Е задание по методике муз.литературы для Т 3 курса от 14 апреля
Уважаемые теоретики! Даю вам задание на неделю с 14 по 21.04:
1. Прочитайте программу по предмету «Марийская музыкальная литература»
2. Сделайте Метод. разработку на 2 урока: Сапаев опера «Акпатыр»
3. Муз.исполнение в рамках подготовки к экзамену, произведения, ноты которых есть дома
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Рабочая программа
По учебному предмету
«Марийская музыкальная литература»
Йошкар-Ола
2020
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Виды внеаудиторной работы;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Дидактическое обеспечение предмета
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список полезных для обучения сайтов в сети Интернет.
Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Воспитание у детей любви и интереса к музыкальному искусству, понимания народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей учащихся, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов отечественной музыкальной культуры - это одна из важных локальных задач, стоящих перед предметом «Марийская музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного, технического и личностного развития юных музыкантов.
Преподавание марийской музыки в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Исходя из задач расширения общекультурного кругозора учащихся, курс марийской музыки включает достаточно широкий круг явлений из области истории марийской музыки: важнейшие события музыкальной жизни, биографии композиторов, ознакомление с различными жанрами и формами музыкальных произведений, с сюжетами марийских опер и т.д.
Марийская музыкальная литература - это предмет регионального компонента. Программа учебного предмета «Марийская музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» «Струнные инструменты»
Срок реализации учебного предмета «Марийская музыкальная литература»
Срок реализации учебного предмета «Марийская музыкальная литература» составляет 1 учебный год в 8 классе по 0,5 часа в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию учебного предмета
Год обучения, класс | 8-й |
Форма занятий | |
Аудиторная (в часах) | 17 |
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах) | 8,5 |
Итого за год | 25,5 |
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Марийская музыкальная литература» составляет 25,5 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Учебные занятия по предмету «Марийская музыкальная литература» проводятся в форме групповых занятий. Рекомендованное количество человек в группе от 10 до 12. В одну группу возможно соединить обучающихся по различным образовательным программам в области искусства. В том случае, если нет возможности (сменность в общеобразовательной школе, иные уважительные причины) скомплектовать полную группу (10 - 12 человек), ДШИ оставляет за собой право комплектования малокомплектных групп, численностью от 4 человек, при этом общее количество групп не должно превышать расчётного в целом по школе.
Основными видами групповых занятий являются:
- урок (в разнообразных его формах);
- консультация;
- зачёт;
Урок — это целостный, ограниченный временными рамками, целенаправленный отрезок образовательного процесса, который является основной формой организации образовательного процесса. Урок по марийской музыке возможно проводить в следующих формах: урок-лекция; урок-беседа; урок-презентация; урок-игра; урок-постановка, творческий урок, контрольный урок и т.д. на усмотрение преподавателя.
Консультация - это дополнительная помощь преподавателя учащемуся в усвоении предмета.
Зачёт - это учебное занятие контрольного характера, направленное на подведение итогов, результатов учебной деятельности. Зачет может быть проведён в формах: коллоквиума, собеседования, тестирования, контрольного урока, викторины и т.д. на усмотрение преподавателя.
Виды внеаудиторной работы по предмету «Марийская музыкальная литература»:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к творческим и конкурсным мероприятиям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ и др.
Цели и задачи учебного предмета «Марийская музыкальная литература»:
Цели – пробудить интерес учащихся к своей национальной музыкальной культуре, приобщить к активному слушанию и восприятию марийской профессиональной музыки.
Задачи – дать прочные знания по истории марийской профессиональной музыки и творчества ведущих марийских композиторов в связи с определенными общественно-политическими и социальными, экономическими условиями; сформировать умение анализировать достойные образцы марийской профессиональной музыки.
Обоснование структуры учебного предмета «Марийская музыкальная литература»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по четвертям;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения по предмету «Марийская музыкальная литература»
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Все методы неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ); Согласно этому методу активизируется логическое мышление ученика.
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов); Согласно этому методу преподаватель может исполнить музыкальное произведение целиком, может предложить прослушать произведение в записи)
- практический (работа по анализу музыкального произведения, рассуждение учащихся по вопросам музыкальных ассоциаций и т.д.); согласно этому методу развиваются ритмические, звуковые и теоретические представления ребёнка,
- аналитический. Согласно этому методу ребёнок учится сравнивать и обобщать изучаемый материал, развивается его логическое мышление;
- эмоциональный. Согласно этому методу на уроке осуществляется подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений
- метод «от общего к частному». Согласно этому методу улучшается представление о произведении в целом и выявляются особенности отдельных эпизодов.
- метод наводящих вопросов. Метод развития творческих способностей. Согласно этому методу ребёнок учится вьполнять творческие задания на основе предложенного музыкального материала.
- метод проблемного изложения в обучении. Согласно этому методу, преподаватель обнаруживает проблему и вместе с обучающимся ищет способы решения этой проблемы.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Марийская музыкальная литература»»
Материально-техническая база ДШИ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету « Марийская музыкальная литература» должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 10 кв. метров. Необходимо наличие библиотеки и фонотеки. Желательно иметь в учебном кабинете наглядные пособия (портреты композиторов, картины художников и т.д.)
II. Содержание учебного предмета «Марийская музыкальная литература»
В основе содержания предмета «Марийская музыкальная литература» тематический принцип. Предлагаемые в настоящей программе темы составлены с учетом нескольких принципиально важных факторов:
- учётом Федеральных государственных требований;
- традиций, сложившихся в преподавании предмета,
- многолетнего опыта работы с детьми в детской школе искусств.
Учебно-тематический план