в роли консультанта или мо­дератора.

В современных условиях перед студентом стоит важная задача - научиться работать с массивами информации. Обучающимся необходимо развивать в себе способность и потребность использовать доступные информационные возмож­ности и ресурсы для поиска нового знания и его распространения. Обучаю­щимся необходимо научиться управлять своей исследовательской и познава­тельной деятельностью в системе «информация - знание - информация». Пре­жде всего, для достижения этой цели, в вузе организуется самостоятельная ра­бота обучающихся. Кроме того, современное обучение предполагает, что суще­ственную часть времени в освоении учебной дисциплины обучающийся прово­дит самостоятельно. Принято считать, что такой метод обучения должен спо­собствовать творческому овладению обучающимися специальными знаниями и навыками.

Самостоятельная работа студента весьма многообразна и содержательна. Она включает следующие виды занятий (п. 5.6): самостоятельный поиск, анализ информации и проработка учебного материала; подготовку к устному опросу (перечень типовых вопросов для текущего контроля в п. 9.6); подготовку докла­дов (примерный перечень тем докладов в п. 9.6); подготовку к решению кейс-задач.

По итогам лекций, практических занятий и самостоятельной работы пре­подаватель выставляет полученные обучающимся баллы, согласно п. 9.1 и п. 9.2. Отсутствие студента на занятиях или его неактивное участие в них мо­жет быть компенсировано самостоятельным выполнением дополнительных за­даний и представлением их на проверку преподавателю в установленные им сроки.

Систематичность занятий предполагает равномерное, в соответствии с пп. 5.2, 5.4 и 5.6, распределение объема работы в течение всего предусмотренно­го учебным планом срока овладения дисциплиной «Теория менеджмента». Та­кой подход позволяет избежать дефицита времени, перегрузок, спешки и т. п. в завершающий период изучения дисциплины. Последовательность работы озна­чает преемственность и логику в овладении знаниями по дисциплине «Теория менеджмента». Данный принцип изначально заложен в учебном плане при определении очередности изучения дисциплин. Аналогичный подход применяется при определении последовательности в изучении тем дисциплины.

Экзамен позволяет определить уровень освоения обучающимися компе­тенций (п. 9.5) за период изучения данной дисциплины. Экзамен предполагает ответы на 2 теоретических вопроса из перечня вопросов, вынесенных на проме­жуточную аттестацию, а также решение ситуационной задания (п. 9.6).

     

 

 

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» (бакалавриат), профиль подготовки «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте».

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры № 20 «Ме­неджмента» «29» января 2019 года, протокол № 6.

Разработчик:

к.э.н., доцент_______________ __________________ Шлафман А.И.

{ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы разработчика)

Заведующий кафедрой № 20 «Менеджмента»

д.т.н., доцент ___________________________________ Маслаков В. И.

(ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы заведующего кафедрой)


Программа согласована:

Руководитель ОПОП

к.э.н., доцент__________________                                    Фомина И. А.

{ученая степень, ученое звание, фамилия/и инициалы)

Программа рассмотрена и одобрена на заседании Учебно-методического совета Университета «» _____________________ года, протокол №    



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: