Тема 5. Культурное развитие СССР

После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:

1. Перечислите основные научно-технические достижения советской цивилизации?

2. Назовите главные достижения советской науки?

3. В чем выражался идеологический контроль в области гуманитарного знания?

4. Каким было советское образование?

5. Какие группы существовали в советской интеллигенции?

6. Назовите эпохальные художественные произведения советских писателей периода «застоя»?

7. Почему многие представители советской интеллигенции покидали СССР?

8. Какие советские фильмы эпохи «застоя» пользовались наибольшей любовью у массового зрителя?

9. Как западная массовая культура влияла на советскую?

10. В чем разница между «диссидентами» и антисоветчиками?

11. В чем суть правозащитного движения в СССР?

12. Имели ли место вооруженные выступления против советской власти?

13. Какие были самые резонансные статьи в эпоху «перестройки» и о чем они были?

14. О чем вещали общественно-политические телевизионные передачи эпохи «перестройки»?

15. В чем проявлялась опасность вестернизации советского общества?

16. О чем дискутировала советская интеллигенция в эпоху «перестройки»?

17. Положительные и отрицательные стороны наплыва западной массовой культуры?

18. Почему изменилось отношение к церкви и религии в эпоху «перестройки»?

19. Приведите пример какого-нибудь советского анекдота эпохи «перестройки»?

20. В чем выражался процесс «утечки мозгов» в эпоху «перестройки»?

21. Назовите самые значимые художественные произведения эпохи «перестройки»?

22. Почему cвоеобразными гимнами перестройки стали песня В. Цоя "Мы ждем перемен" и группы Scorpions "Wind of change"?

От руки напишите эссе по плану

Правила написания эссе.

- Объем эссе не должен превышать 3-5 страниц.

- Необходимо писать коротко и ясно.

- Необходимо проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать собственную позицию, на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.

- Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:

Введение.

1. Моя позиция (суть и обоснование выбора выбранной темы).

Основная часть

2. Краткое обоснование (аргументированное раскрытие темы на основе данного материала).

3. Возможные возражения (аргументированное раскрытие противоречий и возможных возражений оппонентов темы).

4. Доказательство правильности моей позиции (более аргументированное раскрытие темы на основе возможных возражений и противоречий).

Заключение

5. Вывод (обобщения и выводы).

Во введении (Моя позиция) важно правильно сформулировать вопрос, на который студент собирается найти ответ в ходе своего размышления.
Во введении рекомендуется, также, давать краткие определения ключевых терминов, при этом, их количество не должно превышать трех-четырех терминов.

Основная часть (Краткое обоснование, Возможные возражения, Доказательство правильности моей позиции) содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

В з аключении (Вывод) показывается значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).

Тематика эссе:

«Цензура это благо или зло?»;

«Чем отличается советская школа от российской?»;

«Советская идеология - это вера или обязанность верить?»;

«Советская культура - засилье цензуры или свободное творчество?»;

«Культура перестройки: прогресс или упадок?»;

«Положительные достижения советской цивилизации?»;

 

 

В эпоху "застоя" руководство страны отказалась от критики сталинизма, остановился процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Противоречия развития СССР в 1964–1985 гг. отражались в духовной сфере. Однако в отличие от экономической и политической сфер, где господствовало полное единообразие, творческий и научный поиск деятелей культуры, духовная неудовлетворенность в период "застоя" заметно обостряются. Именно в духовной сфере формируются новые мысли и настроения, которые станут благодатной почвой для грядущей перестройки и либеральных реформ.

РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Значительные успехи в 1964-1985 гг. были достигнуты советской наукой, на развитие которой выделялись большие ассигнования. Возросло до 2607 количество научно-исследовательских институтов, до 1491 тыс.- количество научных сотрудников. Одним из ключевых направлений советской прикладной науки стало решение проблемы энергоснабжения. В процессе разработки новых энергоресурсов в труднодоступных районах Севера ученые создали метод изготовления многослойных труб для газопроводов огромной протяженности. В 1964 г. Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова запущен первый реактор прямого преобразования тепла в электричество "Ромашка". Высокотемпературный ядерный реактор-преобразователь позволил получать электроэнергию без участия каких-либо движущихся рабочих тел и механизмов. Американцы отказались от своего варианта реактора из-за непрочных позиций в области высокотемпературного материаловедения. Ученые этого Института под руководством академика Л. А. Арцимовича заняли ведущее место в исследованиях по физике высокотемпературной плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза.

Специалистам Института химии природных соединений под руководством М. М. Шемякина удалось получить искусственные гены, найти подходы к изменению наследственности растений и живых организмов. В 1973-1976 гг. строится крупнейший в мире радиотелескоп РАТАН-600, с помощью которого астрономы исследовали как близкие объекты: Солнце, солнечный ветер, планеты, спутники, так и удалённые: радиогалактики, квазары.

Флагманом науки являлась космонавтика. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны, что позволило составить на основе сделанных снимков полную карту и глобус Луны. 18 марта 1965 г. космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход из корабля в открытое космическое пространство. Продолжалось освоение планет солнечной системы. 3 февраля 1966 г. была осуществлена мягкая посадка спускаемого корабля на Луну и телепередача с ее поверхности на землю. Доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение стали крупным достижением советской науки. 18 октября 1967 г. спускаемый аппарат совершил посадку на Венеру и собрал ценные сведения о ее атмосфере. 30 октября 1967 г. была совершена первая в мире автоматическая стыковка двух искусственных спутников Земли "Космос-186" и "Космос-188". В технологической гонке с СССР американцы в середине 1970-х гг. отказались от разработок одноразовых ракет "Аполлон" и перешли к созданию многоразовых космических кораблей, запуски которых были значительно дороже и не привели к серьезному прорыву в освоении космоса. Советский Союз же основное внимание уделил в эти годы созданию орбитальных станций. В этой области он обогнал все страны на 30 лет. 16 января 1969 г. на околоземной орбите начала работу первая экспериментальная космическая станция. На ее борту находился экипаж в составе: В. Шаталова, Б. Волынова, А. Елисеева, Е. Хрунова.

В 1970 г. на поверхность Луны был высажен первый самоходный аппарат "Луноход-1". В 1975 г. советский корабль "Союз" совершил стыковку с американским кораблем "Аполлон". В середине 1980-х гг. в СССР был освоен отечественный космический корабль многоразового использования "Буран" с ракетоносителем "Энергия", грузоподъемность которого оказалась в несколько раз выше, чем у американских "челноков".

В развитии гуманитарного знания и общественно-научных дисциплин в эти годы сохранялась известная специфика. С одной стороны, экономистов, обществоведов привлекали к созданию новой схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства, к работе над важными политическими документами. С другой стороны, теоретическая мысль в гуманитарных науках находилась под идеологическим контролем.

Был признан вклад советских ученых в развитие мировой экономики как науки. В 1975 г. Л. В. Канторович получил Нобелевскую премию по экономике "за вклад в разработку теории оптимального использования ресурсов в экономике", разделив её с американским экономистом Т. Купмансом.

Значительные успехи были достигнуты в развитии образования. В 1970-е гг. взросли расходы на развитие образования. С 1978 г. вводятся бесплатные учебники. В 1975-76 гг. в СССР действовали 856 вузов, в которых обучались более 4,9 млн студентов, 6272 профессионально-технических учебных заведения с 3,08 млн учащихся. На начало 1975/1976 учебного года функционировали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн учеников. Государство через систему распределения в эти годы гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику учебного заведения. В первой половине 1980-х гг. снова наметилась тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 г. были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников. В старших классах средней школы организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям. Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала до в 1988 г. В эти годы развернулась деятельность талантливых педагогов-новаторов В. Шаталова, Е. Ильина, и др.

К 1985 г. советская система образования достигла выдающихся результатов. Все виды образования предоставлялись бесплатно. Качество образования в СССР находилось на высоком уровне по мировым стандартам.

Специфические черты развития искусства эпохи "застоя"

Развитие советского искусства определялось многообразием направлений. Различные группы интеллигенции по-разному понимали возможные пути развития страны. В литературе продолжалось творчество писателей "почвенного" направления: С. Залыгина, В. Распутина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Бондарева, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева, описывавших жизнь советской деревни, страдающей от нарастающей бездуховности. По возможности доносили до читателей правду о войне В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев. Важными событиями в литературной жизни этих лет стали произведения о русской истории: роман-эссе В. Чивилихина "Память", исторические романы В. Пикуля. Традиции классической русской поэзии продолжали развивать И. Бродский, Н. Рубцов. В 1965 г. М. Шолохов становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.

В 1964-1985 гг. в литературе формируется новое направление, представители которого обратились к миру маленького человека, несчастного, мечущегося, не способного бросить открытый вызов системе. В произведениях А. Синявского "Суд идет", "Любимов" советское общество рисуется отрицательно. Близки к идеям "альтернативного" искусства были поэт А. Вознесенский, сатирик М. Жванецкий.

Власть пыталась пресечь проявления традиционалистских и реформистских настроений среди интеллигенции и молодежи. В 1965 г. были осуждены и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниель. В 1970 г. разгрому подверглись журналы "Новый мир", где печатались сторонники либерализации культурной жизни, и "Молодая гвардия", занимающая почвеннические позиции. С поста редактора "Нового мира" вновь был уволен А. Твардовский. В 1971 г. критике подвергся консервативный журнал "Октябрь", стоявший на позициях "неонародничества". В 1974 г. из страны был выслан А. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Вынужденно покинули СССР писатели В. Максимов, В. Аксенов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский.

Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались трудовые советские будни. "Писателем" стал Брежнев, за которого были составлены мемуары ("Малая земля", "Целина", "Возрождение").

Стремление к альтернативности охватило не только литераторов, но и деятелей кино, театра, эстрады, живописи. Продолжалось развитие бардовской песни. А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др. стали героями "магнитофонной революции", воспевая дружбу, любовь, верность. Магнитофонные записи их песен распространялись среди населения, переписывались, обсуждались. С середины 1960-х гг. записи западных групп: "Битлз", "Роллинг Стоунз" и др. влияли не только на советскую рок-культуру, но и на стиль жизни, поведение, образ мышления молодежи. Появился советский рок - важный элемент культурного андеграунда. К середине 1960-х гг. сформировались бит-группа "Сокол" (А. Градский), рок-группа "Интеграл" (Б. Алибасов), "Машина времени" (А. Макаревич), в 1970-е гг. - группы "Аквариум" (Б. Гребенщиков), "Воскресение" (А. Романов)

Официальная культура имела видимые успехи. Зрительской любовью пользовались фильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука, Ю. Озерова, А. Тарковского, комедии Л. Гайдая, Э Рязанова, театральные постановки режиссеров Г. Товстоногова, А. Эфроса, Ю. Любимова. Получили мировое признание мастера советского балета М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев. Большую известность в эти годы получают художники А. Шилов, И. Глазунов, скульптор Е. В. Вучетич. В память о событиях Великой Отечественной войны в 1967 г. в Волгограде открыт мемориальный комплекс "Мамаев курган". В центре композиции - скульптура Е. Вучетича "Родина-мать", одна из самых высоких в мире. Статуя стала аллегорическим образом Родины, зовущей сыновей на борьбу с врагом.

В 1960-70-е гг. в советской архитектуре развивался новый стиль — простой, экономный, на основе новой индустрии и выражающий возможности современной техники. Важные объекты этого периода — проспект Калинина (1964-1969, арх. М. В. Посохин), здание СЭВ (1963-1970, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский). Сооруженная в 1967 г. Останкинская телебашня (арх. Л. И. Баталов) доказывала рост технических возможностей в эту эпоху. По типовым проектам начали строиться станции метрополитена, которые различались благодаря разным отделочным материалам. К Олимпиаде-80 в Москве было возведено большое количество минималистичных зданий: Центральный дом туриста, Олимпийская деревня, гостиница "Космос" и др.

Постепенное ужесточение политического климата, преследование инакомыслящих привели к исходу творческой интеллигенции из страны. СССР вынужденно покинули кинорежиссер А.Тарковский, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, режиссер Ю. Любимов, скульптор Э. Неизвестный и другие деятели культуры.

В советском обществе появились непримиримые противники советского строя и образа жизни, готовые отвергнуть исторический путь, проделанный Россией, выбравшие ценности западного мира.

Движение диссидентов

С середины 1960-х гг. в СССР возникло движение диссидентов. Политики, правозащитники, религиозные деятели, представители творческой и научной интеллигенции не согласные с партийным диктатом, выступали за свободу творчества, с критикой системы, в защиту прав человека. Движение диссидентов изначально было неоднородным, в нем существовали либерально-западническое, патриотическое, религиозное, сепаратистское, "истинно марксистское" и др. течения. Одним из первых диссидентов стал генерал-майор, профессор Академии Генштаба П. Григоренко, который в начале 1960-х гг. заявил о недостаточности критики культа личности Сталина, критиковал волюнтаристскую деятельность Хрущева, советскую бюрократию и официальные профсоюзы. В 1964 г. Григоренко арестовали, признали невменяемым, в 1977 г. он был выслан из СССР, лишен советского гражданства.

Днем рождения правозащитного движения является 5 декабря 1965 г. В этот день на Пушкинской площади состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Лидерами правозащитного движения стали А. Сахаров, А. Гинзбург, В. Буковский, Л. Богораз, А. Амальрик, Н. Горбаневская, А. Вольпин, Ю. Галансков и др.

В 1968 г. в СССР стала издаваться нелегально "Хроника текущих событий", освещающая факты произвола властей. Росла бесцензурная печать ("самиздат"). В 1979 г. тиражом в 12 экз. был издан самиздатовским способом нашумевший альманах "Метрополь", в подготовке которого приняли участие В. Аксенов, Ф. Искандер, А. Битов, Б. Ахмадулина и др. Часть неподцензурной литературы направлялась для публикации на Запад ("тамиздат"). Главными формами деятельности диссидентов являлись демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. В 1966 г. группа либеральной интеллигенции (акад. Л. Арцимович, А. Сахаров, П. Капица, М. Леонтович, И. Майский, И. Тамм, С. Сказкин, режиссеры Г. Товстоногов, М. Хуциев, О. Ефремов, М. Ромм, писатели В. Тендряков, В. Катаев, В. Некрасов, К. Паустовский, К. Чуковский, С. Ростовский, Б. Слуцкий, художники П. Корин, Б. Неменский, Ю. Пименов, С. Чуйков, артисты М. Плисецкая, А. Попов, И. Смоктуновский) обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу. В "Письме 25-ти" говорилось о недопустимости реабилитации Сталина и возрождения неосталинизма. В 1968 г. В. Дремлюга, Л. Богораз, П. Литвинов, Н. Горбаневская, К. Бабицкий, В. Файнберг провели на Красной площади демонстрацию против ввода войск в Чехословакию. Все участники акции были приговорены к различным срокам заключения.

Имели место и редкие случаи вооруженных выступлений против власти. 22 января 1969 г. было совершено покушение на Брежнева. В 1970 г. группа в 12 человек совершила попытку захвата самолета для вылета в Израиль. В 1975 г. в дни празднования 58-й годовщины Октябрьской революции поднял мятеж заместитель командира по политической части противолодочного корабля "Сторожевой". 8 января 1977 г. группа армянских националистов организовала взрыв в московском метро.

Среди наиболее значимых диссидентских организаций в эти годы действовали Инициативная группа защиты прав человека в СССР, Комитет прав человека в СССР, Революционная партия интеллектуалистов Советского Союза, Союз борьбы за возрождение ленинизма, Союз борьбы за демократические права, Московская Хельсинская группа и др. С усилением в 1970-е гг. конфронтации между оппозицией и властью почти все активные участники диссидентского движения были арестованы и высланы из СССР. К остальным применялись такие меры со стороны властей, как запугивание, увольнение, принудительное психиатрическое лечение.

В 1964-1985 гг. научные работы, произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под контролем партии, советская наука и культура имели высокие достижения.

Культура и духовная жизнь в годы перестройки

Перестройка, начатая М. С. Горбачевым как обновление социализма, имела глубокие последствия для культурной и духовной жизни советского общества. С исчезновением идеологических догм в духовной жизни появилось многообразие форм, с помощью которых культуры различных групп советского общества нашли свое выражение. Важное значение для перемен в культурной жизни имела гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации и плюрализм мнений, который подразумевал свободу критики. В период перестройки значительно сократилась государственная поддержка культуры, власти стремились перевести культуру на самофинансирование.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Со смягчением идеологического диктата был связан огромный поток публикаций на ранее закрытые темы, среди которых преобладало осуждение деформаций социалистической системы. Публицистика не случайно оказалась в центре общественного внимания первых лет перестройки. Большинство авторов острокритических публицистических статей являлись "шестидесятниками". Историческим контекстом, сформировавшим их взгляды, были годы сталинизма, Великая Отечественная война и период "оттепели". "Дети XX съезда" стали "прорабами перестройки", поддержали политику Горбачева. Демократическому крылу газетно-журнальной периодики: газеты "Аргументы и факты", "Московские новости", "Московский комсомолец", журналы "Огонек", "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов", противостояли издания националистического и коммунистического толка - "Правда", "Советская Россия", журналы "Наш современник", "Молодая гвардия". Тиражи журналов и газет, размещавших публикации о прошлом, настоящем советского опыта, перспективах социализма, стремительно росли.

Большой резонанс вызвали статьи И. И. Клямкина "Какая улица ведет к храму?", Н. П. Шмелева "Авансы и долги", В. И. Селюнина и Г. Н. Ханина "Лукавая цифра" в журнале "Новый мир" (ред. С. П. Залыгин). Широкий отклик читателей вызвали публикации Л. А. Абалкина, Л. А. Пияшевой, Г. Х. Попова, Т. И. Корягиной о проблемах экономического развития страны, А. А. Ципко о перспективе социализма, Ю. Черниченко об аграрной политике КПСС. Историко-политические чтения "Социальная память человечества" (1987), организованные Ю. Н. Афанасьевым в стенах московского Историко-архивного института привлекли большое внимание.

Важнейшим двигателем преобразований стали общественно-политические телевизионные передачи "Взгляд", "До и после полуночи", "Пятое колесо", "Двенадцатые этаж" "600 секунд".

Курс Горбачева встретил разный прием в советском обществе. Сторонники "обновления" социализма надеялись на ускорение общественного развития в ходе перестройки. В 1988 г. Ю. Н. Афанасьев, Т. И. Заславская, А. Д. Сахаров, А. А. Нуйкин, В. И. Селюнин, Ю. Ф. Карякин, Г. Г. Водолазов на страницах сборника "Иного не дано" призвали к демократизации общества.

Под влиянием нарастающих экономических проблем антисталинская риторика в публицистике уступила место антикоммунистической. Некоторые авторы заговорили о порочности социалистической системы, невозможности "возвращения к истокам".

Другая часть интеллигенции не приняла новый курс развития, увидев в нем угрозу социализму. Преподаватель ленинградского вуза Н. Андреева заметила в плюрализме орудие уничтожения социалистической идеологии. Ее статья "Не могу поступиться принципами", опубликованная в газете "Советская Россия" в марте 1988 г., содержала призыв защитить советское наследие от "фальсификации".

Опасность вестернизации советского общества тревожила в эти годы лидеров национально-патриотического течения, в числе которых оказались известные писатели В. Солоухин, В. Белов, В. Распутин, Ю. Бондарев, художник И. Глазунов. Они констатировали наличие "гражданской войны" в литературе.

Раскололось в оценке перестройки в СССР и западное общество. В отличие от западной общественности бывшие советские граждане - эмигранты третьей волны - настороженно отнеслись к курсу Горбачева. В 1987 г. десять известных деятелей культуры, высланных из СССР: Ю. Любимов, В. Буковский, В. Аксенов, Э.Кузнецов, Л. Плющ, В. Максимов, Э. Неизвестный, Ю. Орлов, А. Зиновьев и его жена Ольга, опубликовали открытое письмо, выразив сомнения в возможности реформирования советской системы.

Идейные разногласия и политическое размежевание творческой интеллигенции стали причиной раскола их профессиональных союзов и организаций. На съездах творческой интеллигенции велись горячие дискуссии о перспективах развития, самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, университетские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. Отсутствие опыта демократических выборов оборачивалось осложнениями взаимоотношений в коллективе, выбора в руководители менее достойного претендента. В результате вспыхнули конфликты в театрах им. Вахтангова, им. Пушкина. Во МХАТе конфликт привел в 1987 г. к расколу театра.

Ослабление цензуры расширяло культурно-информационное пространство советского общества. Началась публикация произведений ранее запрещенных авторов, на экраны вышли фильмы, долгие годы "лежавшие на полках", в репертуаре театров появились "старые новые" пьесы. Так, в 1986 г. по достоинству был оценен главный труд жизни философа А. Ф. Лосева "История античной эстетики", удостоенный Государственной премии. Шесть томов вышли при жизни ученого, о седьмом изданном томе Лосев узнал в последний день жизни.

Возобновился процесс реабилитации. В 1986 г. в Москву из горьковской ссылки вернулся академик А. Д. Сахаров. В 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий, восстановившая честное имя Н. Бухарина, А. Рыкова, Л. Каменева, Г. Зиновьева, Г. Сокольникова и других деятелей советской эпохи. В 1989 г. были реабилитированы лица, осужденные действовавшими в 1930-х – начале 50-х гг. "тройками" и "особыми совещаниями". В ноябре 1989 г. декларация Верховного Совета СССР признала незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся депортации в годы сталинского режима. В 1990 г.были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации.

Кадровая революция затронула сферу культуры и образования. Министерство культуры возглавил актер Театра на Таганке Н. Губенко, сменилось руководство Президиума Академии наук, творческих союзов, редколлегий литературно-художественных журналов.

С падением "железного занавеса" в ходе перестройки массовая западная культура потоком хлынула на советское пространство. Наладился культурный и научный обмен. Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели обратную, негативную сторону. В СССР хлынул поток массовой западной культуры, под влиянием которого создавалась низкопробная отечественная продукция - порнографические газеты и журналы, порнофильмы, фильмы ужасов, бульварные романы.

С облегчением процедуры выезда из страны стартовала новая волна эмиграции. Вначале она носила преимущественно национальный характер (еврейская и немецкая эмиграция). Однако нестабильность экономической и политической, высокий авторитет советской научной школы стали причиной эмиграции из страны специалистов и учёных, получившей название "утечка умов".

В годы перестройки принципиально изменилось отношение государства к религии и церкви. В 1987 г. XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить "1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре". В 1988 г. М. С. Горбачев встретился с патриархом РПЦ Пименом в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия крещения Руси, что стало началом отказа руководства страны от политики государственного атеизма. Власти дали разрешение на строительство в столице нового храма в честь 1000-летия крещения Руси (храм Живоначальной Троицы). Церкви были возвращены часть Киево-Печерской Лавры, Свято-Данилов и Толгский монастыри, Оптина Пустынь, переданы святыни православия – часть Креста Господня, камни Гроба Господня, мощи некоторых высокочтимых святых. Началось восстановление закрытых ранее монастырей, церквей и приходов, снятие запретов на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные академии. Деятели церкви получили возможность участвовать в общественной жизни. В 1989 г. патриарха Пимена избрали народным депутатом СССР. Был утвержден закон "О свободе совести", закрепивший курс на либерализацию отношения государства к религии.

Большое распространение получил такой вид фольклорного жанра как анекдот. Он выступал средством политического влияния.

Наука и образование в годы перестройки

Кризис фундаментальной и прикладной науки был обусловлен в годы перестройки резким сокращением государственного финансирования науки. Значительно сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Исследовательская и приборная база советской науки уступала оснащению мировых научных учреждений. Уменьшилось количество научных работ, являющихся конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.

Стартовавший в годы перестройки процесс "утечки умов" имел тяжелые последствия для естественных и точных наук. Большие кадровые потери в физике, математике, химии и биологии были связаны с низкой оплатой научно-исследовательского труда в СССР и открывшимися перед советскими учеными легальными возможностями получить работу в зарубежных университетах и научных институтах. Несмотря на финансирование науки по остаточному принципу продолжилось освоение космоса. В 1984 г. в Институте биофизики Красноярского Академгородка организовали исследовательский наземный комплекс "БИОС–3". В крупнейших научных центрах: Арзамас–16 и Челябинск–70 проводились фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, натурные испытания образцов вооружения на ядерных полигонах.

Всемирную известность приобрел С. Н. Федоров, создавший межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургии глаза", в котором проводились сложнейшие реконструктивные операции глаза.

В системе общественных наук ослабление цензуры, частичное открытие архивов привело к оживлению в обществоведении, научному поиску, интересу к запрещенным ранее темам. Осенью 1997 г. в докладе Горбачева, посвященному празднованию 70-летию Октября, прозвучали новые оценки истории и политики. Он призвал к переосмыслению советского прошлого, указал на необходимость научной оценки сталинизма, отметил заслуги перед страной репрессированных руководителей партии. Огромный интерес вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой Отечественной войне (В. П. Данилов "Коллективизация: как это было", Н. Г. Павленко "На первом этапе войны"). Огромными тиражами переиздавались труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Источниковедческая база пополнилась опубликованными мемуарами видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Были опубликованы работы Л. В. Гумилева: "Энтогенез и биосфера Земли", "Древняя Русь и великая Степь", "От Руси к России", в которых развита пассионарная концепции этногенеза.

Под влиянием политического курса "ускорение" были внесены коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 г. Была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. На практике же реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения, пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям. В 1988 г. была поставлена задача всесторонней демократизации и гуманизации образования. Для улучшения качества обучения предполагалось снижение обязательного образовательного минимума до девятилетнего обучения. Среднее 11-летнее образование стало не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии); ослабла регламентация школьной жизни; новые подходы стали использоваться в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Художественная и духовная жизнь

В годы перестройки роль литературы, поднимающей общество на новую ступень мышления, была чрезвычайно велика. Политика «гласности» приобрела особый размах после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С середины 1980-х гг. широкой публике стали доступны стихи Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, О. Мандельштама, проза и стихи В. Набокова. Большими тиражами издавались произведения М. Цветаевой, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова, А. Солженицына. Достоянием общественности стали в 1987 г. роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", в 1988 г. – роман В. Гроссмана "Жизнь и судьба", в 1989 г. – "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына.

По-прежнему привлекала внимание авторов проблема войны и мира, предотвращения термоядерной войны (произведения А. Чаковского "Победа" и "Неоконченный портрет", В. Степанова "Громовержцы").

Катастрофа на Чернобыльской АЭС по-новому заставила взглянуть на проблему проблемы гармонии человека и природы (книги "Царь-рыба" В. Астафьева, "Прощание с Матерой" В. Распутина, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева). Волновала писателей тема бережного отношения к духовному опыту прошлого, сохранения исторической памяти (повести "Картина", "Неизвестный человек", "Зубр" Д. Гранина).

Получила развитие в годы перестройки тема духовного мира личности, ее становления в сложной социальной обстановке (повести "Школьный спектакль" В. Каверина, "Ночь после выпуска" В. Тендрякова, "Безумная Евдокия" А. Алексина). Поиску истины, жизни и судьбе современной русской интеллигенции был посвящен роман Ю. Бондарева "Игра".

Механизм тоталитарной власти, судьба разных людей в сталинскую эпоху оказалась в центре внимания А. Рыбакова ("Дети Арбата"), В. Дудинцева ("Белые одежды"), В. Шаламова ("Колымские рассказы").

Более разнообразным стал театральный репертуар, появилось множество новых театров и студий. Были поставлены резонансные спектакли: "Говори!" (реж. В. Фокин, Н. Марусалова) на сцене театра им. Ермоловой, "Диктатура совести"(реж М. Шатров) в Ленкоме. Продолжали работать корифеи советского театра О. Ефремов, В. Плучек, М. Захаров. Однако по мере нарастания экономических проблем и развития массовой культуры залы театров стали пустеть, ощущался недостаток хороших режиссеров.

Вышли на экраны "полочные фильмы": "Тугой узел" (реж. М. Швейцер), "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин" (реж. А. Герман), "Агония" (реж. Э. Климов), "Комиссар" (реж. А. Аскольдов). Настоящей сенсацией стала кинолента "Покаяние" (реж. Т. Абуладзе), завоевавшая гран-при Каннского фестиваля в 1987 г. Абуладзе показал в фильме не только ужас тирании, но и опасность затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. Большой интерес вызвали фильмы "Завтра была война" Ю. Кары, "Холодное лето пятьдесят третьего" А. А. Прошкина, "Так жить нельзя" С. С. Говорухина, "Небеса обетованные" Э. А. Рязанова.

Были вновь показаны публике картины художников К. С. Малевича, В.В. Кандинского, П. Н. Филонова и др. 1000-летию крещения Руси И. С. Глазунов посвятил полотно "Вечная Россия" ("Сто веков"). Он представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, стен Московского Кремля. По инициативе художника в 1987 г. была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

На 1980-е гг. пришелся расцвет русского рока. У музыкантов появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь преследования за частное предпринимательство или тунеядство, как в брежневскую эпоху. В СССР были созданы рок-клубы, прошли первые рок-фестивали: Тбилиси-80, Литуаника 85-89, Подольск—87. Появились и сразу приобрели своих зрителей первые группы в жанре хеви-метал и панк-рок. Наиболее успешные группы 1980-х гг.: Кино, Алиса, ДДТ, Ария, Наутилус Помпилиус, Браво, Секрет, Бригада С, Гражданская оборона.

Своеобразными гимнами перестройки стали песня В. Цоя "Мы ждем перемен" и группы Scorpions "Wind of change".

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: