Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Речь древних людей была очень примитивной, но она составляет качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. Слово, обозначающее действия, трудовые операции, предметы, а затем и обобщенные понятия, стало важнейшим средством общения между людьми. Речь способствовала более эффективному взаимодействию членов первобытного стада в трудовых процессах, передаче накопленного опыта от поколения к поколению. В борьбе за существование получили преимущество те первобытные стада древних людей, которые стали заботиться о стариках и поддерживать особей, ослабевших физически, но обладавших опытом и выделявшихся своими умственными способностями. Бесполезные ранее старики, спокойно съедаемые соплемен-
никами при нехватке пищи, стали ценными членами общества как носители знания. Речь содействовала развитию процесса мышления, совершенствованию трудовых процессов, общественных отношений.
|
|
Таким образом, биологические факторы в эволюции человека играли все меньшую роль.
В процессе становления человека условно выделяют три стадии:
1) древнейшие люди,
2) древние люди,
3) современные люди.
Древнейшие люди. Считают, что древнейшие люди возникли около 1 млн. лет назад. Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и ряд других. Внешне они уже походили на современного человека, хотя отличались мощными надбровными валиками, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом. Масса мозга достигала 800—1000 г. Мозг имел более примитивное строение, чем у позднейших форм. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. С помощью отесанных камней они разделывали убитых животных. Жили они в основном в пещерах и умели использовать огонь.
Древние люди (неандертальцы). К древним людям относят новую группу людей, появившихся около 200 тыс. лет назад. Они занимают промежуточное положение между древнейшими людьми и первыми современными людьми. Неандертальцы были очень неоднородной группой. Изучение многочисленных скелетов показало, что в эволюции неандертальцев при всем разнообразии строения можно выделить две линии. Одна линия шла в направлении мощного физического развития. Это были существа с низким скошенным лбом, низким затылком, сплошным надглазничным валиком, слабо развитым подбородочным выступом, крупными зубами. При сравнительно небольшом росте (155—165 см) они обладали чрезвычайно развитой мускулатурой. Масса мозга достигала 1500 г. Полагают, что неандертальцы пользовались зачаточной членораздельной речью. Другая группа неандертальцев характеризовалась более тонкими чертами — меньшими надбровными валиками, высоким лбом,
|
|
более тонкими челюстями и более развитым подбородком. В общем физическом развитии они заметно уступали первой группе. Но взамен у них значительно увеличился объем лобных долей головного мозга. Эта группа неандертальцев боролась за существование не путем усиления физического развития, а через развитие внутригрупповых связей при охоте, при защите от врагов, от неблагоприятных природных условий, т. е. через объединение сил отдельных особей. Этот эволюционный путь и привел к появлению 40—50 тыс. лет назад вида Человек разумный — Homo sapiens. Некоторое время неандертальцы и первые современные люди сосуществовали, а затем примерно 28 тыс. лет назад неандертальцы были окончательно вытеснены первыми современными людьми кроманьонцами.
Первые современные люди. Кроманьонцы были высокого роста — до 180 см, с высоким лбом, объем черепной коробки достигал 1600 кубических сантиметров. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Кроманьонцы владели членораздельной речью, о чем свидетельствует хорошо развитый подбородочный выступ. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости человека от внешней среды, к установлению контроля над некоторыми сторонами среды обитания, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей их деятельности в художественных образах — наскальных рисунках, вырезанию фигурок из кости и т. п.
Современный этап эволюции человека. Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства, браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей. Внутри вида Homo sapiens выделяют три большие расы: негроидную (черную), европеоидную (белую), монголоидную (желтую). Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и т.д. Возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям.
Для современного этапа эволюции человека (последние 30-40 тыс. лет) характерно резкое снижение роли биологических факторов. Для эволюции животных решающее значение
имеет изменение условий обитания, к которым популяции и виды приспосабливаются путем естественного отбора. Человеческие сообщества сами создают для себя среду обитания, тем самым освобождаясь от движущей формы естественного отбора.
Контрольное задание по теме "Эволюция"
1. Почему система Линнея называется искусственной?
2. Какие из перечисленных ниже объектов или признаков не способны эволюционировать?
а) мыши в городе,
б) окраска популяции бабочек,
в) преподаватель биологии,
г) стадо овец,
д) бактерии, обитающие в толстом кишечнике.
3. Поля люцерны, высокоурожайного кормового растения, часто бывают заражены горчаком розовым — растением, вызывающим тяжелые заболевания животных. Учеными была создана оригинальная установка, позволяющая отделить семена горчака от семян люцерны. Рядом с лентой транспортера, по которому движутся семена, устанавливается электрод высокого напряжения. Под действием электрического поля семена прилипают к поверхности ленты и в зависимости от их механических и электростатических свойств отрываются от нее чуть раньше или чуть позже, попадая при этом в разные отделения.
Определите, использование каких критериев вида лежит в основе конструкции данного устройства.
|
|
4. Заполните таблицу и сравните две формы изменчивости.______________________________________________
Вопросы Наследственная Ненаследственная
изменчивость изменчивость
1. Передается ли новый признак по наследству?
2. Зависит ли признак от изменения хромосом?
3. Можно ли заранее предсказать, как изменится организм под воздействием внешних условий?
4. Адекватна ли изменчивость признака по отношению к вызвавшей причине?
5. Служит ли изменчивость материалом для эволюции?
5.3аполните таблицу _________________________________
Показатели Искусственный отбор Естественный отбор
1. Исходный материал для отбора
2. Отбирающий фактор
3. Путь изменений:
благоприятных
неблагоприятных
4. Характер действия
5. Результат отбора
6. Формы отбора
6. Какая птица достигнет большего эволюционного успеха? _________________________________________________
Номер птицы Число Число Размножаются
откладываемых вылупляющихся
яиц яиц
I 9 8 2
2222 3553 4993
5 7 ________5_________________4________
7. Какой элементарный фактор является единственным источником нового эволюционного материала?
8. Каким элементарным фактором вызывается случайное и резкое увеличение или уменьшение концентрации определенных генов в популяции?
9. Что является главным признаком возникновения нового вида?
10. В чем относительность приспособительных признаков?
11. Внутри вида X существует несколько популяций. Из популяции А, обладающей преимуществами,постепенно возник новый подвид А.
а) как называется такой эволюционный процесс?
б) какие элементарные эволюционные факторы при этом участвовали?
12. Какой тип изменчивости служит основой искусственного отбора?
13. Что такое биологический прогресс и какими путями организмы его достигают?
_____ 14. Сравните два процесса. __________________________
|
|
Вопросы Микроэволюция Макроэволюция
1. При участгии каких факторов происходит?
2. Что является главной движущей силой?
3. Каков результат действия этой движущей силы в длинной череде поколений?
4. В пределах каких систематических групп происходит?
5. Возникновение какой новой группы особей является началом этого процесса?
6. Возникновением какой новой систематической группы завершается этот процесс?
7. Доступна ли человеку для непосредственного наблюдения?
15. Определите направление эволюции в перечисленных процессах (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация):
1. возникновение многоклеточности
2. возникновение полового процесса
3. возникновение хорды
4. образование позвоночника •
5. образование пятипалой конечности
6. образование ластов
7. образование трехкамерного сердца
8. образование у земноводных двух кругов кровообращения
9. возникновение теплокровности
10. усложнение головного мозга
11. увеличение массы головного мозга
12. переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных
13. утрата четырех пальцев в конечности у лошади
14. утрата органов пищеварения у бычьего цепня
15. образование хобота у слона
При ответе перечислите номера пунктов, относящихся к каждому из трех направлений.
16. Заполните таблицу, указав основные различия во взглядах Линнея, Ламарка и Дарвина. ______________________
Вопросы По Линнею По Ламарку По Дарвину
1. Как возникли современные виды
2. Изменяются ли виды?
3. В чем причина многообразия видов?
4. Имеется ли родство между видами?
5. КаК возникли приспособления? "
6. Движущие силы эволюции.
17. Какие условия на раннем этапе эволюции сделали возможным небиологический синтез органических веществ?
418. Когда растения и беспозвоночные освоили сушу и какие факторы внешней среды позволили им это сделать?
19. Какие особенности унаследовал человек от своих предков обезьян, ведущих древесный образ жизни?
основы экологии
I
Предмет и задачи экологии:
Экология — наука о взаимоотношениях организмов, видов, сообществ между собой и с окружающей средой. Задачи экологии:
1) изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой,
2) исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов,
3) установление зависимости между средой и численностью популяций,
4) исследование отношения между популяциями разны> видов в сообществе,
5) изучение борьбы за существование и направленш естественного отбора в популяциях.