Вопрос 5. Венецианская школа живописи

 

 

Венецианская школа является фундаментальной в живописном искусстве Италии. Расцвет ее приходится на 15-16 века. Мастера Венецианской школы во многом следовали традициям эпохи Возрождения. Картины этих художников очень живописны, отличаются необычайной пластичностью и красочностью.

 ¨ Венецианская школа зародилась в недрах 14 века. Она соединила признаки византийской и готической живописи. Работы ранних мастеров Венецианской школы отличаются тем, что изображения были плоскостными, фоны несколько абстрактными, присутствовал орнамент, цвета были чистыми и яркими.

 

¨ Самыми знаменитыми представителями Венецианской школы были Паоло и Лоренцо Венециано..

¨ В 15 веке Венецианская школа обращается к традициям Ренессанса.

 

Джованни Беллини Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.

 

Портрет дожа Леонардо Лоредана [1504] как художнику Венецианской республики был официально заказан Беллини. В этом произведении дож изображен почти фронтально – вопреки существовавшей традиции изображать лица портретируемых в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах.

 

Алтарь Святого Иова

 У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, - музицирующие ангелы (святой Иов считался одним из покровителей музыки). Фигуры выполнены в натуральную величину. Беллини расположил двух обнаженных святых, Джоббе и Себастьяна, по флангам трона Марии, рядом с ними - святых Иоанна Крестителя, Доминика и Людовика Тулузского. Архитектура и декор апсиды, по крытой золотой смальтой, напоминают собор Сан-Марко. На золотом фоне ясно читаются слова: «Аве, чистый цветок девственного

 

Джорджоне

¨ Джорджоне «Автопортрет» (1500-1510) Ещё один представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения. Его полное имя – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по названию небольшого городка недалеко от Венеции. Был учеником Джованни Беллини. Он первым из итальянских живописцев в религиозных, мифологических и исторических картинах ввёл пейзаж, красивый и поэтический.

 

Юдифь

¨ Юдии́фь, или Иудии́фь (ивр. תידוהי — Йеhудии́т, женский вариант имениИуда, «хвала Иегове») — персонаж ветхозаветной второканонической«Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, и принесла её в родной город, который таким образом оказался

 

Спящая Венера

в этом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.

 

Гроза

¨ Главным персонажем этой картины выступает гроза. Задний план художник отвел блеску молниевидной стрелы, которая как змея блеснула в воздухе. Тут же справа и слева передний план отображает женскую и мужскую фигуры. Женщина кормит ребенка. На ней почти, что нет одежды. Картина полна многообразия. Живая природа дает о себе знать везде

 

¨ Тициан

Тициан «Автопортрет» (около 1567) Тициаи́н Вечеи́ллио – итальянский живописец эпохи Возрождения. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, а также портреты. Уже в возрасте 30 лет он был известен как лучший живописец Венеции. Тициан родился в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. Точная дата его рождения неизвестна. В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию, там познакомился с представителями венецианской школы и учился у них. Первыми работами

 

Любовь Земная и Небесная

¨ Сюжет картины до сих пор вызывает споры среди искусствоведов. По мнению венского историка искусства XIX века Франца Викгофа сцена изображает встречу Венеры и Медеи, которую богиня уговаривает помочь Ясону[2]. По другой версии, сюжет заимствован из популярной в то время книги Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила». ¨ На фоне закатного пейзажа у источника сидят богато одетая венецианка, придерживающая левой рукой мандолину и обнажённая Венера, держащая чашу с огнём. По мнению С. Дзуффи, одетая девушка олицетворяет любовь в браке; на брак указывают цвет её платья (белый), пояс, перчатки на руках, миртовый венок, венчающий её голову, распущенные волосы и розы. На заднем плане изображена пара кроликов — пожелание большого потомства. Это не портрет Лауры Багаротто, а аллегория счастливого брачного союза[1].

 

Вакх и Ариадна

¨ Ариадну, покинутую Тесеем на острове Наксос, явился утешить Вакх. Тициан изображает момент первой встречи героев. Вакх выходит из лесной чащи со своей многочисленной свитой и устремляется к Ариадне, которая пугается его. В этой композиционно сложной сцене все персонажи и их действия объясняются античными текстами. Свита Вакха совершает свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, а сатир-малыш тащит за собой голову животного.

 

Кающаяся Мария Магдалина

¨ Тициано Вечеллио написал свое произведение «Кающаяся Мария Магдалина» на заказ в 60-х годах ХVІ века. Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

 

Святой Себастьян

¨ «Святой Себастьян» - одно из лучших произведений живописца. Тициановский Себастьян - гордый христианский мученик, который, по легенде, был расстрелян из лука по приказу императора Диоклетиана за отказ поклониться языческим идолам. Мощное тело Себастьяна - воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям. Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя фактуру красок, рельефность мазков

 

«Се человек»

Эта картина считается шедевром Тициана. Она написана на евангельский сюжет, но художник умело переносит евангельские события в действительность. На ступенях лестницы стоит Пилат и со словами «се человек» предаёт Христа на растерзание толпе, в которой находятся воины и юноши знатного рода, всадники и даже женщины с детьми. И только один человек осознаёт весь ужас происходящего – юноша в левом 1543). Холст, масло. 242х361 см. Музей истории искусств, Вена

 

Тинторетто

(1518/19-1594) Тинторетто «Автопортрет» Настоящее его имя – Яи́копо Робуи́сти. Был живописцем венецианской школы позднего Ренессанса. Родился в Венеции и прозвище Тинторетто (маленький красильщик) получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Рано обнаружил способность к живописи. Некоторое время был учеником Тициана. Отличительными качествами его творчества были живая драматичность композиции, смелость рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок.

 

Тайная Вечеря

Картина была написана специально для венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре, где пребывает до настоящего времени. Смелая композиция картины помогла искусно изобразить земные и божественные детали. Сюжетом полотна является евангельский момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Действие происходит в бедной таверне,

 

Паоло Веронезе

Паоло Веронезе родился в 1528 году в Вероне. В семье был пятым сыном.[1] Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе. В 1553 году Веронезе занимался украшением Дворца дожей. В возрасте 27 лет был призван в Венециюдля украшения ризницы церкви им.Стасенко. В 1560 году Веронезе посещает Рим, где занимается росписью Вероники святой в селении Мазер близ Виченцы. В 1566 г. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. В 1573 году Веронезе был обвинен судом инквизиции, но сумел оправдаться и был принужден только

Оплакивание Христа

Он сделал композицию лаконичной и простой, что усилило выразительность составляющих ее трех фигур: мертвого Христа, склоненной над ним богоматери и ангела. Неяркие приглушенные краски сочетаются в красивую гамму зеленоватых, лиловато- вишневых, серо-белых тонов, мягко переливающихся в светах и как бы угасающих в тенях. Веронезе написал Оплакивание» для церкви Сан Джованни э Паоло в Венеции между 1576 и 1582 годами. В первой половине XVII века его купил.

 

 

Вопрос 6. Маньеризм.

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширительное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «прециозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.

Общая характеристика стиля Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.

Маньеризм в изобразительном искусстве Стилевые особенности Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему); взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.).

Пармиджанино Джироламо Франческо Мария Маццола (итал. Girolamo Francesco Maria Mazzola, более известный под прозвищем Пармиджани́но (итал. Parmigianino — диминутив от итал. Parmigiano — «житель Пармы»; 11 января 1503, Парма — 24 августа 1540, Казальмаджоре) — итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения, представитель маньеризма. Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. Около 1524. Деревянная доска. Художественно-исторический музей. Вена

«Мадонна с длинной шеей» - поздняя работа, вобравшая в себя все дарования Франческо Маццуола (таково настоящее имя мастера). Рассказ о материнстве получает в этой картине великолепную живописную трактовку. Изображенные фигуры грациозны, драпировки, ложащиеся глубокими складками строги, как в скульптурах. Очевидно нарочитое удлинение фигур, примечателен выбор цветовой палитры и изящество деталей, а взволнованные лица группы ангелов напоминают цветные камеи.

В культурных центрах Италии с осознанной художественной политикой куртуазная грация Пармиджанино становится весьма почетной. По возвращении в 1531 году в родную Парму (откуда и происходит его имя), художник создает свои наиболее выдающиеся произведения. 23 сентября 1534 года Пармиджанино получает заказ на эту картину от Елены Баярди для своей капеллы в церкви Санта Мария деи Серви в Парме. Художник умышленно придает Мадонне, Младенцу и находящимся рядом ангелам преувеличенно удлиненные черты - отсюда и закрепившееся за картиной название. Унаследовав от художников XV века - таких как Рафаэль и Перуджино - статичную гармонию, Франческо внес в свои композиции движение и вибрацию. Эта тенденция часто называется маньеризмом, благодаря ее сознательной стилизации и отказу от уравновешенных пропорций ренессансной живописи. Несмотря на долгую, потребовавшую больших усилий работу, картина "Мадонна с Младенцем, ангелами и св. Иеронимом" осталась незаконченной. Некоторые предварительные эскизы свидетельствуют о том, что художник собирался запечатлеть в правой части композиции Святого Иеронима, разворачивающего папирус, вместе со святым Франциском, от фигуры которого сохранилось едва намеченное изображение ноги. Картина оставалась в мастерской художника еще два года после его смерти, после чего, наконец, была доставлена в капеллу Тальяферри на предназначенное ей место.   

ПОНТОРМО ПОНТОРМО, ЯКОПО ДА (Pontormo, Iacopo da) (наст. фамилия Каруччи) (1494–1557), итальянский художник, один из основоположников маньеристического направления в искусстве Возрождения. Родился в Понтормо (Тоскана) 24 мая 1494 в семье живописца Б.Каруччи. Учился в основном в мастерской Андреа дель Сарто (с 1512) – вместе с Россо Фьорентино, с которым сотрудничал в ранний период. Жил преимущественно во Флоренции. Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521), во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь д`Эма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А.Дюрера).

Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция; Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530; в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици; Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка; Юноша с алебардой, музей П.Гетти, Малибу, Калифорния; и др.). Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской. Умер Понтормо во Флоренции 2 января 1557.

Арчимбольдо, Джузеппе Художник состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587); сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе. Большинство его современников смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Он — инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569)..

В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, при нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590—1591), которые он послал в Прагу. В следующем году, 11 июля 1593, живописец умер

Фьорентино Россо Фьорентино, Буквально — Рыжий Флорентиец, собственно итал. Giovan Battista di Jacopo, прозванный итал. Rosso Fiorentino или просто итал. Rosso, 1494, Флоренция — 1540, Фонтенбло) — итальянский живописец флорентийской школы, работал в Италии и во Франции. Вместе с Якопо Понтормо учился в мастерской Андреа дель Сарто. C 1523 работал в Риме. После разграбления города войсками Карла V (1527) переехал во Францию, занял место при дворе Франциска I. Последний поручил ему, вместе с Франческо Приматиччо, росписи королевского поместья в Фонтенбло (работы итальянских мастеров в этом дворце называют «школой Фонтенбло»). Вопреки утверждениям Вазари, смерть Россо Фьорентино не была самоубийством.

Бронзино Аньоло Бронзино (Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано — Agnolo di Cosimo di Mariano) (17 ноября 1503, Монтичелли, Тоскана, — 23 ноября 1572, Флоренци я) — итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма. Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы,портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих современников-гуманистов, как Данте и Петрарка, стихи и был членом флорентийской академии.

Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей.. Портрет Элеоноры Толедской с сыном

[Придворный художник Медичи В 1533 г. Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В 1537 г. он вступил в гильдию Св. Луки и во флорентийскую академию. Во время своего пребывания в Риме в 1546—1547 гг. он познакомился с творчеством Микеланджело и многому у него научился. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564—1565 гг. всю свою жизнь Бронзино прожил во Флоренции. В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 г., которые однако не сохранились, как и другие театральные и праздничные декорации, которые Бронзино создавал для Медичи и других аристократических семей Флоренции. В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами Сотворения мира и ликами святых. В 1540—1555 гг. Бронзино рисовал эскизы для гобеленовых мастерских во Флоренции, среди них — 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. На мотивы его эскизов создавали свои творения гобеленщики Джованни Рост и Николас Кархер. В это же время Бронзино пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является «Аллегория любви», которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I. Дядя Алессандро Аллори, который также называл себя иногда Алессандро Бронзино.

Скульптура В ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.

Джамболонья Дата рождения:1529 Место рождения:Дуэ, ныне Франция Дата смерти:13 августа 1608 Место смерти:Флоренция Национальность:итальянец Стиль:маньеризм, барокко Портрет Джованни да Болонья. Хендрик Гольциус.

Джамболонья был родом из габсбургской Фландрии, учился живописи в Антверпене, потом переехал в Италию и изучал в Риме античную скульптуру. Джамболонья находился под сильным влиянием Микеланджело, однако создал свой собственный художественный стиль маньеристского направления, отличающийся изящными поверхностями, холодной элегантностью и красотой. Первый крупный гонорар Джамболонья получил от римского папы Пия IV за гигантскую бронзовую статую Нептуна для фонтана Нептуна в Болонье. Джамболонья создал многочисленные скульптуры из мрамора и бронзы, в том числе для украшения фонтанов, для итальянской знати и в особенности для Медичи. Большую часть своей жизни провёл во Флоренции, куда переехал в 1553 г. Джамболонья похоронен в часовне, созданной по его собственному проекту в церкви Сантиссима Аннунциата.

Челлини. ЧЕЛЛИНИ, БЕНВЕНУТО (Cellini, Benvenuto) (1500–1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни – музыкантом. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III. В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант"Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул. В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции.

Маньеризм в архитектуре Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В маньеристском духе выдержана фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари.

Джулио Романо (итал. Giulio Romano, собственно Дж. Пиппи, Pippi), 1492—1546) — итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, один из зачинателей и наиболее самобытных представителей искусства маньеризма. Работал преимущественно в Риме, но его наиболее оригинальная работа находится в Мантуе — это палаццо дель Те.

Пала́ццо дель Те (Palazzo del Te, первоначально Palazzo del T) — загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524—25 гг. как конюшенный комплекс по проекту Джулио Романо. Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Даже в своём незавершённом виде палаццо представляет из себя абсолютную вершину искусства маньеризма Фасады здания только кажутся симметричными, расстояние между колоннами не совпадает, некоторые архитектурные элементы умышленно опущены, штукатурка оставлена невыровненной (эффект spezzato) — всё это создаёт эстетическое напряжение, характерное для маньеризма. Этот эффект усиливают грандиозные фрески-обманки, которые покрывают каждый сантиметр внутренней поверхности.

Маньеризм в литературе Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг.) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В Италии влияние маньеризма заметно в творчестве Тассо и Марино; в новеллистике XVI века, включая Маттео Банделло и Джиральди Чинтио; нередко к этому стилю целиком относят творчество последователей Марино — маринистов, но в этом случае границы стиля глубоко отодвигаются в XVII век. Совершенно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии); Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании); Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль).

Маньеризм в музыке В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец XIV и начало XV вв., эпохи Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка), исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма.

Карло Джезуальдо ди Веноза Джезуальдо, Карло. Светская музыка эпохи Возрождения: Мадригал «Томлюсь без конца». XVI в. Карло Джезуальдо – одна из самых загадочных и демонических фигур в истории музыки. Карло Джезуальдо ди Веноза, герцог и аристократ, убийца жены и ее возлюбленного, замаливающий свои грехи страдалец и отшельник, чьи радикальные сочинения в жанре мадригала уже четыреста лет удивляют мир. Мадригал - это музыкальная декламация в полифонической форме, когда каждый голос подчеркивает ту или иную грань поэтического образа, и соединяясь, голоса вокального ансамбля показывают стих объемным и многозначным. В мадригале изломанные мелодии чутко следовали за словом, между голосами возникали резкие, диссонирующие интервалы, и весь мадригал как лоскутное одеяло складывался из контрастных фраз-строф; так под натиском выразительных стремлений конца эпохи Возрождения погибло строгое письмо. Мадригал не соблюдал предписанные строгим письмом ограничения. Господство мадригала в европейской музыке падает на вторую половину XVI-начало XVII века. В 1590-е годы создавал свои шедевры Карло Джезуальдо. Он писал о скорби и смерти, его фантазия была безгранична, и если бы слушатели XXI века не знали, что слышат музыку Ренессанса, они бы, пожалуй, подумали, что эти стонующие диссонансы принадлежат музыкальному авангарду ХХ века.

Влияние маньеризма В силу отмеченной внутренней противоречивости стиля влияние маньеризма было разнонаправленным. С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо; с другой — открыл в полном объёме эротизм; спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко. Наконец, существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.

Тема 11. Искусство Северного Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: