Конкуренция как форма межличностного взаимодействия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ № 1: ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Вопросы для изучения:

Понятие об интеракции.

Кооперация как форма межличностного взаимодействия.

Конкуренция как форма межличностного взаимодействия.

  Интерактивная сторона общения представляет собой контакт двух или более субъектов, который приводит к изменению их поведения в деятельности, а также непосредственная организация совместной деятельности.

Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперация          Конкуренция

КООПЕРАЦИЯ (лат. cooperatio - сотрудничество) - это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. В наиболее выраженном случае кооперации один субъект достигает своих целей только в том случае, если их достигает и другой (другие) субъекты кооперативной деятельности.

 

Формы кооперации могут быть добровольными и принужденными, прямыми и опосредованными, формальными и неформальными.

 

Американский социальный психолог Р.Нисбетт[74] среди основных типов кооперации выделял:

1) автоматическую кооперацию, существующую на инстинктивно-биологическом уровне, связанную со стайной организацией, борьбой за выживание и обеспечение безопасности потомства, сексуальным поведением и т.п.;

2) традициональную кооперацию, направляемую традициями

поколений, ритуалами, исторически сложившимися социальными нормами;

3) спонтанную кооперацию, базирующуюся на отношениях дружелюбия, симпатии, любви и определяемую ситуативными условиями (в игровых, приятельских, семейных группах);

4) директивную кооперацию, характерную для военных организаций, некоторых форм предпринимательства и др., где определяющим условием существования группы является отсутствие добровольности участия;

5) контрактные формы кооперации, где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных или неформальных соглашений между ними.

 

Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимозависимость участников. Однако поскольку кооперация является лишь формой взаимодействия, основное психологическое содержание отношений участников определяется главным образом характером деятельности, в рамках которой развивается кооперация.

 

Второй вид взаимодействия - конкуренция.

КОНКУРЕНЦИЯ (лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) – в психологии одна из основных форм организации межличностного и социального взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп.

 

Отношения конкуренции характеризуются сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъектов действия, нередко частичной деперсонализацией представлений о противнике. Конкуренция тем не менее генетически связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в открытую войну.

 

К позитивным эффектам конкуренции обычно относят:

1) интенсификацию процессов отбора, развития и изменений;

2) совершенствование организационных структур;

3) повышение профессионализма и качества в работе;

4) стимулирование социального развития, творческих процессов;

5) самоопределение и принятие ролей.

 

Чаще всего конкуренция реализуется в наиболее яркой ее форме –

конфликте, который представляет собой отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

 

 

        

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: