Методические указания для обучающихся

к практическому занятию на тему:

 «Планирование и финансирование здравоохранения»

 

 

Дисциплина: Общественное здоровье и здравоохранение

Специальность – 31.05.01 Лечебное дело

Курс 4

Семестр 8

Количество часов 4 часа

 

 

   

 

Уфа

2019


Тема: «Планирование и финансирование здравоохранения». Методические указания подготовлены на основании рабочей программы ФГОС ВО дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».

 

Рецензенты:

1.Шарафутдинов М.А. – профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, д.м.н.

2. Киньябулатов А.У. – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н.

 

 

Автор:

Шарафутдинова Н.Х. – зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения курсом ИДПО, д.м.н.

 

 

Утверждена на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, протокол № 17 от 28.06.2019г.

 

1. Тема и ее актуальность: «Планирование и финансирование здравоохранения». Планирование – это обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения. Планирование здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как совокупность методов и средств, позволяющих выбрать оптимальный вариант развития, обеспечивающий эффективное использование ресурсов. Основной задачей планирования и финансирования в условиях экономических преобразований является поиск оптимальных соотношений между потребностью населения в лечебно-профилактической помощи и возможностью ее удовлетворения на данном этапе развития общества. Именно от объема финансирования здравоохранения на душу населения, от расходов государства на здравоохранения в доле ВВП (3,0-3,5%) зависит обеспечение государственных гарантий медицинской помощи. Студенты должны ориентироваться в вопросах формирования источников финансирования здравоохранения, их распределения по услугам предоставления (стационары, дневные стационары, амбулаторно-поликлинические медицинские организации, скорая медицинская помощь) и использовать полученные знания в практической деятельности врача.

2.Учебные цели: ознакомиться с основными терминами, понятиями, видами планов и методами планирования и финансирования здравоохранения на современном этапе.

Для формирования профессиональной компетенции обучающися должен знать:

· понятие планирования, основные задачи и разделы плана, методы планирования;           

· виды планов и этапы составления;

· нормативные материалы, характеризующие потребность населения в медицинской помощи;

· источники финансирования здравоохранения;

· виды бюджета, формирование бюджета здравоохранения;

· перечень видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств различных видов бюджета;

· формирование тарифов на медицинские услуги;

· сметы доходов и расходов;

· понятия о клинико-статистических группах и т.д.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся  должен владеть и уметь:

 -определять потребность в амбулаторно-поликлинических услугах;

        - рассчитывать объем посещений с профилактической целью и объем обращений по поводу заболеваний;

      -рассчитывать функцию врачебной должности;

      - определять потребность в стационарной медицинской помощи;

      - определить потребность в больничных койках;

      - определить источники и потребности финансирования;

      - составить смету медицинской организации;

       - рассчитать финансовые ресурсы медицинской организации;          

      - составлить план развития медицинской организации;

      - навыками работы с нормативными и законодательными актами в области охраны здоровья населения РФ, методикой поиска научно-медицинской информации и методами оценки финансовых показателей деятельности медицинских организаций;

      - и овладеть сдедующими компетенциями (ПК-17).           

3. Вопросы для самоподготовки.

    1. Что такое планирование развития здравоохранения?

2. Перечислите основные принципы планирования.

3. Перечислите задачи планирования в здравоохранении.

4. Перечислите и раскройте методы планирования в здравоохранении.

5. Каковы виды планов по времени исполнения?

6. Каковы виды планов по уровню составления и исполнения

7. Назовите разделы плана.

8. Какие показатели плана медицинских организаций знаете?

9. Особенности планирования стационарной и поликлинической помощи.

10. Что такое нормы и нормативы в здравоохранении?

11. Какие нормативы организации медицинской помощи знаете?

12. Какие финансовые нормативы знаете?

 13. Из каких источников финансируется здравоохранение.

14. Какие виды расходов финансируются из Федерального бюджета?

15. Какие виды расходов финансируются из бюджета республики?

16. Какие виды медицинской помощи предусмотрены в программе госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан?

17. Какие виды медицинской помощи финансируются за счет средств ОМС?

18. Понятие «тарифы», какие виды тарифов существуют для финансирования нормативов медицинской помощи.

19. Статьи сметы и порядок их составления.

20. Штатное расписание медицинской организации

21. Как формируется фонд оплаты труда в медицинских организациях?

22. На какие цели предусмотрена статья «начисление на оплату труда»?

23.Какие виды медицинской помощи входят  в базовую программу обязательного медицинского страхования?

24.Методы финансирования паллиативной помощи.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

6. Оснащение: методические пособия, ситуационные задачи, тестовые задания, калькуляторы, компьютеры.

7. Содержание занятия:

7.1. Организационный этап.

7.2 Контроль исходного уровня знаний и умений

7.3. Разбор с преподавателем узловых вопросов темы, демонстрация преподавателем методики расчета потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, расчета объемов медицинской помощи и его финансирования.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся по выполнению индивидуального задания под руководством преподавателя.

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: проверка правильности выполнения индивидуальных заданий, тестовый контроль

  Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

 

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются).

 Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа обучающихся  по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, расчёты количества необходимого количества посещений к врачам и необходимое количество врачебных кадров, количество коек и койко-дней по отдельным специальностям в муниципальном районе.


Литература



Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1 2 3 4
1. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник для студ. мед. вузов / - 3-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. Ю. П. Лисицын. - М.: Гэотар Медиа, 2015. - 544 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970432914.htmlс.

 

Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1 2 3 4
1 Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов. - 5-е изд., перераб. и доп. Под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова   М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 655 с.
2 Организация медицинской помощи женщинам и детям [Текст]: учебное пособие для студентов Н. Х. Шарафутдинова и [и др.] Уфа: БГМУ, 2014. - 113 с.
3 Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учеб.е пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html
4 Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко. М.: Медицина, 2010. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html
5 Экономика здравоохранения [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов. А. В. Решетников [и др.] М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2010. - 272с. -: Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416044.html
6 Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов - 5-е изд., перераб. и доп. - В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 655 с.
7 Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов. И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. М.: МИА, 2009. - 464 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: