Синергетика как новая концепция развития

Основные понятия:

Движение, взаимосвязь, развитие, закон, категория, диалектика, метафизика, детерминизм, тождество, различие, противоположность, противоречие, качество, количество, мера, скачок, отрицание, отрицание отрицания, диалектическое отрицание, общее, единичное, особенное, сущность и явление, часть и целое, содержание и форма, элемент, структура, система, причина и следствие, повод, необходимость и случайность, возможность и действительность.  

 

Темы докладов и сообщений:

1. Законы диалектики в научном познании.

2. Диалектическое противоречие – источник и движущая сила развития.

3. Особенности и характер социальных противоречий.

4. Развитие: единство преемственности и обновления.

5. Особенности проявления причинности в микромире.

6. Гегель как основоположник диалектической логики.

Проблемный вопрос: Приведите примеры применения диалектического, метафизического и синергетического подходов на практике, например, в физике, химии, биологии, зоологии, геологии, психологии, медицине и т.д.)

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики?

2. Каковы важнейшие качественные характеристики закона?

3. Каковы основные принципы диалектики и их методологическое значение?

4. Какова роль философских категорий в научном познании?

5. В чем суть философского понятия противоречия?

6. Что отличает основные противоречия от неосновных, внутрен­них от внешних?

7. Какова роль противоречия в процессе развития?

8. Какие стороны процесса развития раскрывают закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания?

9. Поддаются ли количественному измерению возможности?

10. В чем отличие категории «единичное» от категории «отдельное»?

11. Существует ли предмет или явление действительности, которое одновременно выступает в качестве единичного, общего и особенного?

Семинар № 7. Философская онтология и гносеология.

План занятия:

1. Категория бытия в истории философской мысли. Основные формы бытия и их специфика.

2. Формирование философского учения о материи. Современное понимание материи. Структурные уровни и свойства материи. Изменение, движение, развитие: соотношение понятий.

3. Философское понимание пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции. Общие и частные свойства пространства и времени. Взаимосвязь пространства и времени в соответствии с современной научной картиной мира.

4. Проблема сознания в истории философии.

     4.1. Сущность сознания, его структура и функции. Сознание и бессознательное. Материальное и идеальное.

     4.2. Сознание и язык. Искусственные языки и искусственный интеллект.

            4.3. Основные философские подходы к исследованию сознания. Историческая эволюция представлений о сознании (душа, ум, рассудок, разум, интеллект)

     5. Познание как предмет философского анализа.

     5.1. Формы познания. Сознание и самосознание.

     5.2. Природа познавательного отношения. Основные категории гносеологии.

     6. Понятие истины. Объективность истины, диалектика относительной и абсолютной истины, конкретность истины. Основной критерий истины.

     7. Научная картина мира. Структура, методы и формы научного познания.

 

Сознание – философская категория, выражающая способ «обнаружения» человеком себя в мире, включающая в себя все богатство человеческой субъективности: познавательную деятельность, эмоции, оценки, цели, идеалы, ценности, нормы и т.п.

История формирования понятия «сознание» позволяет нам судить о его наиболее существенных каче­ствах. Это способность при помоши разнообразных средств: языковых, понятийных, образно-чувственных – обеспечивать повседневную жизнь людей, их познавательную и коммуникативную деятельность. Во-первых, речь идет об инструменталь­ной активности сознания. Во-вторых, системные качества сознания, его целостная связность и согласованность взаимодей­ствия его отдельных структур. В-третьих, интенциональная способность сознания, т.е. свойство направленности его на что-либо или на кого-либо. В-четвертых, свойство сознания выражать состояния внутреннего мира человека. Это эпистемическое качество, под которым подразумевают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др. Раскрывая особенности современного подхода к исследованию сознания, следует отметить стремление преодолеть односторонность дихотомии духа и тела. При определении понятия «сознание» следует соотнести его с понятиями «разум» и «рассудок».

Проблема соотношения сознания и бессознательного также имеет богатую традицию. Однако целесо­образнее проанализировать эту проблему, начиная с работ 3. Фрейда и К. Юнга, а затем показать, что внесли в рассмотрение этой проблемы представители психоаналитической философии, экзистенциализма, феноменологии.

Осознание человеком собственного бытия в разнообра­зии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. С од­ной стороны, язык, речь – это органическая способность сознания, связанная со всеми его структурами, а также с психикой, бессознательным, телом. С другой стороны, язык – это универсальное средство общения. Раскрывая функции языка: репре­зентативную способность языка обозначать, замешать и обобщать предметный мир; интенцнональную – направляющую, указательную, номинативную – способность слова называть, распознавать и сообщать сведения о предметах; экспрессивную – выражение эмоционального мира сознания, переживаний. Выяснив основные функции языка, покажите принципиальное отличие языка человеческого общения от любой знаковой системы.

Гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания. Познание – ду­ховная деятельность человека, направленная на систематизацию и хранение воспроизведенного в субъективной форме мира предметов, состояний и процессов.

Познавательное отношение к миру предполагает разделение субъекта познания и объекта познания. Раскрывая содер­жание познавательных концепций прошлого и настояшего невозможно обнаружить единогласия. Приведите примеры различных познавательных позиций и раскройте их суть (агностицизм, скептицизм, позна­вательный оптимизм). Обратите внимание, что история гносеологических учений дает нам образцы представлений о субъек­тах различной степени общности: от концепций, весьма близких к идее индивидуального субъекта, до предельно обобщен­ных концепций универсального или абсолютного субъекта. При этом можно показать, какие проблемы возникают при ото­ждествлении субъекта познания с отдельным индивидом в ранних философских учениях. В теориях познания, которые раз­вивались в русле традиций английского эмпиризма, субъект понимается как сообщество ученых. Еще более емкой является концепция социально-исторического субъекта, суть которой в том, что человек становится субъектом лишь в процессе освоения им мира идей и предметов, составляющих культурную сторону его жизни. Еше в античности возникает идея трансцендентального субъекта, которая получает развитие в философии И. Канта, а в дальнейшем – в философии Э. Гуссерля. Объект познания также является одной из основных категорий гносеологии. Проблема гносеологического объекта предпола­гает ответ на два основных вопроса: первое – на что направлена познавательная деятельность субъекта, и второе – каким образом получает субъект знания о внешнем по отношению к нему объекте. Ответы на эти вопросы позволяют выделить ряд основных направлений, по которым развивается осмысление объекта. Наиболее ранняя концепция – объект как сущее. Более поздняя – объект как феномен, т.е. явление, которое получило законченное выражение в учении И. Канта о «вещи в себе». В современной философии объект понимается как «бытие для другого».

Следует раскрыть особенности основных моделей познавательного отношения к миру: рецептивной, характерной для наивного реализма, понимание познания как активной деятельности, познание как отражение объекта и познание как конструирование объекта. Кроме этого, следует обратить внимание на парадигмальную модель Т. Куна, модель «возможных миров» У. Куайна, модель лингвистической относительности Э. Сепира и модель «жизненного мира», которая характеризует сферу гуманитарного знания.

Проблемы истины. Это чрезвычайно широкое понятие, которое включает в себя следующие аспекты: вопросы о свойствах истины, - объективность и субъективность, от­носительность и абсолютность, конкретность. А также проблему критериев истины в различных познавательных концепциях – практика, согласованность или формально-логическая непротиворечивость, простота и внутреннее изящество и т.д. Кроме этого, следует затронуть проблему соотношения знания, мнения, заблуждения в познании.

Следует выделить характерные черты научного знания: систематичность, воз­можность повторения результата, выводимость, доступность для обобшений и предсказаний, проблемность, возможность проверки, критичность, ориентация на практику. Это позволит соотнести науку с формами ненаучного знания и проследить эволюцию научного знания в истории человеческого общества. Следует также охарактеризовать эмпирический и теоретиче­ский уровни исследования и определить методы каждого из них. В эмпирическом – наблюдение, измерение, эксперимент, в теоретическом – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование и моделирование. Касаясь проблемы мето­дов научного познания, необходимо указать на то, что они могут различаться между собой степенью обшности. В этом смысле методы разделяются на частные, научные, всеобщие (философские). Приведите примеры каждого типа данной классификации.

 

Основные понятия:

Бытие, его основные виды: духовное, материальное, социальное. Объективная реальность, материя, движение. Основные типы и формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Пространство и время, понятие пространственно-временного континуума, субстанциальная и релятивистская теория пространства-времени. Отражение, эволюция отражения, простое отражение, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, нейродинамический эквивалент, знание, внимание, память, эмоции, воля, самосознание, подсознание, безсознательное, язык, интеллект, социальная среда. Познание, гносеология, метод, методология, методика, объект, субъект и предмет познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, рефлексия и саморефлексия, объективная, абсолютная и относительная истина, практика. 

Темы докладов и сообщений:

1. Виртуальная реальность.

2. Проблема бесконечности пространства и времени.

3. Техника как особая реальность.

4. Философское значение законов сохранения.

5. Современная наука о системной организации материи.

6. Проблема бесконечности мира.

7. ЭВМ и мозг человека.

8. Философский смысл проблемы искусственного интеллекта.

9. Диалектика истины и заблуждения.

10. Представления о душе в религии, философии и науке.

11. Искусственные и естественные языки.

12. Знак и символ.

13. Роль заблуждений в познании.

14. Знание и вера.

15. Причины и характер научных революции.

16. Информационные революции в истории человечества.

17. Сциентизм и антисциентизм.

18. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки).

19. Роль генетических факторов в когнитивной эволюции.

20. Особенности архаичного познания в эволюции человека.

21. Вера в сверхъестественное как атрибут архаичного познания.

22. Миф как социокультурный феномен, роль мифа в эволюции познания.

23. Возникновение древней науки, как элемента рациональной теологии, религиозно-мистических представлений о мире.

24. Полемика эмпириков и рационалистов в Новое время.

Проблемные вопросы для дискуссии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: