Тема 3. Внутренняя политика СССР

После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:

1. Дайте характеристику изменениям политической системы в 70-е годы?

2. Определите главные результаты экономического развития.

3. Можно ли данный период характеризовать как восстановливающий черты тоталитаризма?

4. Имел ли место опасный экономический кризис в СССР?

5. Кто был назначен главой правительства при Брежневе?

6. В чем суть концепции «развитого социализма»?

7. Какие нововведения произошли в период деятельности Брежнева?

8. Назовите основные положения Конституции 1977г. и какие по вашему мнению являются важнейшими?

От руки напишите эссе по плану

Правила написания эссе.

- Объем эссе не должен превышать 3-5 страниц.

- Необходимо писать коротко и ясно.

- Необходимо проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать собственную позицию, на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.

- Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:

Введение.

1. Моя позиция (суть и обоснование выбора выбранной темы).

Основная часть

2. Краткое обоснование (аргументированное раскрытие темы на основе данного материала).

3. Возможные возражения (аргументированное раскрытие противоречий и возможных возражений оппонентов темы).

4. Доказательство правильности моей позиции (более аргументированное раскрытие темы на основе возможных возражений и противоречий).

Заключение

5. Вывод (обобщения и выводы).

Во введении (Моя позиция) важно правильно сформулировать вопрос, на который студент собирается найти ответ в ходе своего размышления.
Во введении рекомендуется, также, давать краткие определения ключевых терминов, при этом, их количество не должно превышать трех-четырех терминов.

Основная часть (Краткое обоснование, Возможные возражения, Доказательство правильности моей позиции) содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

В з аключении (Вывод) показывается значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).

Тематика эссе:

«Дружба народов в СССР: это миф или реальность?»;

«Прибалтика: это оккупация или освобождение?»;

«Коммунизм или капитализм?»;

«Коммунизм и Царство Божие на земле это одно и тоже?»;

«Советский народ - это миф или реальность?»

 

 

Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущева от всех обязанностей. В газетах отставка была названа добровольной. Его уход с политической арены не вызвал акций протеста в стране.

К власти пришли новые молодые политики, сформировавшиеся в годы Великой Отечественной войны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев, партийный деятель, до этого занимавший руководящие посты в Молдавии и Казахстане. Он участвовал в организации смещения Н. С. Хрущева. Как человек консервативных взглядов, новый партийный лидер стремился к стабильности общества. Сторонниками консервативного пути развития выступали помимо Брежнева члены Политбюро Михаил Андреевич Суслов, идеолог партии, и Александр Николаевич Шелепин, председатель ВЦСПС. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса Хрущева, отказом от политики десталинизации и реформ.

Избрание Брежнева первым секретарем многие партийные и государственные деятели расценивали как временное. Выполняя решения Пленума о разделении высших должностей в партии и государстве для предотвращения монополизации высшей власти, пост Председателя Совета министров занял Алексей Николаевич Косыгин, руководивший ранее Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

А.Н. Косыгин и Юрий Владимирович Андропов, секретарь ЦК КПСС, являлись сторонниками продолжения экономических реформ и дальнейшей либерализации общественно-политической жизни. 6 декабря 1964 г. Андропов на страницах газеты "Правда" высказал мысль о необходимости внедрения современных методов руководства экономикой, поощрения демократии, самоуправления в общественной жизни. Весьма сдержанно он предложил ограничить властные полномочия партии, сосредоточить внимание партийных органов на общем политическом руководстве. Андропов был сторонником прекращения гонки вооружений, ставшей тяжелой ношей для советской экономики, расширения экспорта советских товаров на мировой рынок. Однако и Андропов, и Косыгин выступали против радикальных преобразований в обществе. Предложения Андропова не встретили поддержки нового партийного руководства. Он был удален с поста секретаря ЦК партии, заняв в 1967 г. должность Председателя КГБ.

Вопрос о выборе пути дальнейшего развития общества был решен в пользу умеренно-консервативного курса в политике и идеологии. В "хрущевский" период СССР растерял высокие темпы развития из-за экономических и административных преобразований, идеологических экспериментов. Результатом допущенных просчетов стали технологическое отставание СССР от стран Запада в эпоху НТР, спад в темпах прироста экономических показателей, продовольственная проблема. Накопившаяся усталость советского общества от волюнтаристских решений, преобразований, проводимых в "пожарном порядке", превратилась в преграду на пути назревших реформ. Новое руководство страны сделало выбор в пользу стабилизации советской системы, выработало особый, консервативный тип реформирования, получивший в годы перестройки название "застой".

В основу взятого брежневским правительством курса на поддержание стабильности существующих в СССР экономических, социальных и политических отношений легла разработанная в конце 1960-х гг. концепция "развитого социализма". "Развитой социализм" понимался как обязательный этап на пути продвижения СССР к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Не подвергая сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, концепция ставила задачу решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - "развитого социализма". Устранению недостатков современного общества должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Новая пропагандистская конструкция позволила Брежневу отказаться от одиозных заявлений Хрущева ("Нынешнее поколение советских людей будут жить при коммунизме", "Догнать и перегнать Америку!"). Одновременно удалось лишить господствующую идеологию конкретного наполнения. Теория "развитого социализма" стала удобным прикрытием безволия нового советского руководства.

В общественно-политической жизни 1960-х -1970-х гг. происходил отход от хрущевских преобразований. В конце 1964 г. были объединены промышленные и сельские партийные организации, в 1965 г. - упразднена территориальная система управления народным хозяйством.

Идеологическому свёртыванию "оттепели" способствовал отказ от критики культа личности Сталина. На торжественном заседании в Кремле в связи с 20-летием победы над фашистской Германией Брежнев упомянул Сталина. В канун XXIII съезда КПСС (1966) была сделана попытка исторической реабилитации Сталина. Однако под давлением интеллигенции ("Письмо 25-ти") кампания была свернута, реабилитации Сталина не произошло.

В прессе прекратились критика сталинского режима. К 90-летию со дня рождения Сталина (1969) было издано полное собрание его сочинений. Была ужесточена цензура, усилилась борьба с инакомыслием. Ограничивался доступ к источникам научной информации о сталинском периоде для исследователей.

Характерной чертой брежневской эпохи была социальная и национальная стабильность. В начале 1970-х гг. Брежнев заявил, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Было объявлено о формировании новой исторической общности - советского народа.

В 1970-х-начале 1980-х гг. росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС), в составе которых насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих.

Общественные объединения действовали при местных Советах. Однако социальный состав Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции по-прежнему определялись партийными органами.

Негативными чертами советского строя являлись чрезмерная централизации и командно-приказные методы управления. Под контролем КПСС находилась работа всех структур государственной власти в центре и на местах. Важнейшие вопросы развития экономики, форм и методов ее управления решались на съездах партии: XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.).

Конституция 1977 г.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Накануне проект Основного Закона был опубликован в прессе, обсуждался на предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях. Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло участие свыше 140 млн человек. В разные партийные и государственные инстанции поступило 400 тыс. предложений по доработке проекта, что свидетельствовало об оживлении политической активности населения. В основу новой Конституции легла концепция "развитого социализма". Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа, основой социального строя - общенародная собственность.

Закреплялась политическая основа государства - Советы. Во главе системы органов государственной власти находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он принимал и изменял общесоюзную Конституцию, включал в состав Союза новые республики, утверждал государственный бюджет, планы социального и экономического развития. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся его Президиум. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти оставался Совет Министров СССР.

Ядром советской политической системы называлась Коммунистическая партия. Статья 6-я Конституции 1977 г. закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики.

Во внешней политике Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения сталинской Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве.

Продолжая линию развития советского конституционного права к прежним правам граждан Конституция добавила право на бесплатное медицинское обслуживание, право на предоставление бесплатного жилища, право на свободное пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, свободно критиковать недостатки в их деятельности. Впервые в практике советского конституционного законодательства в новой Конституции был закреплен принцип социалистической законности. Основной закон предусматривал право граждан обжаловать действия любых чиновников, нарушивших гражданские права, через суд.

Борьба за лидерство в партии

После смещения Хрущева острая борьба за власть продолжилась. Формально октябрьский Пленум ЦК КПСС передал власть Брежневу и Косыгину. Однако они не стали обладателями всей полноты власти. Сильные позиции в новом руководстве занимала группа руководителей, сделавших в 1940-1950-е гг. карьеру в комсомоле. Она объединилась вокруг А. Н. Шелепина, возглавлявшего Комитет партийно-государственного контроля.

В свое время Шелепин, занимая ответственные посты в структуре власти начала 1960-х гг. и опираясь на поддержку Председателя КГБ В. Семичастного, оказался центральной фигурой команды, задумавшей смещение Хрущева. Фигура Брежнева в качестве руководителя партии рассматривалась как промежуточная. Однако Брежнев, опираясь на партийный аппарат, начал активно укреплять собственные позиции и одержал победу во внутриаппаратной борьбе. Постепенно, под разными предлогами были отстранены от власти Семичастный и Шелепин.

Весной 1966 г. на XXIII съезде партии был введен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, на который избрали Брежнева. В борьбе за лидерство в партии ему противостояли А. Косыгин и Н. Подгородный, Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Большим авторитетом пользовался глава правительства Косыгин, опытный хозяйственник и сторонник реформ.

С 1969 г., когда Брежневу удалось укрепить свое влияние, он начал критиковать положение дел в народном хозяйстве. К началу 1970-х гг. позиции Брежнева становятся самыми крепкими в Политбюро. Он формирует вокруг себя "днепропетровскую группировку", в которую вошли выдвиженцы, работавшие с Брежневым в период руководства им Днепропетровской и Молдавской партийными организациями.

В 1973 г. в расширенный состав Политбюро вошли сторонники Брежнева либо деятели, не принадлежащие ни к каким группировкам: министр обороны А. А. Гречко, министр иностранных дел А. А. Громыко, председатель КГБ Ю. В. Андропов. Из состава Политбюро были удалены в 1975 г. А. Н. Шелепин, в 1977 г. - Н. В. Подгорный, лишившийся также поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В октябре 1980 г. от обязанностей члена Политбюро и Председателя Совета Министров был освобожден А. Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Л. И. Брежнев, главой правительства - Н. А. Тихонов, его сторонник.

На рубеже 1970-1980-х гг. происходит возвышение Брежнева как партийного и государственного лидера. В прессе ему создается образ "выдающегося политика". Брежневу присвоено воинское звание генерал армии. Портреты советского лидера украшают улицы городов и поселков страны.

Однако в связи с ухудшением здоровья власть Брежнева начинает ослабевать. К тому времени характерной чертой высшего руководства страны являлось старение, отсутствие ротации кадров. Средний возраст членов Политбюро к началу 1980-х гг. составлял 70 лет.

На роль приемника Брежнева могли претендовать несколько человек: М. А. Суслов, главный партийный идеолог; Г. В. Романов, руководитель Ленинградской партийной организации; В. В. Гришин, глава Московской парторганизации; К. У. Черненко, член Политбюро, секретарь ЦК КПСС, Ю. В. Андропов, глава КГБ. Последнему удалось сформировать свою команду в идеологических структурах партии, академических институтах, партийном аппарате. В 1982 г. Андропов переходит на работу в ЦК КПСС в ранге секретаря по идеологии, заняв место умершего Суслова. После смерти Л. И. Брежнева 12 ноября 1982 г. решением внеочередного Пленума ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов был избран генеральным секретарем ЦК КПСС.

После прихода к власти Андропов начал борьбу за улучшение экономического положения государства с кампании по укреплению трудовой дисциплины. Параллельно с усилением власти новый лидер делает ее более открытой. В прессе начинают публиковаться отчеты о вопросах, обсуждаемых Политбюро ЦК КПСС, статьи о фактах разложения власти. Был дан ход нескольким крупным делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Обвинения в злоупотреблении властью были выдвинуты против первого секретаря Краснодарской областной парторганизации С. Медунова, министра внутренних дел Н. Щелокова, партийного руководителя Узбекистана, члена Политбюро ЦК КПСС Ш. Рашидова.

Андропов осуществил чистку партийного и государственного аппарата, органов безопасности, сформировал "команду реформаторов": в 1982 г. членом Политбюро становится Г. А. Алиев; созданный Экономический отдел ЦК возглавил Н. И. Рыжков, Отдел организационно-партийной работы - Е. К. Лигачев. Директором Института мировой экономики и международных отношений стал А. Яковлев, будущий главный идеолог "перестройки". Андропов ввёл в высшее руководство региональных деятелей: М. С. Горбачёва, В. И. Воротникова, Н. И. Рыжкова, В. М. Чебрикова.

В начале 1983 г. Андропов поручил Горбачёву и Рыжкову начать подготовку экономической реформы. Однако завершить свои начинания ему не удалось. Осенью 1983 г. состояние здоровья главы государства ухудшилось. 9 февраля 1984 г. он скончался.

Новым генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума ВС СССР становится Константин Устинович Черненко. В короткий период его правления среди главных начинаний выделялась борьба за укрепление официальной марксистско-ленинской идеологии. Началась разработка новой программы КПСС.

К. У. Черненко скончался 10 марта 1985 г. Вместе с ним уходила в прошлое эпоха строительства социализма в СССР.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ 1960-Х Гг.

Относительная стабилизация советской экономической системы произошла в период осуществления восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1966–1970). В плане ставилась задача за пять лет увеличить выпуск промышленной продукции в два раза, сельхозпродукции - на 1/4, производительность труда в промышленности – на 30–35 %, прибыль – более чем в 2 раза. Большое внимание уделялось развитию сельского хозяйства и производству потребительских товаров. Намечались задачи развития территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Тимано-Печерского, Южно-Якутского.

Новое руководство страны осознавало необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования начались прежде всего в сельском хозяйстве, находившимся в плачевном состоянии. В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС Брежнев призвал в краткие сроки устранить негативные последствия ошибок прежних лет: борьбу с личными приусадебными участками, домашним скотоводством, за повсеместные посевы кукурузы.

С колхозов и совхозов списывались долги перед государством, понижались ставки подоходного налога на крестьян. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Была введена гарантированная оплата труда колхозников, повышена их материальная заинтересованность в результате труда. Закупочные цены на рожь, пшеницу и другие культуры поднялись в 1,5–2 раза. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. План государственных закупок сельхозпродукции снижался. За производство сверхплановой продукции вводилось материальное поощрение: за сданное дополнительно зерно устанавливалась 50 % надбавка. Были стабилизированы цены на технику и запчасти для сельхозмашин. В результате принятых мер уже в 1965 г. колхозы и совхозы получили за сданную государству продукцию на 15 % больше, чем в предшествующем году.

За счет бюджета страны проводились работы по орошению и осушению земель, борьба с водной и ветровой эрозией. Появились новые ирригационные сооружения: Каховская оросительная система, Краснодарское водохранилище. К концу восьмой пятилетки на полях страны работали до 2 млн тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов. Росла квалификация руководства агросферой: до 95,5 % директоров совхозов и 80 % председателей колхозов получили высшее или среднее образование.

В ноябре 1969 г. III съезд колхозников СССР принял новый Устав колхозов. Вместо устаревшей системы оплаты труда по трудодням вводилась ежемесячная гарантированная оплата по тарифным ставкам. Устанавливалось пенсионное обеспечение колхозников. В Уставе закреплялось право колхозников выбирать не только председателей и членов правления колхозов, но и бригадиров, а также руководителей других подразделений. Съезд избрал Союзный Совет колхозов для обобщения и распространения передового опыта отдельных хозяйств.

Результаты восьмой пятилетки в области сельского хозяйства стали положительными. В 1966 г. был собран большой урожай зерна – 171,5 млн т. Урожайность в среднем по стране составила 13,7 центнера с гектара. Государство закупило 75 млн т. зерна. Среднегодовой объем продукции увеличился на 21 %. Росло также производство хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока, яиц и других сельскохозяйственных продуктов.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Накануне в советской экономической науке развернулась дискуссия, важной вехой в которой стала публикация в 1962 г. в газете "Правда" статьи Е. Г. Либермана "План, прибыль, премия". Экономист обосновал основные параметры предстоящей реформы, предложил освободить предприятия от опеки со стороны плановых органов, предоставить им возможность принятия самостоятельных решений. Предложения Либермана поддержали время экономисты Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов. Идеи о внедрении полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий были расценены как несвоевременные, однако в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет).

Основные положения реформы были закреплены в Положении о социалистическом государственном предприятии 1965 г. Объем реализованной продукции стал одним из главных показателей работы предприятия. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Средства этих фондов предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Восстанавливалось отраслевое управление, которое должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий.

Индустриальное развитие

Реализация хозяйственной реформы развернулась в 1966 г. в 700 производственных коллективах. К концу восьмой пятилетки (1966-1970) процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен. В результате слияния мелких предприятий с крупными создавались производственные объединения (ПО). Вошедшие их состав предприятия были связаны производственной кооперацией по переработке сырья и выпуску готовой продукции. В крупнейшее объединение "АвтоЗИЛ" вошли Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах. Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках. Велась работа по развитию массовой инициативы, возрождались субботники.

Результаты восьмой пятилетки впечатляли: валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50%. Быстрыми темпами развивались машиностроение, радиоэлектроника, химическая, нефтехимическая и другие отрасли. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. В строй вступили Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове, Братская ГЭС. Завершалась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

В годы девятой пятилетки (1971-1975) приоритет получают отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях составило 60% всей продукции. В годы десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Но намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнить не удалось. Нерешенные вопросы препятствовали развитию экономики в одиннадцатой пятилетке (1981-1985). В ходе нее прирост промышленного производства составил 20 %, сельскохозяйственной продукции - 6 %.

В стране шло освоение новых месторождений природных ресурсов, формировался единый Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). СССР постоянно наращивал продажу природных ресурсов за рубеж: доля поставок нефти за рубеж в 1960-е гг. достигала 11 %, в начале 1980-х гг. – уже 38 % от всего экспорта. Торговля нефтью и другими ресурсами приносила колоссальные прибыли – в 1970-е- начале 1980-х гг. было получено около 180 млрд инвалютных руб.

В целом показатели развития советской экономики в 1965–1982 гг. говорят, что страной был сделан шаг вперед. Показатели по таким видам продукции, как производство электроэнергии, добыча нефти и газа, выплавка чугуна и стали, производство автомобилей и тракторов увеличились вдвое. Общий объем промышленного производства за указанный период вырос в 3 раза, сельского хозяйства – почти в 1,5 раза. В 2,7 раза увеличился объем капиталовложений. Национальный доход вырос в 2,5 раза.Тревожные тенденции в экономике существовали, но при наличии политической воли они могли быть преодолены.

Тенденции аграрного развития

Трудности в развитии сельского хозяйства преодолеть в ходе реформы середины 1960-х гг. не удалось. Росло число убыточных предприятий, несмотря на увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу. Как и прежде, имели место нарушения в политике планирования заготовок, вводились дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. В конца 1960-х-1970-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства: агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав входили колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. В середине 1980-х гг. в агросфере действовали 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. За рамками агропромышленной интеграции остались тысячи неперспективных деревень, которые в 1970-е гг. массово ликвидировали.

астущая миграция молодежи из деревень центральной России вынудила в 1974 г. ЦК КПСС и союзное правительство принять постановление "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР". Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет (до 1990 г.). Предполагалось увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.

Для подъема аграрного производства периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Для управления агросферой были созданы в 1982 г. Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения (РАПО). Управленческие преобразования не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался: если в 1971-1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукты, то в 1981-1985 гг. только 6%. В 1982 г. была принята Продовольственная программа, которая предполагала решить продовольственный вопрос в СССР, преодолеть товарный дефицит к 1990 г.

В начале 1980-х гг. ухудшение условий народнохозяйственного развития было связано с ухудшением демографической ситуации (уменьшением рождаемости); сокращением притока трудовых ресурсов; увеличением расходов на оборону; повышением себестоимости топливно-энергетического сырья вследствие развития Востока страны; падением цен на нефть на мировом рынке.

Социальная сфера

В развитии социальной сферы успешнее других мероприятий шло решение жилищной проблемы. К началу 1980-х гг. почти 80% семей имели отдельные квартиры.

В 1970-х - начале 1980-х гг. резко сократились капиталовложения в социальную сферу, что отразилось особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельских жителей. Хуже, чем горожане они были обеспечены медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Продолжался отток селян в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн чел. до 163,3 млн чел.

Миграция направлялась в большие города, что привело к возрастанию с 3 до 23 количества городов-миллионеров. Процесс урбанизации перешел на новую ступень, когда вокруг города-миллионера выстраивались городские агломерации. Помимо Московской агломерации, в 1960– 1980-е гг. формируются Ленинградская, Горьковская, Свердловская, Новосибирская.

Сокращение доли крестьянства с 20,5 % в начале 1970-х гг. до 12 % в середине 1980-х гг., переход от аграрной к городской цивилизации вел к разрушению прежних культурных и нравственных ориентиров. Этот сложный процесс сопровождался девальвацией официальной идеологии, ростом бездуховности. Среди антисоциальных форм поведения наиболее распространенной стал алкоголизм. Несмотря на постоянные компании по борьбе с пьянством, употребление алкоголя в стране поднялось по сравнению с 1960 г. в 2 раза.

Рост национального дохода позволил увеличить среднюю заработную плату рабочих и служащих с 97 руб. в 1965 г. до 190 руб. в 1985 г., колхозников - с 51 руб. в 1965 г. до 153 руб. в 1985 г. Росли пенсии, выплаты женщинам-матерям, размеры льгот и скидок различным категориям населения. Реальные доходы населения за 1970-е гг. увеличились на 46 %

При относительной стабильности цен повышение доходов вело к изменению структуры потребительского спроса населения ("потребительской революции"). Увеличились продажи цветных телевизоров, магнитофонов, холодильников, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей. Однако советская промышленность не могла удовлетворить возросший спрос населения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: