Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции

Самостоятельному изучению отводится вопрос о типологических разновидностях литературного языка и особенностях диалекта как страты современного русского языка (на основании дисциплин «Диалектология», «Старославянский язык»).

Применение современных информационных технологий Использование слайд-панорамы, иллюстрирующей план лекции и литературу, таблицы, отражающие материал анализа отдельных слов.

ЛИТЕРАТУРА

Беликов, В. И. Социолингвистика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 337 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-00876-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433389
Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - 5-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2016. - 289 с. - ISBN 978-5-9765-0813-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57619
Дополнительная литература
Современный русский язык. Активные процессы на рубеже XX— XXI веков, 2008, Языки славянской культуры. - 710 с. с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211243
Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация, 2003, Языки славянской культуры. - 582 с. с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211242
Шерстяных И.В. Основы социолингвистики / Шерстяных И. В., 2012, Иркутский государственный лингвистический университет. - 160 с. с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=145033

Лекция 3. Современная языковая ситуация

План

1. Языковая ситуация в России.

2. Социальная языковая личность.

3. Особенности языковой политики в России.

Учебно-методические материалы к лекции.

Краткое содержание лекции

 

Языковая ситуация в России. Языковая карта России. Особенности представления функциональной парадигмы языка на разных исторических этапах его развития. Употребление в определенной этнической общности или территориальном объединении компонентов другого языка. Языковая ситуация в России. Изменение языковой ситуации. Специфика языковой ситуации в ХХ вв.: до и после Октябрьской революции, во второй половине века, в постперестроечный период.

Социальная языковая личность

Языковая личность. Уровневая модель языковой личности. Ценностный, мировоззренческий компонент. Культурологический компонент. Личностный компонент.

Формирования языковой личности в условиях определённого социума. Параметры языковой личности и их своеобразие в разных культурах. Полилектная и идеолектная языковые личности (В.П. Нерознак), этносемантическая личность (С.Г.Воркачёв), элитарная языковая личность (О.Б. Сиротинина), семиологическая личность (А.Г. Баранов), русская языковая личность (Ю.Н. Караулов), языковая личность западной и восточной культур (Т.Н. Снитко). Соотношение социальной составляющей в личности. Народная, средняя и элитарная языковая личность.

Современную эпоху можно охарактеризовать как эпоху homo loquens вследствие того, что во всех областях освоения и познания действительности возрастает роль языка – универсального средства овладения миром. Язык, являясь средством накопления, хранения, переработки и передачи информации, становится двигателем прогресса человечества. Усиление роли личностного фактора в обществе формирует особый социально-психологический стереотип – доверие к слову. В этих условиях владение языком рассматривается как важнейший компонент личности, особенно если она занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе, место в социальной иерархии.

Такое положение обусловливает решение школой задачи воспитания элитарной языковой личности, то есть личности, свободно владеющей всеми возможностями литературного языка при целесообразном использовании каждого из функциональных стилей, речевых жанров, свойств устной и письменной форм речи (О.Б. Сиротинина). Осмысление элитарной языковой личности как многослойного и многокомпонентного набора языковых способностей, умений, готовностей и осуществления речевых поступков различной степени сложности по всем видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение) и уровням языка позволяет создать эффективную модель обучения языку, определить этапы формирования языковых способностей, а также интегрировать разрозненные области научного знания.

Основы воспитания элитарной языковой личности должны быть заложены в курсе русского языка в школе.

Отражение русской языковой личности в фольклоре и художественной литературе.

Особенности языковой политики в России. Понятие языковой политики. Языковой пуризм и языковая свобода. Языковая политика периода никоновских реформ и её негативные последствия. Языковая политика Петра I. Особенности языковой политики XIX–XX вв. Достижения и просчёты современной языковой политики.

Литературный язык как категория историческая. Противопоставленность литературного языка как высшей формы существования языка диалектам и просторечию.

Литературная норма как важнейший признак литературного языка. Литературная норма как исторически принятая, социально обусловленная в данном языковом коллективе совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правил их отбора и использования, признаваемая наиболее пригодной и образцовой.

Стабильность (относительная) нормы и ее изменчивость. Противопоставление старого и нового, своего и чужого, правильного и неправильного.

Пуризм как неприятие изменений и новшеств в языке в связи с восприятием нормы как явления внеисторического и неизменного.

Отрицательные и положительные аспекты пуризма в разные исторические эпохи.

Антинормализаторство как направление, отрицающее наличие нормы в языке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: