Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Раскрытие и усвоение вопросов практического занятия необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание заслуживает все рекомендованные монографии, т.к. в них доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

Ответ на первый вопрос начинается с изложения задач Александра I в начале царствования и роль в их решении молодого поколения русской родовитой знати. Необходимо исследовать жизненный и творческий путь М.М. Сперанского в законодательной деятельности. Раскрыть проект реформ М.М. Сперанского в государственном управлении и воплощение его на практике. Затем дать характеристику основных положений его конституционного проекта. Закончить следует определением причин отставки М.М. Сперанского.

При усвоении второго вопроса нужно исследовать источники декабристской идеологии, первые тайные организации: Северное и Южное общества. Затем необходимо раскрыть цели, персональный состав и деятельность декабристских организаций, программы декабристов: Конституция Н.М, Муравьева и «Русская Правда» П.И.Пестеля. Закончить следует объективным анализом восстаний на Сенатской площади и Черниговского полка и историческим значением движения декабристов.

Раскрытие третьего вопроса необходимо начать с определения задач внешней политики России в первой четверти XIX в. Показать укрепление позиций Российской империи в Закавказье: присоединение к ней Грузии и Северного Азербайджана. Затем надо рассмотреть содержание и итоги войн России с Персией, Турцией и Швецией. Особое внимание обратить на Отечественную войну 1812г.: характер, ход военных действий, итоги; героическую борьбу русского народа с иноземными завоевателями и окончательный разгром наполеоновской Франции. Необходимо рассмотреть Венский конгресс и его решения; дать характеристику заграничного похода русской армии и его итогов; заключение М.И. Кутузовым Бухарестского мирного договора и участие России в Антифранцузских коалициях, Тильзитскому миру и его последствиям. Обратить внимание на включение в состав Российского государства Финляндии. В заключение следует изучить цели и деятельность «Священного союза», рост международного влияния России.

В четвертом вопросе студентам следует обратить внимание на внутриполитический курс Николая I, кодификацию законов и внешнюю политику первой половины XIX в. Исследовать задачи Николая I во внутренней политике и усиление влияния чиновничье-бюрократического аппарата управления в жизни страны, на общественную мысль и особенности общественного движения в России 30-50 годов. Во внешней политике Российской империи студентам следует проанализировать «Восточный вопрос», Русско-турецкую войну и её итоги; Ункяр-Искелесийский трактат, который явился наивысшим успехом Николая I в решении «восточного вопроса». Следует обратить внимание на политику России на Северном Кавказе и участие русской армии в подавлении венгерской революции. Рассмотреть причины, ход военных действий и итоги Крымской войны, Парижский мирный договор и его значение.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.В чем Вы видите непоследовательность и противоречивость реформаторской деятельности Александра I?

2.Какие факторы говорят о реформаторской работе Н.Н.Новосельцева?

3.Почему в первой половине XIX в.вопрос о крепостничестве и самодержавии остро встал перед властью и обществом?

4. Чем Вы можете объяснить появление декабристского движения?

5. В чем, на Ваш взгляд, состоит значение реформы Е.Ф. Канкрина?

6. В чем, по Вашему мнению, суть проекта реформ М.М. Сперанского?

7. В чем Вы видите различие в концепциях западников и славянофилов?

8. Каково влияние Отечественной войны 1812 г. на развитие общественной мысли в России?

9. К какому идейному течению Вы могли бы отнести взгляды П.Я.Чаадаева?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: