Учитель: Если согласны с утверждением- встаете, если не соглашаетесь- садитесь.
Предложения- утверждения:
1. Александр I учредил министерства (да)
2. Тильзитский мир был заключен между Россией и Англией (нет, Россией и Францией)
3. Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года (да)
4. Согласно программе Н.М. Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией (да)
5. Указ о «вольных хлебопашцах» издан 1805 году (нет, в 1803 г.)
6. Слова: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой» принадлежат Наполеону (да)
7. Швейцарский политик, воспитатель будущего императора Ф.С. Лагарп был приверженцем идей консерватизма (нет, либерализма)
8. Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Строганов, Кочубей – члены Негласного комитета (да).
Учитель: Хорошо ребята, садитесь.
Итак, продолжим:Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?
Ответы учеников: Крестьянский вопрос.
Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:
|
|
1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?
Обратимся к источнику- документу «Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года» (см. информационный лист).
Вывод:
1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.
Учитель: Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 млн. человек).
- По чему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).
- Какие были приняты меры для решения этого вопроса?
Обратимся к тексту учебника на стр.66.
Давайте ответим на вопросы:
1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.
Ответы учеников:
1. Реформа была направлена на улучшение положения государственных крестьян, повысить их уровень жизни.
2. Введение крестьянского самоуправления; переселение крестьян на свободные земли в другие районы; введение «общественной запашки».
3. Плюсы: создание школ и больниц, строительство дорог «общественные запашки» на случай неурожая, переселение с малоземельных районов в свободные земли.
минусы: «картофельные бунты», т.к. крестьяне увидели в «общественной запашке» попытку ввести казенную барщину; недовольство помещиков реформой Киселева (улучшение быта государственных крестьян усилит желание их крепостных перейти в казенное ведомство).
|
|
4. Положение государственных крестьян значительно улучшилось.
Учитель: Итак, Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).
Ответить на вопросы:
1. На что эти меры были направлены? (Направлены на улучшение положения крепостных крестьян).
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права? (Нет)
Задание ученикам (работа в парах): заполните схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса
Крестьянский вопрос
позиция власти
Разработка мер постепенной отмены крепостного права |
Создание секретных комитетов по решению крестьянского вопроса |
1848 – Указ об «обязанных крестьян" |
1847. Право крестьян выкупиться на свободу, если поместье выставляли на продажу за долги |
1848. Право крестьянам покупать незаселенные земли |
Облегчение положения крестьян и крепостных, в частности |
1837-1841 – Реформа в государственной деревни П.Д. Киселева |
1847-1847 – Инвентарная реформа в правобережной Украине и Белоруссии |
Вывод: Все эти меры улучшали положение государственных и крепостных крестьян, но не решали основного вопроса - отмену крепостного права, не давали крепостным крестьянам свободу и землю.
Учитель: Николаю I предоставлялся исторический шанс стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам (Документ «Из выступление…»).
Ответы учеников:
- боялся крестьянского бунта;
- боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.
Учитель: Одним из важнейших направлений царствования Николая Первого стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он организовал и поставил под свой личный контроль деятельность политической полиции (стр. 68)
Ответить на вопросы:
Какие меры были предприняты императором для усиления борьбы революционными настроениями?