Использование игровых элементов в традиционном зачете

Зачет - одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель зачета - систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо изучаемом блоке материалов. Эта форма может быть использована для контроля знаний учащихся. Она дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд вопросов, на которые они отвечает, используя этап самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Зачет позволяет формировать умения и навыки учебного труда. Он дает возможность учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им - свободно располагать временем, отведенным на усвоение темы.

Зачеты могут быть нескольких видов:
1) зачет комплексной проверки знаний;
2) зачет по проверке одной темы или одного вида деятельности учащихся.

Зачеты могут проходить как в строго академическом стиле, так и с элементами игры.
Строгий академический стиль предполагает деятельность по принципу "учитель слушает - ученик отвечает", но есть опасность - не хватит времени. За урок учитель может выслушать не более 5-6 учеников, а остальные? Всегда предлагают вариант - после уроков. Но это трата свободного времени и учителя, и ученика.
Я использую такой вид академического зачета, но с элементом игры. Привлекаю к проведению зачета сильных учащихся - экзаменаторов", и, таким образом, учитель выполняет лишь контролирующие функции. Положительных моментов здесь несколько:
1) успевают ответить все учащиеся за урок,
2) неуверенным в своих силах ученикам сдавать зачет своим одноклассникам легче, чем учителю,
3) подготовка учеников, принимающих зачет, воспитывает чувство ответсвенночти за учебный процесс.

Зачет можно провести и в игровой форме. Например, в форме КВН, с элементов соревнования. Или зачет - сочинение типа: "Отчет ученого о раскопках гробницы Тутанхамона", зачет - путешествие "Прогулка по левому берегу Нила", зачет- экскурсия "В египетском храме". Основа для игрового зачета та же - самостоятельная работа учащихся и заранее предложенные вопросы, добавим к этому элементу творчество учителя, и результат будет высоким.








Способы создания игровых ситуаций на семинаре

Семинар - одна из активных форм контроля знаний. Позволяет, опираясь на имеющиеся у учащегося знания, расширить их и углубить, формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся у школьников знаний и закрепление их. Семинарские занятия всегда предполагают вступительное слово заключение учителя, коллективное обсуждение. Учащимся предлагается перечень вопросов заранее, они осуществляют подготовку к нему так же, как и при зачете.
Непременное требование к семинару - активное участие каждого ученика. Чтобы этого добиться, необходимо вызвать интерес, а сделать это можно при помощи игрового момента. Например, ввести элемент соревнования. Перед началом соревнования - семинара объявить учащимся: каждый ответ будет оцениваться баллами, кто наберет наибольшее количество баллов, получит приз.

"Живая газета"

Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с заранее подготовленными заданиями - сообщениями по типу "одной строкой". Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме, используя дополнительную литературу, но с условием, чтобы факты не повторялись. Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду. Такая форма способствует развитию навыков самостоятельной работы, активизирует изучение учащимися предмета, повышает к нему интерес.

"Аукцион"

Одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем. Перед началом аукциона участники должны ознакомиться с правилами его проведения:

  1. Право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив сумму фишек в ходе открытых торгов.
  2. Стартовая цена каждого лота (право на ответ) равна 100 фишек, торговый шаг - 100 фишек.
  3. Участник, называя свою цену, должен поднять и показать аукционисту свой номер.
  4. За правильный ответ на вопрос, который был приобретен, участник получает вознаграждение.
  5. Участник, ответивший неправильно на вопрос, платит штраф, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура.
  6. По окончании аукциона все участники определяют сумму наличных фишек, возвращают кредит, по оставшейся на руках сумме определяется победитель.

Эта форма проверки знаний хороша тем, что она позволяет не только закрепить знания, но и стимулирует познавательную деятельность учащихся, активизирует интерес к предмету.


Ребус

Один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:

  1. Названия предметов читаются только в именительном падеже,
  2. Запятая в ребусе - это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит,
  3. Зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве,
  4. Если рисунок ребуса перевернуть "вверх ногами", то его надо прочитать на оборот,
  5. Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры,
  6. Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.

Ребус активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность

 

 

(Яичник.) (Авитаминоз.) (Столбняк.) (Мембрана.)
(Околосердечная сумка.) (Пищевод.) (Воля.) (Вкус.)
(Надгортанник.) (Ядро.) (Вдох.) (Надкостница.)
(Ключица) (Азот.) (Коронка.) (Крестец.)
(Кровь.) (Вена.) (Анатомия.) (Сетчатка.)

Загадки

Небольшой игровой момент опроса, который можно использовать как вводный диалог к изучению нового материала. Он активизирует мыслительную деятельность, способствует поддержанию интереса к учебному процессу.

Олимпиада

Наиболее глубокая форма знаний учащихся. Она позволяет контролировать знания учащихся не только по одной теме, но и по всему курсу. Эта форма позволяет учителю корректировать свою работу. Цель олимпиады - повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В олимпиаде могут быть использованы все виды игровых знаний.

Режим доступа:[http: //xpt.narod.ru/files/html/xpt/material.htm ]

 

Библиографический список

«Контроль качества знаний, умений и навыков учащихся»

1. Клепец, Г.В. Как подготовить каждого ученика к итоговому контролю

2. / Г.В. Клепец // Народное образование.- 2010.-№9.-С.201-205

3. Леженина, Г.В. Контроль знаний в классах технологического профиля обучения /Г.В. Леженина // Профильная школа.- 2010.-№3.-С.21-24

4. Марков, Н.С. Тематический контроль: система оценки качества знаний учащихся /Н.С. Марков //Завуч для администрации школ.- 2009.-№7.-С.40-52

5. Маршанова, Г.А. Формы и приемы текущего контроля знаний / Г.А. Маршанова // Химия в школе.- 2008.-№7.-С.8-14

6. Красновский, Э.А.О единой системе контроля учебной подготовки школьников /Э.А. Красновский // Оценка качества образования.- 2008.-№4.-С.47-51

7. Контроль качества знаний, умений и навыков учащихся //Завуч для администрации школ.- 2007.-№8.-С.27

8. Система дифференцированного контроля и оценки ЗУН учащихся //Завуч для администрации школ.-2006.-№4.-С.31-35

9. Лобашев, В.Д. Социально- психологические аспекты контроля знаний /В.Д. Лобашев // Образование в современной школе.- 2006.-№3.-С.30-39

10.Воробьева, Т. Функции, цели и задачи контрольных процедур в учебном процессе / Т. Воробьева // Учитель.- 2006.-№2.-С.85-88

11. Беспалько, В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / В.П. Беспалько // Школьные технологии.- 2006.-№2.-С.138-150

 

 

Листы контроля знаний.

 

Виды контроля Содержание Методы
Вводный Уровень знаний школьников, общая эрудиция.  
Текущий Освоение учебного материала по теме, учебной единице.  
Коррекция Ликвидация пробелов.  
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач.  

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: