Внутренняя политика Николая I.
Тип урока: проблемно- диалогический урок.
Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.
Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи урока:
· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
|
|
· формирование навыков преобразования информации;
· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.
ХОД УРОКА
Актуализация темы и постановка проблемы
На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I.
Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!».
Учитель: 21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.
Например, среди стихов Ф. И. Тютчева имеются посвященные его памяти:
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
|
|
Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.
На экране появляется слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.».
Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.
Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?
Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…).
Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.
Учитель: Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны.
Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина Высочайшего двора Анна Федоровна Тютчева писала в своём дневнике о Николае I: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка ….всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем … Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её».
Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?
Ответы учеников:
Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?
Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.
Проблема: Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?
Предположения учеников:
Изучение нового материала
Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).
Задание ученикам: ответить на вопросы:
1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?
Ответы учащихся:
Укрепление роли государственного аппарата (сохранить и укрепить существующий строй)
2. Строгая централизация управления, полное единоначалие на всех уровнях управления:
- расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии;
- создал II отделение своей канцелярии во главе М.М. Сперанским- главная его задача: подготовка единого свода законов;
- создал секретный комитет во главе графом Кочубеем- поручалось составить проект реформы государственного управления.
3. Эти м еры не дали ожидаемого результата, т.к. не доверяя обществу Николай Первый видел свою главную опору в армии и чиновничестве. В это время произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. К концу царствования Николая армия чиновников составила 90 тыс. человек (для сравнения, в начале правления Александра Первого чиновников было 15 тыс. человек).
Учитель: Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал: «У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?»
- Какой можно сделать вывод?
|
|
Ответы учеников: Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции. Даже сам Николай первый однажды в минуту прозрения сказал: «Россией правят столоначальники» (т.е. среднее чиновничество).
Учитель: И теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».