Право на фирменное наименование
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием. Закон не дает понятия фирменного наименования. Однако под фирменным наименованием следует понимать наименование коммерческой организации, которое позволяет отличать его от других участников гражданского оборота.
Право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации коммерческой организации. Статья 1474 ГК закрепляет, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Оно возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
|
|
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается. Однако права на фирменные наименования могут переходить в результате правопреемства.
Право на товарный знак и право на знак обслуживания
Согласно ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, т.е. на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правила о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания — к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Правообладателю принадлежит исключительное право на использование товарного знака любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности (®) либо из словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак»; он указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет неограниченное число раз.