Понятие экономической конституции и экономического конституционализма.
В большинстве правовых государств именно в конституции закрепляются основные положения об экономическом развитии страны. Именно конституционные положения закрепляют тип экономической системы, допустимые формы собственности, принципы экономической деятельности, а также полномочия государства по вмешательству в эти самые процессы. Плюрализм экономической сферы возможен при существовании следующих элементов:
1) экономическая свобода;
2) разнообразие форм собственности;
3) свобода форм экономической деятельности индивидов и их объединений.
В силу положений статьи 8 Конституции Российской Федерации в нашем государстве гарантируется свобода экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. В нашем государстве признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная форма собственности. Однако в целях обеспечения общественных интересов устанавливаются ограничения права собственности или принудительного отчуждения. Такие основания закреплены в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации:
а) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
б) реквизиция;
в) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы и другие.
Модели конституционного регулирования экономики.
На смену капитализму пришли веяния рыночных отношений. Так, в большинстве стран мира в настоящее время формулируются следующие виды:
1) рыночная модель (либеральная модель) экономики;
2) рыночная модель социально ориентированного характера.
Правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации определяет, что для нашего государства характерна социально-ориентировочная рыночная экономика. Модель правового регулирования экономики закрепляется Конституцией Российской Федерации путем установления следующих элементов: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких- либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации и другое.
С позиции конституционного права в качестве плюсов данной модели можно выделить следующие положения:
1) поддержка конкуренции;
2) свобода экономической деятельности, в том числе в части использования своих способностей и имущества для данной деятельности;
3) защита частной собственности;
4) свобода труда;
5) открытый перечень общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере экономической деятельности.
Формирование рыночной экономики продолжается, бесперспективность других форм подтверждает опыт, как Советского Союза, так и ряда других государств.
Конституционны принципы рыночной экономики как основа конституционного строя.
Экономическую основу конституционного строя России составляет находящееся в стадии становления социально-рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений, участниками выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции.
Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. Нормы Конституции РФ закрепляют важнейшие положения, которые раскрываются затем в федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
В части 1 статьи 8 Конституции РФ отражено, что в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Продолжение данного положения находится в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В нашем государстве действует запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискретизации, путем введения в заблуждение, путем некорректного сравнения и другое. Органам власти законом запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.
В части 2 статьи 8 Конституции РФ закреплено, что в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Вопросы о принадлежности собственности рассматриваются во многих отраслях отечественного права. Однако сам факт закрепления данных форм собственности закреплен в статье 212 Гражданского кодекса РФ.
В части 1 статьи 8 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В статьи 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.
В статьи 35 Конституции РФ закреплено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В рамках строительства основ социального рыночного хозяйства в России государство стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию. Регулирование государством основ экономической жизни реализуется в интересах человека и общества. При этом экономические отношения формируются в рамках системы социального партнерства между гражданином и государством, работником и работодателем, продавцом и покупателем.
Производство и реализацию готовой продукции в России осуществляют как частные, так и государственные предприятия.
В условиях рыночной экономики государство реализует следующие функции:
1) создает благоприятные условия для наращивания объемов национального производства;
2) способствует росту конкурентоспособности национальных производителей и улучшению инвестиционного климата;
3) обеспечивает равные возможности для участия в производстве и распределении всех заинтересованных работоспособных граждан;
4) смягчает последствия макроэкономической нестабильности;
5) обеспечивает сбалансированное развитие отдельных регионов;
6) способствует справедливому распределению доходов в обществе и сокращает уровень расслоения отдельных слоев населения.
Таким образом, конституционно-правовые основы экономической системы РФ предполагают формирование в России социальной рыночной модели экономики.