Тема 17. Современная политическая ситуация в России

После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:

1. С какими трудностями столкнулось проведение политики В. Путина?
2. Каковы причины роста экономики России в 1999–2008 гг.?
3. В чем заключаются основные достижения политики президента Д. Медведева?
4. Какие действия предпринимал президент Д. Медведев при проведении своей политики?
5. Назовите преимущества России, обеспечивающие ее успешное развитие в XXI веке.
6. Какие проблемы должны будут решать российские политики в XXI веке?

7. Почему народ РФ каждый раз избирает Путина?

8. Основные реформы путинского правительства, их цели и задачи?

9. В чем суть политических реформ В.В.Путина?

10. Почему путинское правление называют противоречивым?

От руки напишите эссе по плану






Правила написания эссе.

- Объем эссе не должен превышать 3-5 страниц.

- Необходимо писать коротко и ясно.

- Необходимо проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать собственную позицию, на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.

- Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:

Введение.

1. Моя позиция (суть и обоснование выбора выбранной темы).

Основная часть

2. Краткое обоснование (аргументированное раскрытие темы на основе данного материала).

3. Возможные возражения (аргументированное раскрытие противоречий и возможных возражений оппонентов темы).

4. Доказательство правильности моей позиции (более аргументированное раскрытие темы на основе возможных возражений и противоречий).

Заключение

5. Вывод (обобщения и выводы).

Во введении (Моя позиция) важно правильно сформулировать вопрос, на который студент собирается найти ответ в ходе своего размышления.
Во введении рекомендуется, также, давать краткие определения ключевых терминов, при этом, их количество не должно превышать трех-четырех терминов.

Основная часть (Краткое обоснование, Возможные возражения, Доказательство правильности моей позиции) содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

В з аключении (Вывод) показывается значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).

Тематика эссе:

«Россия это самая постмодернистская страна»;

«Кредо власти современной России»;

«Феномен Путина в России»;

«Участие в выборах есть проявление гражданственности»

 

 

Весной 1999 г. Ельцин, по-видимому, начал думать об уходе из власти и стал подыскивать себе преемника, который, с одной стороны, был бы способен продолжить начатый в 1991 г. курс, а с другой – согласился бы гарантировать неприкосновенность интересов «семьи». В роли возможного преемника летом 1999 г. ходил С. Степашин, но в августе этого года, во время нападения чеченских отрядов на Дагестан, он не проявил необходимой в такой ситуации воли и мужества и 9 августа 1999 г. был заменен на посту премьер-министра председателем ФСБ В. В. Путиным, человеком дотоле малоизвестным. С этого момента особенно отчетливо проявилась уже сложившаяся на базе конституции 1993 г. система так называемой «закрытой (или управляемой) демократии», при которой президентская власть определяет условия политической жизни в стране, а многие демократические процедуры и свободы становятся до известной степени формальными. Особенно это ощущается в работе судебной системы, зависимой от власти, а также в ослаблении элемента демократического состязания кандидатур и избирательных платформ в выборных процедурах. Победа на выборах поддерживаемого властью кандидата достигалась, во-первых, за счет воздействия на избирателей с помощью так называемого «административного ресурса» – финансовых и властных возможностей органов управления разного уровня. Во-вторых, решающее значение приобрел контроль над телевидением и радио, позволяющий вести пропаганду в пользу определенного кандидата. Наконец, в-третьих, избирательные комиссии среднего и высшего звена фактически находились под контролем власти и остались «не прозрачны» для посторонних наблюдателей.

Но в истории возвышения Путина сыграли роль не столько «административный ресурс» и другие методы «раскручивания» кандидата. Нужно признать, что в выборе преемника Ельцину помогла его политическая интуиция, то «чутье», которое не раз выручало его в борьбе за власть, позволяло ему сделать рискованный шаг и тем самым хоть на чуть-чуть, но опередить своих противников. Путин, поднятый из политической безвестности, был точно угадан Ельциным. Назначенный и. о. премьера, Путин сумел быстро сориентироваться в обстановке того времени и стал поступать так, как этого ждали миллионы людей, обеспокоенные положением дел в стране. Своими энергичными и жесткими действиями по отражению нападения чеченских формирований в Дагестане, а затем успешным наступлением на Чечню (весьма похожим на то, что предприняли накануне силы НАТО в Косово) он добился быстрого реванша над А. Масхадовым и, как многим казалось, смыл с России позор Хасавюртовских соглашений.

Одновременно своими резкими заявлениями («Хватит распускать слюни и сопли», «Нужно будет, мы их и в сортире замочим», «Сжав зубы, задушить гадину на корню») Путин приобрел популярность в обществе как «державник». В целом успехи во Второй чеченской войне, проходившей во время выборов, и принесли Путину в конечном счете победу на выборах. Кроме того, он вообще понравился людям своей решительностью, серьезностью, молодостью, живостью, целеустремленностью и даже прошлой своей принадлежностью к таинственному клану «рыцарей плаща и кинжала», которых всегда боялись, но и уважали в народе.

Отставка Ельцина

Однако Путина, как и спешно созданную к предстоящим в конце 1999 г. думским выборам администрацией президента и Березовским партию «Единство», первоначально недооценили в политическом истеблишменте России. Президентские амбиции тогда проявил обычно осторожный мэр Москвы Ю. Лужков – глава столичного политического клана. Он создал партию «Отечество», поддержанную московскими олигархами. В борьбу ввязался и Примаков, не утративший желания стать президентом. Лужков и Примаков быстро сговорились между собой, а потом объединились с мощной провинциальной силой во главе с президентом Татарстана М. Шаймиевым и примкнувшим к ним губернатором Петербурга В. Яковлевым. Образовался избирательный блок «Отечество – Вся Россия» (ОВР), который мог добиться больших успехов на выборах. Началась ожесточенная информационная война между двумя политическим силами, поддержанная разными группировками олигархов. Стороны состязались в поливании друг друга грязью, что делали и вполне респектабельные журналисты и маргиналы от журналистики.

Словом, выборы в Думу в декабре 1999 г. стали полем битвы на подступах к президентскому креслу. Битва эта в целом закончилась победой прокремлевского «Единства» (Путин публично выражал ему свои предпочтения) над ОВР и другими блоками. После победы на парламентских выборах Путин утвердился во власти, из исполняющего обязанности премьер-министра стал премьер-министром.

Парламентские выборы, как и Вторая чеченская война, стали испытанием для Путина. В глазах Ельцина и «семьи» Путин испытание это выдержал. 31 декабря 1999 г. в 12 часов дня президент выступил по телевидению с обращением к народу. Попросив у граждан России прощения за допущенные им ошибки, Ельцин заявил о сложении с себя полномочий и о передачи власти и. о. президента В. В. Путину. В тот же день Путин подписал указ 1763 о неприкосновенности Ельцина и материальных благах членов его семьи.

Владимир Путин

В мае 2000 г. Путин, поддержанный аппаратом, почти всей прессой и огромной массой избирателей, легко победил Зюганова и многих других кандидатов уже в первом туре. Первое президентство Путина проходило в благоприятных экономических условиях. Цены на нефть, сверх всех ожиданий, держались на очень высоком уровне, стал заметен рост производства, шло бурное строительство, повышалось благостояние людей. В отличие от Ельцина последних лет, Путина поддержали различные политические силы, а также огромная масса народа – во всех социологических опросах его рейтинг никогда не опускался ниже 60%. Путину симпатизировали многие интеллектуалы, а так называемые «силовики» вообще считали его своим. Недаром однажды, выступая на традиционном для «органов» Дне чекиста, Путин в шутку отрапортовал собранию бывших коллег, что задание органов выполнено, внедрение во власть осуществлено! Благоприятной стала и внешнеполитическая ситуация из-за того, что Путин безоговорочно поддержал «удары мести» США в Афганистане после нападения террористов 11 сентября 2001 г. на Америку, что резко повысило престиж Путина и России в глазах Запада.

Усиление государственности и авторитаризма

Во внутренней политике Путин продолжил линию Ельцина на дальнейшее укрепление президентской власти для повышения ее авторитета и совершенствования системы управления. Заговорили об укреплении «властной вертикали». Она выразилась в образовании семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента, осуществляющими не предусмотренный конституцией контроль за местными властями. Была реформирована также верхняя палата Федерального собрания – Совет Федерации. Если раньше в него входили губернаторы и президенты, которые могли и не утвердить постановления Думы или президента РФ, то теперь Совет Федерации наполнили так называемые «представители» областей и республик, фактически лишенные властных полномочий и авторитета глав субъектов Федерации. Последних теперь стали включать в новый, также неконституционный, но совершенно безвластный совещательный орган – Государственный совет.

В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, одной из двух палат парламента. Отныне членами Совета Федерации становятся не губернаторы, как прежде, а представители, определенные органами исполнительной и законодательной власти субъекта федерации соответственно. В том же году при президенте РФ появился новый совещательный орган - Государственный совет, в которой вошли все губернаторы и руководители субъектов Федерации. Губернаторы по новому закону могли избираться не более чем на два срока.

Произошло разграничение полномочий между Федерацией, регионами и местным самоуправлением (децентрализация властных полномочий). Значительная часть функций в сфере социально-экономического развития была возложена на местную и региональную власти, призванные решать насущные проблемы на местном уровне.

Черту под дискуссиями о государственной символике подвели принятые Государственной Думой законы 2000 г. о национальных символах России - государственном флаге, гербе и гимне страны. Идея неразрывности истории Отечества нашла отражение в отдельных элементах символики царской России и Советского Союза, соединенных в новых символах.

В начавшемся процессе совершенствования российской многопартийной системы важным шагом стало принятие в 2001 г. закона "О политических партиях". Под контроль были поставлены вопросы финансирования деятельности партий, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Закон определил, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 г. — сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 г. — 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории РФ.

Принятые меры позволили в первые годы президентства В. В. Путина отчасти стабилизировать политическую систему. Проведенные административные реформы способствовали укрупнению регионов, сократили бюрократический аппарат федеральных служащих, позволили поставить региональную исполнительную власть под контроль правительства.

Парламентские выборы 2003 г.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную думу четвёртого созыва. 5%-ый барьер при пропорциональных выборах половины депутатов преодолели "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Родина". Партия "Единая Россия" была образована 1 декабря 2001 г. в форме объединения политических движений "Единство" и "Отечество — Вся Россия". Левая национально-консервативная партия "Родина" возникла в 2003 г. накануне выборов. 223 места в Думе получила "Единая Россия", 52 - КПРФ, 37 - "Родина", 36 - ЛДПР. Не получили мест в Думе либералы: СПС и "Яблоко". Возглавил Думу Б. В. Грызлов, председатель Высшего совета партии "Единая Россия".

Государственная дума четвертого созыва рассмотрела 2712 законопроектов, из них принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных законов. Во многих случаях были разработаны принципиально новые законы.

Второй срок президентства В. В. путина

В марте 2004 г. на состоявшихся очередных выборах В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок. Он одержал убедительную победу (71,3% голосов) в первом туре. Поскольку итоги кампании были предсказуемы, впервые на президентских выборах КПРФ не выставила своего лидера Г. А. Зюганова.

Правительство возглавил М. Е. Фрадков, получивший задачу удвоения ВВП. Для исправления "сырьевого крена" в развитии российской экономики Президент подчеркнул важность прогресса в отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Правительство активизировало усилия в инновационной области. Особое внимание стало уделяться развитию нанотехнологий, которые в президентском послании Федеральному собранию в 2007 г. В. В. Путин обозначил в качестве одного из наиболее приоритетных направлений развития науки и техники.В 2007 г. Российская корпорация нанотехнологий была создана специальным Федеральным законом. К 2011 г. при ее участии было открыто 30 новых производств, в которых применялись новые технологии.

С победой пропрезидентской партии в Думе в 2000 г., и особенно в 2004 г., исчезли влиятельные критики Кремля и в законодательном органе власти. Безоговорочно победившая в 2004 г. партия «Единая Россия» (ее также называют «партией начальников») не играет самостоятельной политической роли и предназначена для обслуживания избирательных и законодательных потребностей Кремля. Примечательно высказывание председателя Государственной думы 2004 г. Б. Грызлова: «Дума – не место для политических дискуссий».

Правительство же М. Касьянова, а потом сменившее его накануне президентских выборов 2004 г. М. Фрадкова, получившее название «технического», также не играет никакой политической роли. В результате президентская власть стала фактически бесконтрольной – или, точнее сказать, ее ограничивают, как при самодержавии, только те моральные принципы, которых придерживается или устанавливает для себя сам властитель. Многие люди не видят в этом ничего плохого – сильная, единодержавная власть рассматривается миллионами граждан как единственная панацея от многих бед России.

В принципе у нового президента с самого начала появились немыслимые для его предшественника возможности успешно бороться с преступностью, коррупцией, бедностью, провести необходимые реформы в экономике, армии, правосудии. Нельзя сказать, что этой борьбы не было, но она велась вяло, с отступлениями, и оказалась в целом неэффективной, бывала странным образом приуроченной к избирательным компаниям. При этом дела проворовавшихся крупных чиновников закрывали, а самих фигурантов мирно устраивали на другие «теплые места» или отправляли на пенсию. Не были утеснены в своей огромной власти и почти феодальные республиканские «бароны».

Вместе с тем первое президентство Путина запомнилось выборочным и громким «пожиранием» неугодных Кремлю олигархов: сначала – поставившего на ОВР медиамагната В. Гусинского, потом – пытавшегося после победы «Единства» диктовать свои условия Кремлю Б. Березовского, а в 2003 г. – выражавшего открыто свои политические амбиции М. Ходорковского, который, в отличие от Гусинского, Березовского и других, не бежал за границу, а остался в стране, за что поплатился 9-летним тюремным заключением. Во всех этих случаях власть боролась со своими противниками с помощью послушных судов и прокуратуры, разбиравших «хозяйственные споры», а также обвинявших олигархов в утайке доходов и «отмывании» средств. Вероятно, учитывая особенности первоначального накопления в России в 1990-х гг., подобное и было, но все замечали, что правосудие поднимало свой меч только на олигархов, не угодивших чем-либо Кремлю, и совершенно не замечало других, угодных власти «денежных мешков», сколотивших свои капиталы, вероятно, также не особенно чистоплотно. В прессе писали и о новом переделе собственности как одной из причин опалы олигархов. Было заметно, что президент продвигает на ключевые посты своих людей, в основном из числа бывших коллег по КГБ и земляков из Петербурга. Поэтому новая группировка чиновников и бизнесменов получила название «питерских».

Несмотря на благоприятную ситуацию, не сложились и союзнические отношения с США. По-прежнему сохранялось традиционное соперничество с Америкой, что выразилось в антиамериканской пропаганде в прессе и моральной поддержке российским руководством Ирака, подвергшегося весной 2003 г. американскому удару. Заверения в верности «антитеррористическому фронту» перемежались с откровенно антиамериканскими выпадами высших российских чиновников. В отношениях с Европой дружеские братания с президентами и премьерами сочетались с демаршами и громкими протестами по поводу расширения НАТО на территорию бывших «соцстран» и прибалтийских государств. Откровенную досаду, и даже грубость, проявлял обычно корректный президент во время попыток иностранных журналистов узнать его мнение о состоянии с правами человека в Чечне, где все эти годы шли военные действия с партизанами. Эта тема все годы президентства Путина оставалась наиболее болезненной и вредила его имиджу сторонника либеральных ценностей. То, что многие проблемы чеченского урегулирования при Путине не были решены, а лишь загнаны вглубь, свидетельствовали многочисленные террористические акты в Москве, причем некоторые взрывы, осуществленные смертниками, можно было слышать в Кремле. Волна террора в столице породила страх у людей, не доверявших усердию и профессионализму пестуемых президентом «силовиков». Следствием стало усиление в обществе расистских и нацистских настроений, успехи на выборах представителей «патриотических сил», расправы над так называемыми «инородцами» и «черными».

Символом противоречивости путинского правления стало утверждение в декабре 2000 г. государственных символов России. Двуглавый орел и трехцветный флаг, унаследованные от Российской империи, довольно странно сочетаются с советским гимном на музыку А. В. Александрова, слова же гимна быстро переписал С. Михалков – тот поэт, который в первой редакции текста гимна в 1943 г. восхвалял Сталина.

Словом, за 4 года власть оказалась не в состоянии кардинально изменить ни криминальную обстановку в стране, пронизанной коррупцией и организованной преступностью, ни общее тяжелое социально-экономическое положение огромного числа людей, живущих, как стали писать в прессе, «за чертой бедности». Не изменилась ситуация в армии, реформа которой осталась на бумаге. Зато в жизни происходили техногенные катастрофы, страшные аварии, дедовщина в солдатских казармах, побеги солдат из частей, массовое стремление призывников избежать службы в армии во что бы то ни стало.

Традиционная слабость институтов гражданского общества, общая апатия общества, изгнание из эфира независимых (по крайней мере от Кремля) журналистов, неприкрытая сервильность прокуратуры и суда – все эти и многие другие факторы определили общую тенденцию к установлению в России авторитарной власти, которая взяла курс на капиталистическое развитие и так называемую «авторитарную модернизацию», основанную на усилении роли государства в экономике, при сохранении режима «управляемой демократии» и ограничении возможностей критики и реального оппонирования действиям властей.

Президентские выборы 2004 г., прошедшие фактически на безальтернативной основе (против победившего во второй раз Путина не решился выдвинуть свою кандидатуру ни один из крупных политиков), это проиллюстрировали. Тотчас политическая клиентела Путина заговорила о возможности изменения конституции и продлении президентского срока, что сам Путина публично отвергал, но при этом говорил о намерении в будущем «рекомендовать обществу» достойного преемника. Это, как и отмена губернаторских выборов в стране, подтверждало приоритет авторитарного направления современного развития режима в России.

Для второго срока президентства Путина (2004—2008 гг.) было характерно дальнейшее усиление роли государства в рамках некой, поначалу довольно нечеткой, системы мер, названной позже «планом Путина». Речь шла о ряде важных для страны реформ, реализовать которые власть могла за счет значительных финансовых поступлений, полученных преимущественно вследствие колоссального роста мировых цен на нефть и газ и увеличения налоговых поступлений в ходе налоговой реформы, введения Налогового и Земельного кодексов, «плоской» шкалы подоходного налога. Это позволило не только досрочно расплатиться с международными долгами России, но и создать значительный Стабилизационный фонд.

Внешняя политика последних лет примечательна как желанием власти утвердить за Россией утраченный статус великой державы, так и неудачными попытками этого достигнуть с помощью старых методов политического и экономического давления. С США и европейскими странами отношения оставались натянутыми. Этому способствовали резкие действия России в ходе кризиса отношений с Украиной в 2006—2007 гг., когда приостановка подачи газа через трубопроводы, проходившие по территории Украины, была воспринята в Западной Европе как угроза своей энергетической безопасности – прямого следствия топливной зависимости от России. Осознание этого факта стало в Европе стимулом поиска новых источников энергии.

Особенно неудачной оказалась внешняя политика России в отношении ближайших соседей – бывших советских республик. Отношения почти со всеми этими странами в последние годы оказались испорчеными. Если со странами Балтии этого следовало ожидать из-за жесткости и непримиримости в оценках сторонами спорных явлений истории последних семидесяти лет, то ухудшение отношений с действительно братским государством – Украиной, а также со всегда дружественным России грузинским народом оказалось неожиданным и огорчительным для множества людей. Это стало результатом не только спекуляций политиков в этих странах и раздражающего Кремль бесцеремонного вмешательства США и НАТО в эту, ранее признанную бесспорной «зону влияния» России, не только опасениями распространения на Россию так называемых «оранжевых революций», но вследствие неумения Кремля вести эффективные переговоры, искать взаимовыгодные компромиссы. Власти великой державы порой поражали общественность неуклюжими и бессмысленными действиями, вроде запретов на экспорт вин из Молдовы и Грузии или депортации граждан Грузии из России. В конечном счете, противоречия с Грузией настолько обострились, что это вылилось в военный конфликт в Южной Осетии.

Власть по-прежнему жестко контролировала основные телевизионные каналы и радио, фактически перекрыв широкий доступ оппозиционных сил к населению, среди которого наблюдалась маргинализация. В результате: общая демократизация России приостановлена, политическая система, при наличии многих формально демократических процедур и законов, де-факто не является демократической в западноевропейском понимании, но зато она соответствует общим настроениям масс, отвечает интересам элиты.

Авторитет президента, сервильность политической элиты, внедрение, в сущности, однопартийной системы в виде партии «Единая Россия», открыто поддержанной Путиным и одержавшей благодаря этому победу на парламентских выборах весной 2008 г. – все это способствовало достижению значительной политической стабильности. Государственная дума находится под полным контролем Кремля, местная элита, пекущаяся прежде всего о собственных материальных интересах, выказывала в эти годы безусловную лояльность федеральной власти. Во второе президентство Путина удалось остановить разрастание терроризма на Северном Кавказе. При решении прежде острой «проблемы Чечни» федеральная власть закрыла глаза на установление в Чечне внешне лояльного к Москве, но по существу потенциально опасного для федерации единоличного правления Рамзана Кадырова.

В последние годы правления Путина вступила в действие программа демографического развития России, стал заметен рост деторождения и уменьшения младенческой смертности. Но проблема депопуляции многих районов страны, сокращения численности населения (особенно русского) еще остра и далека от разрешения. Острой осталась и проблема борьбы с бедностью – неизбежным следствием капиталистического развития страны. На поддержку неимущим выделялись огромные средства, но вся система социальной защиты беднейших слоев общества работала плохо – деньги расходовались неэффективно, разворовывались. Громкое дело крупных чиновников Пенсионного фонда, построивших на деньги пенсионеров дорогие квартиры в Москве, показало вершину айсберга коррупции в социальной сфере управления. Социологи отмечают, что часть населения (не менее 10% семей) оказывается в «социальной яме», в зоне «поколенческой бедности», ведущей к социальной деградации, не позволяющей улучшить свое благосостояние. Все это происходит на фоне вызывающей, безумной роскоши нуворишей.

Образование и наука – в советское время относительно благополучные сферы общественной жизни – претерпели важные перемены. Смысл перемен сводился к приспособлению их к рыночным отношениям, внедрению инновационных проектов, усилению вузовской науки. Но успехи в этих областях, несмотря на увеличение финансирования, незначительны. Россия все больше теряет свой научный потенциал, уходит поколение, обеспечившее научный прогресс в советское время, и ему нет полноценной смены. Россия все больше импортирует иностранные технологии и оборудование.

Во многом неудачи реформ в социальной сфере (например в ЖКХ и медицине) объясняются не недостатком финансирования или неэффективностью использования средств, а опасениями власти вызвать недовольство населения необходимыми, но болезненными изменениями в привычной с советских времен, но уже ставшей неэффективной системе жилищной политики, социальной защиты и здравоохранения. Это стало очевидно при введении реформы монетизации льгот населения.

Политическая стабильность позволила безболезненно реализовать ряд административных реформ. Кроме реформирования Совета федерации, были приняты законы о муниципальных образованиях, приведены в соответствие региональное и федеральное законодательства. Реформа госаппарата, объявленная «деприватизация» и дебюрократизация государства, сокращение чиновничьего аппарата, достижение эффективности работы высших звеньев государства с помощью выделения агенств и служб из министерств – эти меры не удались, административная реформа так и осталась незаконченной. Коррупция чиновников всех отраслей и рангов только усилилась. Без взяток, «отката», «подарков» порой невозможно добиться того, что положено по закону. По-прежнему, несмотря на ряд принятых важных законов по дебюрократизации и улучшению условий для ведения малого и среднего бизнеса, предприниматели встречают массу бюрократических препятствий, преодоление которых законным путем почти невозможно. Притчей во языцех стала «работа» ГАИ, а ее символом стал ответ сотрудника московского ГАИ на вопрос провинциала как проехать в нужном направлении: «Все справки – платные!»

За годы правления Путина так и не состоялась военная реформа, так необходимая великой державе, каковой является Россия. Как известно, армейские структуры обладают значительной инертностью и консерватизмом. Генералитет сопротивляется изменению привычных форм своей службы и жизни, тормозит переход армии на контрактную основу и вообще сопротивляется стремлению власти добиться повышения эффективности расходования огромных средств, идущих на оборону.

Словом, перед страной по-прежнему, как и в начале XXI в., стоят острые проблемы.

И все же кажется, что в своем развитии современная Россия прошла нижнюю точку падения и деградации после развала СССР, болезненного приспособления общества к новым условиям существования в 1990-х гг. В социальной сфере за годы второго президентства Путина произошел рост уровня жизни большей части населения России примерно вдвое. Это видно как по общим показателям (достижение обещанного удвоения ВВП, рост дохода многих категорий населения с поправкой на инфляцию), так и по виду улиц крупных городов со множеством супермаркетов, магазинов, ресторанов, кафе, заполненных покупателями и посетителями, по сотням чартеров, развозящих миллионы россиян на все курорты мира, наконец, по резкому увеличению и обновлению парка личных автомобилей, среди которых стали преобладать удобные и безотказные иномарки, продающиеся свободно или в кредит, как и множество других, недоступных прежде товаров и услуг. Кажется, что люди после стольких десятилетий советского существования с его извечным дефицитом, наконец, наслаждаются жизнью и относительным благополучием.

В этом отчасти причина общей аполитичности масс и их готовности поддерживать существующий авторитарный режим и президента, который действительно рассматривается большинством как гарант стабильности и преемственности этого курса. Отклонив многочисленные пожелания идти на третий срок президентства (что привело бы к изменению конституции), Путин и его окружение успешно осуществили операцию «Преемник». В ходе президентских выборов весной 2008 г. президентом стал Д. А. Медведев – бывший руководитель Администрации президента и затем вице-премьер. Малоизвестный как политик и общественный деятель, Медведев отказался от участия в полноценной предвыборной компании, но зато в борьбе за пост президента со своими малозначительными конкурентами он обладал тем, что и обеспечило ему поддержку элиты и значительного числа избирателей – статусом почти официального преемника Путина. Слова действующего президента: «Я ему доверяю» стали гарантией победы Медведева на выборах. Сам же Путин не ушел в тень, он тотчас стал премьер-министром, сохранив прежнее огромное влияние и в сложившейся после выбора системе дуумвирата. Его эпоха явно не закончилась.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: