Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Раскрытие и усвоение вопросов  практического занятия необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книги Н.И. Павленко «Петр Первый Великий» где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

В начале ответа на первый вопрос надо определить главные причины петровских преобразований. Необходимо рассмотреть бурное развитие российской промышленности и её феодально-крепостническую сущность.

 Во втором вопросе следует дать характеристику важнейших реформ Петра I, излагая их не в хронологическом порядке, а по степени важности для развития России к концу жизни Петра Великого. Сделать анализ внутренней и внешней политики Российского государства в конце XVII и начале XVIII вв., Петровским преобразованиям и их сущности. Следует раскрыть предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма: создание Сената и его функции, формирование коллегиальной системы управления, перестройки органов власти на местах, церковной реформы и её значения, новый порядок прохождения службы, учреждения должности генерал-прокурора. Следует остановиться на вопросе введения городского самоуправления и усиления налогового гнета, эволюции форм собственности на землю и структуре феодального землевладения.

При раскрытии третьего вопроса особое внимание следует уделить задачам внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII в.. Затем следует дать характеристику Азовских, Прутского и Каспийского военных походов русских войск. Особо исследуется Северная война: цели, ход военных действий и итоги.

В четвертом вопросе следует рассмотреть характерные особенности русского самодержавия и остановиться на дискуссии российских историков о генезисе самодержавия, оценке личности Петра I и его преобразований в отечественной историографии. Раскрыть сущность и процесс социальных противоречий петровским преобразованиям и народные движения под предводительством К. Булавина.

В пятом вопросе следует дать характеристику петровским преобразованиям в развитии культуры и науки: создание Петром I школьной системы образования, выход первой отечественной газеты и введение гражданского шрифта, открытие первого в России музея и основание Петербургской Академии наук. Студентам следует знать о деятельности выдающихся русских ученых М.В. Ломоносова, В.М.Севергина, В.Н. Татищева.  Уметь характерные особенности российского классицизма в литературе и архитектуре.

Изучение учебного материала по данной теме необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание заслуживают все рекомендованные монографии, т.к. в них доходчиво изложены вопросы, вынесенные на практическое занятие.

 Студентам следует рассмотреть роль русской гвардии в политической жизни страны, создание Верховного тайного совета и его деятельность. Необходимо отметить немецкое влияние в годы царствования Анны Иоанновны, попытки императрицы Елизаветы I продолжить петровские реформы и рост дворянских привилегий, причины создания в 50-е гг. русско-франко-австрийского союза, ведения Семилетней войны и участия в ней русской армии. Подвести итоги европейской кампании для России. Причины свержения Петра III и восшествие Екатерины II на российский престол. Студентам следует дать характеристику Екатерины II - самодержавной российской императрицы.

Необходимо дать анализ социально-экономическому развитию и внешней политике России в середине XVIII в.

 Необходимо изучить общую характеристику состояния России при Екатерине II. Рассмотреть деятельность Уложенной комиссии и идейные основы «Наказа» Екатерины II, важнейшие екатерининские реформы, осуществленные в 60-80-е гг. XVIII в.; новое положение о местном управлении, росте сословных привилегий: Жалованные грамоты дворянству и городам. Студентам следует обратить внимание на усилении крепостного права в России и народной войне под предводительством Емельяна Пугачева. Закончить ответ необходимо исследованием о секуляризации церковного землевладения и ликвидации украинской автономии.

 Следует определить задачи внешней политики России при Екатерине II. Затем надо раскрыть содержание и итоги войн России с Турцией и Швецией: Первой русско–турецкой войны и её итоги, связанные с присоединение к Российскому государству Крыма; Второй русско-турецкой войны с Ясским миром. Дать характеристику трем разделам Речи Посполитой и участие Российской империи. Студенты должны исследовать участие России в антифранцузской коалиции: действия черноморской эскадры и Итальянский поход. Знать биографии и деятельность выдающихся русских полководцев и флотоводев - П.А.Румянцева, С.К. Грейга, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. В заключение необходимо проанализировать общие итоги внешней политики России XVIIIв.

 Следует рассмотреть причины появления и дать характеристику российского сентиментализма и его ярчайших представителей; представителей русского портретного искусства: Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровицкого. Отметить открытие Московского Университета и учреждение Петербургской Академии художеств. Проанализировать главные направления в развитии общественно- политической мысли России, просветительскую деятельность Н.И.Новикова и А. Н. Радищева.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Каковы важнейшие причины реформы Петра I в сфере государственного управления?

2. Чем можно объяснить мероприятия Петра I в области экономического развития?

3. Какие проблемы в обществе породили реформы Петра I?

4. Какова причина Северной войны?

5. В чем сущность дискуссии российских историков о генезисе самодержавия,оценке личности Петра I и его преобразований в отечественной историографии?

6. Какова ваша оценка деятельности Петра I?

7. Какой период российской истории и почему назван периодом «дворцовых переворотов»?

8. В чем состояли причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.?

9. Как изменилось положение дворянства на протяжении XVIII в.?

10. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли  во второй половине XVIII в.?

11. Каковы были основные направления внешней политики России в XVIII в.?

12. В чем сущность русской культуры и ее стилей в XVIII в.?

13. Почему эпоху правления Екатерины II «золотым веком русского дворянства»?

РАЗДЕЛ 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: