Статика и динамика культуры

Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств, отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика». Изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием « динамика ».

Статическая сторона общественного организма стала привлекать внимание мыслителей в период становления и зрелости индустриального общества. Объектом исследования стала структура общества, взаимодействие его элементов и т. д. Однако и в этот период времени мы находим попытки объяснения развития, динамики социума.

Достаточно вспомнить И. Г. Гердера, который подчеркивал: «Нашему человеческому роду потрясения нужны, как волны водной глади, для того чтобы озеро не превратилось в болото. Гений человечности вечно обновляет свой облик, вечно расцветает и вновь возрождается в народах, поколениях, племенах».

В эпоху заката индустриального общества внимание культурологических исследований перемещается от статики к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, их преодоления.

Термин «культурная динамика» стал активно использоваться с середины XX в., после выхода в свет в 1930-х гг. 4-томного труда одного из основоположников социологии Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика». Работа была посвящена развитию культуры с древнейших времен и причинам перехода от одной культурной системы к другой (или, по терминологии Сорокина, от одного культурного стиля к другому). Сорокин видел причину изменчивости в неравновесном развитии разных областей и уровней культуры (например, знания и незнания в рамках одного социума).

Центральной проблемой в рассмотрении культурной динамики стал вопрос о факторах перемен. Почему одни эпохи и общества демонстрируют длительное сохранение культурных систем, а другие оказываются подвержены быстрым и радикальным переменам? Что формирует характер культуры? Какие элементы присутствуют в любой культуре? Какие факторы предопределяют различия? В рассмотрении изменчивости культур гуманитарное знание конца XIX – середины XX вв. двигалось двумя основными путями.

Одних авторов интересовали явления универсальные, свойственные всем человеческим сообществам. В рамках такого подхода возникло течение эволюционизма (табл. 8).

Таблица 8

Представители Суть теории Ведущая идея
Э. Тайлор (1832–1917); Г. Спенсер (1820–1903); Дж. Фрезер (1854–1941); Л. Г. Морган (1818–1881) Процесс культурного развития человечества – однолинейный, универсальный; проходит общие этапы – от простого к сложному (эволюционный ряд) Идея прогресса (поступательного совершенствования); единообразие развития культуры. Причина культурных различий – принадлежность сообществ к разным стадиям исторического прогресса

Другую группу теорий, трактующих развитие культуры, составили цивилизационные или циклические концепции. Они появились во многом как реакция на господствовавшее в XIX в. европоцентристское видение мировой истории. Культурный стандарт Европы принимался за образец, все остальные цивилизации оценивались в соответствии с этим стандартом.

Таблица 9

Представители Суть теории Ведущая идея
П. А. Сорокин (1889–1968); Н. Я. Данилевский (1822–1888); О. Шпенглер (1880–1936); А. Тойнби (1889–1975) Отказ от универсальной истории человечества, линейности развития, преемственности культур. История – чередование культур, круговорот цивилизаций Типы культур – замкнуты, локальны, самодостаточны; имеют свой жизненный цикл (замкнутый круг). (А. Тойнби:4 цикла – генезис, рост, надлом, распад)  

В середине XX в. культурная динамика часто трактовалась с позиций структурализма. Это направление рассматривает культурные изменения как результат обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) как информации, так и энергии при обмене между социальными системами.

Со второй половины XX в. вопрос о причинах культурной динамики стал обсуждаться в рамках новых концепций, связанных с бурным развитием информатики, биологии, синергетики. Последняя дисциплина оказала наиболее заметное влияние на культурологические построения. Из данной области заимствовались и концептуальные подходы, и терминология.

Синергетика – комплексная дисциплина, занятая поисками единства процессов – в неживой, живой и социальной средах. Один из терминов синергетики – бифуркация – в последние десятилетия особенно часто используется в языке культурологии. Бифуркация – системный взрыв, резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с несколькими вариантами будущего. История культуры знала примеры резкого изменения вектора развития – к примеру, те, что вызвали к жизни античность или привели к началу нового времени, сменившего средневековье. Такого рода изменения ряд авторов трактует через понятие бифуркации.

Культурогенез и культурные процессы (табл. 10)

Таблица10

Концепция Представители Причина культурогенеза
Предметной (орудийной) деятельности Г. Гегель (1770–1831); Ф. Энгельс (1820–1895) Создание и использование предметов (артефактов), орудий труда
Игровая Й. Хейзинга (1872–1945)   Специфика игры (свободное действие, наличие правил и т. д.) определили ее функцию как основу культуры
Натуралистическая З. Фрейд; К. Юнг; К. Лоренц Происхождение культуры – работа биологических механизмов
Символическая Ф. Де Соссюр (1857–1913); Э. Кассирер (1874–1945); К. Леви-Строс (1908–2009); Л. Уайт (1900–1975)   Образующий элемент культуры – способность людей передавать при помощи знаков новые, не природой данные знания. Способность передавать приобретенную информацию неотделима от способности формировать искусственные знаковые системы. Именно они и позволяют хранить, накапливать и передавать информацию. Так образуется неприродная информационная среда – культура

2.7. Культура и общество

Обратимся к ряду понятий, выражающих позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира (табл. 11).

Таблица 11

Понятие Определение
Значение Информационная составляющая, которую несет объект, играющий для нас (в ситуации его восприятия) роль знака
Норма Диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью
Артефакты Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (лат. arte – искусственный и factus – сделанный)
Знак Предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи
Коды Системы знаков
Текст Совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл
Ценности (ценностные смыслы) Характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека
Знания (когнитивные смыслы) Информация о свойствах объектов действительности
Регулятивы (регулятивные смыслы) Правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность

При этом необходимо отметить, что в природе окружающего мира эти характеристики полностью отсутствуют.

Только человек может определить нечто как значимое, ценное, предложить его в качестве нормы. Приведенный ряд понятий выражает позицию человека по отношению к сторонам действительности, важность которых для него признается несомненной.

Итак, при рассмотрении вопроса «культура и общество» можно выделить два аспекта, если исходить из того, что определение культуры есть определение того же круга явлений, что и определение общества, но под углом зрения обобщения технологического статуса деятельности:

*культура выступает как характеристика движения общества, способа его функционирования, технологичности. Короче говоря, культура есть общество с точки зрения технологичности его образа жизни; общество есть субъект культурной деятельности;

*в качестве предмета культуры рассматривается все общество в целом, но со стороны его способности производить самого человека как развивающееся, социальное, творческое существо. Тем самым культура выделяет в обществе «человеческий» аспект и в этом смысле выступает как характеристика общества и его развития с точки зрения активного творческого участия в этом процессе общественного индивида. Таким образом, содержанием культурного процесса выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит, и его культуры, именно отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют «субстанцию» культуры постольку, поскольку они реально раскрываются как «человеческие отношения».

2.8. Культура и техника

Термин «техника» происходит от греческого слова, обозначающего «мастерство», «умение». Пространство техники – это искусственно созданные приспособления, механизмы, машины. Они облегчают человеческий труд и способствуют производительности, т. е. выполняют в жизни людей прагматическую функцию.

Но вместе с тем техника выступает как часть культуры и важнейший фактор ее развития.

Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека – искусственную, артефактную, «вторую природу».

Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов и приспособления природы к своим нуждам. С помощью техники люди «окультуривают» окружающую их среду, превращают ее в «материальное тело» культуры. Значение техники в этом процессе настолько велико, что уже первые стадии развития человеческого общества историки именуют каменный век, бронзовый век, железный век. В зависимости от уровня развития техники различают и последующие этапы исторического развития общества.

Во-вторых, техника представляет собой звено, соединяющее культуру с практикой, она – способ ответа культур на «социальный заказ» со стороны общества (если стимулы для развития и совершенствования техники порождаются условиями общественной жизни).

Под этим термином «социальный заказ» понимается назревшая общественная потребность в решении некоторой практически важной задачи.

В-третьих, техника создает инструментарий культуры – средства и способы деятельности в сфере культуры.

Любая культурная деятельность имеет технологический аспект, ибо требует как использования определенных технических орудий и устройств, так и владения исполнительской техникой. Важнейшие универсальные технические инструменты культуры – язык, техника мышления, информационная техника. Наряду с такими универсальными инструментами культуры есть масса специальных технических средств и способов научной, художественной, правовой, политической и других форм культурной деятельности.

В-четвертых, техника выступает как культурный код – одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации (это – не только технологическая информация, но и источник сведений об обществе, в котором ее создают и используют, о жизни людей в этом обществе).

Неоспоримость технического прогресса виделась людям уже со времен европейской промышленной революции (в частности, громадное впечатление на человечество произвело изобретение паровой машины). Непрерывное совершенствование различного рода технических устройств все чаще наводило людей на мысль о близящемся господстве человека над природой. Однако сегодня одним из следствий масштабного развития техники стало возникновение ряда проблем.

В гуманитарной сфере человеческого существования (философия, этика, эстетика, религия и пр.) фактор ценности присутствует как внутренняя характеристика этого пространства, т. е. благо человека, понимаемое здесь в очень широком смысле, определяет расположение полюсов этого пространства (направление блага к человеку или от человека).

В технике фактор ценности есть ее внешняя характеристика. Разумеется, мысль о ценности всегда присутствует в технике (иначе зачем бы ее создавали?). Однако изначальное ее устремление к эффективности (а это один из главнейших параметров, которыми оценивается техника) в определенном смысле «уводит» технику из культурного пространства человека.

Философия, искусство, религия не могут существовать без учета духовного мира и житейских интересов человека. А техника может! Техника не враждебна человеку, она безразлична к нему, поскольку имеет как бы собственные ориентиры развития. Это обстоятельство и становится проблемой: где те границы, которые здравый смысл может поставить развитию техники?

Таким образом, возникает вопрос о «вписанности» техники в культурную среду (социума). Как оценить ее роль в жизни общества? Решая этот вопрос, мыслители высказывают два мнения относительно техники и той роли, которую она играет в жизни человечества.

Техницисты (защитники техники) говорят о благотворности технического прогресса для человечества. Будущее процветание, по их мнению, напрямую зависит от успехов техники. Они согласны, что имеются определенные негативные последствия, связанные с ее прогрессом, но они в будущем могут быть преодолены ее же (техники) усилиями.

Антитехницисты утверждают, что гонка за новыми и новыми техническими достижениями чревата непредсказуемыми негативными последствиями (угроза здоровью и даже самой жизни людей; техника воспитывает в человеке потребителя и тем самым уводит его в сторону от духовных интересов существования; техника совершает насилие над природой; техника создает разработки, последствия которых предусмотреть невозможно; техника порождает условия для захвата власти технократами, интересы которых весьма далеки от подлинной культуры).

Общая рекомендация здесь может быть только одна: техника (как и наука) должна сохранять в себе социальные и культурные смыслы своего существования; она не имеет права их терять.

Современная техногенная культура западноевропейского толка требует от человека, имеющего дело с техникой, наличия особых психических свойств и навыков. Такое качество, как «профессионализм», является суммарной характеристикой современного человека, связанного с производством.

Стабильность осуществляемого общественного производства может быть поддержана только людьми, которые обладают профессионализмом.

Профессионал – это специалист, обладающий знанием и умениями, относимыми к определенной области. Именно поэтому профессионализм как понятие несет в себе как личностные, так и объективные (мастерство, освоенная информация) характеристики.

Понятие профессионализма включает знание технологии данного производственного процесса; умение поддержать уверенную стабильность работы всей системы; профессиональную компетентность (как одна из ее сторон – понимание реальных связей данной производственной системы с другими, родственными ей) и т. д.

Однако культурологи утверждают, что одной профессиональной компетенции недостаточно и что специалисту необходима компетентность социальная: овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным культурным приоритетам.

2.9. Культура и личность

Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, т. е. является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Любой нормальный взрослый человек – личность.

Личность – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности. Проявляется личность в поступках, т. е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок – всегда результат свободного выбора, что никоим образом нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, последний на самом деле есть несвобода, ибо он означает, что личность не способна контролировать свои действия и совершает их под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств. Важнейшую роль здесь играют нравственные принципы. Таким образом, условием свободы оказывается самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «властвовать собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Но личность и индивидуальность – не одно и то же: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности. В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным. Индивидуальные особенности психики и жизненного опыта личности так или иначе выражают какие-то общие черты духовного облика людей, живущих в данных конкретных исторических условиях.

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает возможности, заложенные в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Духовность личности – ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. «Не хлебом единым жив человек» – эта старая истина выражает одно из существеннейших условий подлинно человеческого бытия. Единственным универсальным способом постичь целостность окружающего мира стал способ межчеловеческого общения в культуре.

Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Эта система общения состоит из систем передачи, распространения и хранения информации; системы социальной и межкультурной коммуникации.

Творчество – создание новых образов, знаний, средств общения, ценностей; продуктивная деятельность по обновлению бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходят саморазвитие и самореализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, истинно человеческий, «божественный» процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, искусства, науки и техники, результат нарастания требований в создании нового (начиная с эпохи Возрождения).

Сущность творчества заключена в сотворчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдаче личности. Б. Пастернак говорил, что творческий акт – это максимальное выявление себя вовне [6].

Инкультурация – это понятие означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.

Не следует путать понятия «инкультурации» и «аккультурации».

Аккультурация – это процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа.

Социализация и ее типы. Социализация – процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.

В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социокультурного опыта.

Выводы

Многочисленные определения культуры (около 1000 определений) объясняются принадлежностью исследователей разнообразным теоретическим направлениям, подходам.

Культура – это смысл, понятый, прежде всего, как программа, ненаследуемая биологически. Она неразрывно связана с человеком и без него не существует.

Сложнейшая многоуровневая система культуры может быть структурирована по следующим основаниям: материальная, социальная и духовная культура. К основным формам духовной культуры относятся: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, наука, философия, экономика и т. д.

Главной функцией культуры является гуманистическая (человекотворческая), а остальные так или иначе связаны с ней или вытекают из нее.

Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств, отношений, которое выражается понятиями: «статика», «динамика», «культурогенез».

Основные концепции культурогенеза: орудийно-трудовая, игровая, натуралистическая, символическая.

Культура и общество не соотносятся как часть и целое, а взаимопроникают.

Культурное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. И только в этом смысле о культурном можно говорить как о надприродном, внебиологическом явлении. Вместе с тем следует отметить, что культура не может быть над природой, ибо она ее уничтожит.

В узком смысле техника – это инструментальные средства и навыки (например, техника скрипичной игры). В широком смысле – техника есть фактор развития цивилизации, а также непременного развития того, что мы называем «общественным прогрессом».

Техника выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. Но вместе с тем она выступает как часть культуры и важнейший фактор ее развития.

Профессионализм является суммарной характеристикой современного человека, связанного с производством.

Значения, ценности, нормы поддерживают стабильность существования общества (или какого-либо единения людей); их наличие способствует преодолению возникающих трудностей, а также создает условия для творчества.

Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, т. е. является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Какова этимология (происхождение) слова «культура»?

2. Попытайтесь объяснить, почему так много трактовок понятия «культура»?

3. Что такое морфология культуры? Какие формы духовной культуры Вам известны?

4. Охарактеризуйте функции культуры.

5. Раскройте понятия «культурная статика» и «культурная динамика». Какие концепции культурной динамики Вы можете назвать?

6. Поясните понятие «культурогенез». Назовите основные теории культурогенеза.

7. Почему определение соотношения культуры и общества – сложная теоретическая проблема?

8. Раскройте понятие «техника» в узком и широком смыслах.

9. Объясните, почему техника является важнейшим фактором развития культуры. Как оценить ее роль в жизни общества?

10. Какие характеристики (личностные, объективные) несет в себе понятие «профессионализм»?

11. Дайте характеристику личности, индивидуальности, духовности личности, инкультурации, аккультурации, социализации личности.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Рациональное осмысление такого многопланового явления, как культура, приводит к необходимости создать ее типологию.

Типология (греч. typos – «отпечаток», «форма», «образец») – способ научного познания, в основе которого лежит группировка объектов на основе обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание, систематизацию и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление типов культуры, закономерностей их строения и развития.

Главное методологическое условие типологизации – единство критерия (признака), на основе которого выделяются типы культуры. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть много (табл. 12).

Таблица 12

Критерий Тип культуры
Способ трансляции культуры Традиционный
Хозяйственный уклад Культура охотников, собирателей; культура скотоводов и земледельцев
Религиозный Языческий, христианский, мусульманский
Многообразие видов деятельности Материальный (выражен в артефактах); Духовный (выражен в знаковых системах)
Повседневная практика, которой не нужно специально учиться Обыденный
Специальное образование для освоения профессии Специализированный, профессиональный
Ограничение местными особенностями Локальный

 

Обращение к социальным признакам позволяет выделить этнические и национальные культуры.

Этнос – это особый вид социальной общности, члены которой связаны общностью происхождения и совместной хозяйственной деятельностью.

Этническая культура – это разновидность локальной культуры, формирующаяся на ранних стадиях развития человечества, выражающая специфический образ жизни, а также совокупность норм и ценностей, присущих этносу.  

Стержнем этнической культуры являются этнические ценности (совокупность культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом в качестве специфических, маркирующих его историческое и культурное своеобразие черт). Традиция закрепляет социокультурный опыт, упорядочивает взаимодействие с представителями других общностей в стандартных ситуациях, производит селекцию инноваций (из них отбираются только те, которые не оказывают разрушительного воздействия на этноспецифические черты).

Таким образом, этническая культура – совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Специфика этнической культуры обнаруживается в орудиях труда, предметах быта, технологиях деятельности, обычаях, базовых ценностях, художественной культуре и т. д. Ее специфика обусловлена природной средой, зависимость от которой на начальных этапах существования человечества была очень высокой. В ней выражается народный опыт жизни и рациональное ведение хозяйства в данных природных условиях.

Этническая принадлежность зависит от исторических корней и включает два компонента:

– когнитивный (знания об особенностях своей группы, т. е. этническая осведомленность об истории, обычаях, культуре своего народа, осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, ценностей, обычаев, религии, национального характера, народного искусства и т. п.);

– аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, разделяемые чувства: достоинства, гордости, обиды, страха).

В рамках этнической типологии культур выделяется такое понятие, как этноцентризм: свойство этнической общности воспринимать свою культуру в качестве образца для подражания. Чем малочисленнее группа, чем тяжелее природные и социальные условия ее существования, чем более дискриминируется этнос, тем сильнее проявляется этноцентризм. На стадии формирования этноса этноцентризм сплачивает группу, порождая чувство солидарности. Однако антагонизм по отношению к другим этносам может стать основой такого негативного явления, как национализм.

Национализм – это идеология, обосновывающая превосходство одной нации над другой, и политическая практика, соответствующая этой идеологии. К сожалению, в современном мире национализм проявляется часто.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм – точка зрения, согласно которой нельзя понять другую культуру, если анализировать ее в свете ценностей собственной культуры. Культурный релятивизм означает также равнозначность всех типов и видов культур, признает все культуры равными, выдвигая понятие культурной ценности.

Вместе с тем, следует отметить, что в научной литературе обращено внимание на натяжки и несообразности, неизбежные при слишком одностороннем применении принципа «релятивизма» к конкретным фактам. Признавая принцип равноправия народов, мы едва ли можем требовать уважения к таким «культурным ценностям», как обычай охоты за головами на Новой Гвинее, гладиаторские бои в Древнем Риме, костры инквизиции в средние века, концентрационные лагеря в фашистской Германии и т. п. «Ценность» ценности все-таки рознь[7].

Только уход от крайностей этноцентризма и культурного релятивизма – это самый эффективный путь развития культуры. Он позволяет осуществить гармоничное взаимодействие различных этносов, населяющих сегодня планету, в ходе чего происходит взаимообогащение культур в едином процессе мирового культурного развития.

Сегодня в мире насчитывается около 4000 этносов, но всего 200 государств. Объединение этносов в рамках более общих образований позволяет говорить о существовании суперэтносов – общностей людей, сформировавшихся из различных этносов и имеющих общие социокультурные признаки, но не имеющих единой государственности (славяне, американцы, европейцы, исламский мир).

Поскольку формирование этносов является длительным историческим процессом, можно говорить о существовании различных исторических форм этнических общностей: род и племя, народность, нация(полиэтническая, социокультурная, экономическая и политическая общность).

Возникновение наций исторически связано со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, образованием национальных государств.

В каждой национальной культуре существует два слоя, два уровня: этнической и собственно национальной культуры. Основу любой национальной культуры в широком смысле этого слова составляет этническая культура тех этносов, из которых данная нация образовалась.

Но национальная культура не сводится к этнической.

Национальная культура в узком смысле – это городская культура. Ее богатство развертывается на основе письменности и образования. Лучшие достижения национальной культуры – это продукт творчества талантливых представителей науки, просвещенных эрудированных людей. Национальная культура – в узком смысле – это культура интеллигенции. Овладение культурой широкими массами достигается на основе институтов образования.

В культурном плане огромное значение для образования и функционирования наций имеет создание единого семиотического поля: унификация языка, в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и СМИ. Для формирования и функционирования нации важно формирование определенных ценностных установок, взаимодействие и взаимообогащение опытом других народов. Национальная принадлежность определяется самосознанием индивида. Она в значительной мере связана с включением индивида в семиотическое и ценностное поле данной национальной культуры и чувства причастности к ней.

Таким образом, проблема взаимоотношения этнической и национальной культуры – это проблема взаимоотношения «корней» и современной культуры народов. Этническая культура – это не только историческое основание национальной культуры, но и источник творчества, создания национальной культуры в узком значении.

Но взаимоотношения между национальной культурой и этнической как ее более древней компоненты сложны и противоречивы (табл. 13). Этническая культура консервирует архаичные, часто уже не отвечающие современным условиям нормы жизни. Она сопротивляется переменам и новшествам, а национальная культура полна движения и изменения, она живет творчеством нового.

Таблица 13

Этническая культура Национальная культура
Зависит от природной среды Развивается на основе письменности
Отражает вековой опыт народной жизни Воплощена в литературе, искусстве, философии, социально-политическом и технологическом развитии
Усваивается с детства в жизненном опыте Усваивается в процессе обучения
Средоточие – деревня Средоточие – город
Тяготеет к замкнутости Открыта переменам, впитывает достижения других культур

Каждое общество создает культурные ценности, которые разделяются большинством членов общества. Систему таких ценностей принято называть доминирующей культурой.

Доминирующая (господствующая) культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является страна. Понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп. Постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.

Субкультура (лат. sub – под) – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации (доминирующую культуру). Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональному. Таким образом, субкультура – это относительно изолированное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой.

Пример – молодежная субкультура. Что стало причинами ее появления?

«Техногенная цивилизация». Ранее культура не делилась так четко на «взрослую» и «молодежную», а теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в способах коммуникации, и в образе жизни в целом (семья утрачивает функцию социализации личности).

Возрастание периода социализации молодежи (до 30 лет), что связано с увеличением времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи.

Индустриальное общество рождает феномен молодежи, который характеризуется психофизиологической зрелостью. При этом по социальному статусу молодежь еще долго не принадлежит миру взрослых, ее весомое участие в институтах взрослых отсутствует. Следовательно, сущность молодежной субкультуры – поиск собственного социального статуса.

Отличительной особенностью субкультур является то, что они не претендуют на доминирование в общей культуре. Субкультуры являются очень динамичными элементами культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение доминирующей культуры.

В истории культуры известны и такие ситуации, когда отдельные субкультуры либо локальные культурные комплексы начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя ценностям доминирующей культуры либо общечеловеческим ценностям, входящим в структуру любой культуры. В итоге появляется контркультура.

Контркультура, несмотря на свои протестные основания, в жизни общества выполняет и позитивную роль. Она может являться мощным катализатором культурно-исторического процесса, иногда превращаясь в ядро будущих культурных систем. Контркультура с течением времени интегрируется в официальную доминирующую культуру, трансформируя ее.

Стремление культуры ХХ в. к универсальности, взаимодействие культур и миграция привели к появлению маргинальной культуры – культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на границах социокультурных слоев и структур.

В XX в. национальные культуры распадаются на две части: массовую и элитарную. Их феномен впервые в западной философии исследовал испанский культуролог Ортега-и-Гассет.

Предпосылки, которые обусловили появление массовой культуры:

– промышленная и научно-техническая революция;

– изменения в системе коммуникаций (изобретение телефона, телеграфа, радио, кинематографа);

– резкий рост народонаселения;

– урбанизация (доминирование городской культуры);

– усиление процессов миграции;

– формирование феномена массы, который отличается от таких общностей, как народ и нация.

Особенности массовой культуры:

– ориентация на человека массы, человека с невыраженным личностным началом. Особенность такого человека – некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность;

– ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», на определенные аудитории, создание определенного типа сознания – пассивного и нетворческого;

– коммерческий характер;

– использование клише, стереотипов при создании ее артефактов; превращать их в предметы массового потребления;

– связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей;

– она существует в качестве механизма адаптации индивида к различным социокультурным трансформациям.

Массовая аудитория – это коллектив без личности, который выступает как продукт урбанизации и индустриализации. Это коллектив, все единицы которого разобщены, это толпа «одиноких». Связи в таком коллективе задаются не личными отношениями, а навязываются со стороны.

Элитарная культура – это высокая культура, которая концентрирует духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений.

Ее основной идеал – формирование сознания, которое готово к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.

Исторически она возникает как антитеза массовой. Ее основное значение проявляется в сопоставлении с массовой культурой. Субъектом элитарной культуры является личность – свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры рассчитаны на личностное восприятие, независимо от широты их аудитории. Именно поэтому миллионные тиражи произведений Шекспира или Толстого не только не снижают их значения, а напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей[8].

Вместе с тем, предметы высокой культуры (при изменении режима презентации) могут перейти в разряд масскульта – например, если растиражировать в ином формате произведение искусства (в виде репродукции или цифровом варианте).

Однако изменение режима презентации для литературного произведения не влияет на его характер (например, с традиционного книжного на цифровой). Здесь формой произведения являются закономерности драматургического построения, а не носитель информации (полиграфический или электронный).

Тем не менее, элитарная культура является для массовой своеобразным образцом. Она выступает как источник сюжетов, образов, идей, которые массовая культура адаптирует к уровню массового сознания.

Особенности элитарной культуры (табл. 14):

– сложность, специализированность, креативность, новационность;

– способность формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности;

– способность концентрировать опыт поколений (духовный, интеллектуальный, художественный);

– индивидуализация норм, ценностей, оценочных критериев деятельности членов элитарного сообщества, отсюда – их уникальность;

– создание новой, нарочито усложненной культурной семантики, что требует специальной подготовки и широкого культурного кругозора.

Таблица 14

Тип культуры Характер приобщения к типам культуры
Этническая (народная) культура Коллективный
Элитарная культура Индивидуальный
Массовая культура На уровне безличного коллектива, все индивиды которого разобщены и связаны внеиндивидуальной, внешней связью

Несмотря на специфику, эти виды культуры тесно взаимодействуют. Примером может служить музыка. И композиторы XIX в., и современные композиторы часто заимствуют мелодии из народной музыки.

В учебной литературе отмечено, что в наше время под влиянием развития системы массовой информации, процессов информатизации и глобализации резко проявляется тенденция укрупнения культур и культурной универсализации. Это – противоречивый процесс, имеющий плюсы (происходит взаимообогащение культур) и минусы (унифицируется и стирается культурное разнообразие). Основным типологическим различением культур является деление их на восточные и западные.

Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом – Европу и Северную Америку. Однако различие между Востоком и Западом интересует культурологию не в географическом отношении, а как различие между двумя типами культур.

В течение долгого времени проблема «Восток–Запад» рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма, возникшего в рамках исторической типологии.

Методологическую основу классификации культур по историческому типу составляют различные концепции культурно-исторического процесса, к которым, в частности, относятся:

а) эволюционизм, в основе которого лежит идея единства культурно-исторического процесса. Развитие мировой культуры понималось как универсальный, непрерывный, поступательный прогресс. Все страны встраивались в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам.

Такое понимание культурного развития было особенно популярно на рубеже XIX–XX вв. (Л. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор). При этом различие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что первая отстала в своем развитии от второй. Так, Г. Гегель относил восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет) к самой низшей ступени развития духа в осознании свободы, в то время как греческий, римский и германские миры возвышались над ним;

б) формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс) также исходил из линейности историко-культурного развития. Различные культурные типы выделялись на основе социально-экономических критериев, характерных для разных типов общественно-экономических формаций. В итоге для каждого типа формаций (первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический) характерен свой особый тип культуры;

в) в циклических (цивилизационных) теориях, теориях культурно-исторических типов основой типологии является принцип цикличности и многолинейности развития культуры. Их представители (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) выделяют своеобразные замкнутые локальные типы культуры, не похожие и не связанные друг с другом.

Построить типологию мировой культуры, не противопоставляя Восток Западу, позволяеттеория «осевого времени»,принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени середины I тыс. до н. э. (800–200 гг. до н. э.), когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии. Приходит конец мифологической эпохи с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы пользуемся и сегодня, закладываются основы мировых религий.

В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм – философские школы, во многом определившие облик его культуры.

Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального, рефлексивного сознания (когда человек стал задумываться об окружающих вещах, пытаясь пересмотреть принятые ранее решения). Традиции прошлого обновлялись, развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания.

Но во всех странах произошло открытие человеком самого себя. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники.

Отмечаемые многими исследователями культурные различия между Западом и Востоком можно представить следующим образом (табл. 15).

Таблица 15

Линии различения Запад Восток
Религия Христианство Буддизм, ислам, местные языческие культы
Искусство Дифференциация художественных форм, видов, жанров; разнообразие и быстрая смена стилей и течений Условность; символизм; декоративность; синтез различных видов искусств; устойчивость художественных традиций
Технологическая культура В ХХ в. – ускоряющийся технический прогресс, высокая производительность труда, движение к постиндустриальному обществу Вплоть до последнего времени, за исключением Японии, Южной Кореи и некоторых других стран, – техническая отсталость, большая доля малопроизводительного ручного труда
Общественная жизнь Приоритет экономики в решении общественных проблем; потребительское отношение к природе; динамизм Опора на религиозно-нравственные установки и традиции; созерцательное отношение к природе; консерватизм
Особенности поведения Активность; погоня за «благами» цивилизации; разнообразие и лабильность норм социального поведения; стремление к творчеству; расшатывание традиций; ускоренный темп жизни Пассивность; аскетизм; строгость поведенческих регулятивов; самоизоляция от внешнего мира; уход во внутреннюю духовную жизнь; уважение к традициям и обычаям; церемониальность социальных контактов

Причины, обусловившие особенности культур Запада и Востока, связаны с разницей климатических, исторических и социально-экономических условий жизни народов в этих регионах. Однако наряду с отличиями есть и определенный параллелизм в культурном развитии Востока и Запада (так, по мнению исследователей, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в специфических восточных формах).

Существует два противоположных взгляда на проблему взаимодействия западной и восточной культур. Один из них выражен в известном стихотворении Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с места они не сойдут»; другой сформулирован еще Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком».

В настоящее время стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями, Восток и Запад – это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному.

Не случайно в сформировавшемся в 60-е гг. ХХ в. неоэволюционизме (М. Салинс, Л. Уайт, Дж. Стюард) используются идеи не только универсальной эволюции, но и ее многолинейности (мультилинейности). Неоэволюционизм допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития и не ставит целью, в отличие от эволюционизма XIX в., установить всеобщие законы эволюции.

Культура – особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к условиям, специфическим для каждой культуры.

Общества, находящиеся в сходных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Отсюда: феномен «параллельной эволюции», «множественности эволюции» (совпадение процессов развития обществ, не имеющих контактов между собой, географически расположенных далеко друг от друга).

Освоение Востоком технической культуры Запада ведет к стандартизации производства и быта по западному образцу, но, тем не менее, при этом сохраняются их специфические национально-культурные черты. Примером тому может служить опыт Японии.

На практике сейчас происходит не только экспансия западной культуры на Восток, но и быстро растущее вхождение восточной культуры в различные сферы культурной жизни Запада: влияние ее проявляется в западной философии, медицине, практической психологии, музыке, танце, моде, в распространении восточных верований и культов.

Особое место на стыке Востока и Запада занимает Россия. Она, в сущности, вынуждена решать проблему диалога двух различных социокультурных миров как проблему своей внутренней политики. П. Я. Чаадаев, а вслед за ним многие другие русские мыслители указывали в этой связи на особую историческую миссию России, которая уже в силу своего географического места на земном шаре призвана соединить Восток и Запад.

Особенности генезиса русской культуры стали предметом дискуссий в российском обществе. Основной вопрос дискуссий: насколько самостоятельна и самобытна русская культура? Одна позиция: «…может собственных Платонов … российская земля рождать». Другая позиция: «…умом Россию не понять».

В чем истоки этой дискуссии? Истоками дискуссии стали антиномии (греч. – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми): «Восток–Запад», «Россия–Европа», т. е. двойственное геополитическое и цивилизационное положение России.

Культура России включила и западное, и восточное наследие. В XIX в. на этой почве произошел идейный спор двух философских направлений: славянофильства и западничества.

Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков) отстаивали идею самобытности русского пути развития. Причину этого они видели в приверженности русского народа православию, которое было источником особенностей русской культуры (коллективистские ценности, приверженность самодержавию).

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков) отвергали особенности русского культурного опыта, видели необходимость в перенятии всех лучших достижений западной культуры.

Евразийцы (П. А. Карсавин, Н. С. Трубецкой) полемизировали и с западниками, и со славянофилами. Они подчеркивали исключительность России и русского этноса как синтетического. Россия – особый тип цивилизации (евразийский), который отличается от Запада и Востока. Россия занимает срединное пространство между Азией и Европой (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Туркестанская равнины). Огромные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, формировали своеобразный культурный мир России. Этногенез включал славянские, тюркские и угро-финские племена.

Н. А. Бердяев, рассматривая антиномичность России, сделал вывод, что противоречивость получила отражение и в русской культуре, и в национальном характере («Судьба России»). Особенность русской ментальности (национального характера) – ее противоречивость, так как в России сталкиваются два потока мировой истории – Восток и Запад; безграничность русской земли влияет на русский характер и душу.

Русская культура не была основана на рациональных началах. В основе русской души – двойственность, два противоположных начала: языческая дионистическая стихия и аскетически-монашеское православие. Отсюда – основные характеристики русского народа: деспотизм и анархизм, обостренное сознание личности и безграничный коллективизм, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт.

По Бердяеву, противоречивость русского национального характера предопределила сложность российской истории.

Современные исследователи также отмечают противоречивость русского культурно-исторического опыта, невозможность однозначного выделения из него восточного или западного типа. Однако при этом подчеркивается особенность: проявление восточной доминанты в политической культуре (подданнические черты: односторонняя зависимость индивида от власти, потребность в руководстве). Почему?

Особенность связывается с влиянием Византии в процессе принятия и распространения христианства. Следствием симбиоза ценностей православия и патриархальной политической культуры стала авторитарно-патриархальная культура. По своей направленности она – традиционалистская (доминантой являются традиционные формы взаимодействия индивида, власти и общества, ценности коммунитаризма и корпоративизма).

Но в российской культуре есть и ряд субкультур, которые основаны на других ценностях:

– ценности свободы. Д. С. Лихачев отмечал две главные черты русского народа: преданность идее свободы и максимализм («О национальном характере русских»). Тяга к свободе стала основой формирования русского казачества – самобытной субкультуры, где переплетались ценности свободы и корпоративизма.

–  либеральные ценности (свобода индивидуализма, прав человека, плюрализма). Эти ценности пришли с Запада благодаря реформам Петра I. Их носитель – российская интеллигенция.

К традиционным установкам русской культуры относятся: коллективизм как культурная норма; бескорыстие, возвышение духовности; осуждение склонности к накопительству; культ государства, вера в «царя-батюшку».

Выводы

Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление типов культуры, закономерностей их строения и развития.

Существует несколько подходов к исторической типологии культуры, основными из них являются эволюционистский, формационный, теории культурно-исторических типов.

Построить типологию мировой культуры, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория «осевого времени», принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу.

Различие между Востоком и Западом интересует культурологию не в географическом отношении, а как различие между двумя типами культур.

Этническая культура – это разновидность локальной культуры, формирующаяся на ранних стадиях развития человечества, выражающая специфический образ жизни, а также совокупность норм и ценностей, присущих этносу (преимущественно бытовая культура).

Нация – есть полиэтническая, социокультурная, экономическая и политическая общность. В культурном плане огромное значение для образования и функционирования наций имеет создание единого семиотического поля: унификация языка, в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и СМИ.

Доминирующая (господствующая) культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура – это относительно изолированное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой.

Контркультура – отдельные субкультуры либо локальные культурные комплексы, претендующие на универсальность и противопоставляющие себя ценностям доминирующей культуры либо общечеловеческим ценностям.

Массовая культура – это область репродукции, повтора, усвоения технологий, привычных стереотипов. Массовую культуру характеризует направленность на повседневное тиражирование культурной продукции в больших объемах. Предполагается, что продукты массовой культуры потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.

Элитарная культура – это высокая культура, которая концентрирует духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений.

Вопросы для самопроверки

1. Какую роль играет типологизация в культурологии? По каким основаниям она может осуществляться? Какая из предложенных типологий культур самая оптимальная?

2. Попытайтесь определить, к какому типу относится русская культура?

3. Какими признаками обладают региональные типы культур? Что такое евразийская модель культуры? Существуют ли другие цивилизации, кроме российской, которые можно отнести к евразийскому типу?

4. Сравните картины мира восточного и западного типа культур. В чем они схожи, чем различаются?

5. Какие социально-экономические предпосылки привели к формированию феноменов массовой и элитарной культуры?

6. Какие особенности характеризуют массовую, элитарную и народную культуры?

7. Встречали ли Вы «субкультурного» человека? Каковы его отличительные признаки?

8. Какие факторы способствуют формированию молодежных субкультур? Почему именно музыка стала особым языком субкультуры молодых?

Список Литературы

1. Культурология / Под ред. М. С. Кагана, Ю. С. Солонина. – М.: Юрайт, 2012. – 566 с.

2. Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

3. Драч, Г. В. Культурология / Г. В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 571 с.

4. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. А. Гусева. – СПб.: Питер, 2009. – 166 с.

5. Маркова, А. Н. Культурология в схемах и определениях / А. Н. Маркова. – М.: Проспект, 2012. – 455 с.

6. Столяренко, Л. Д. Культурология: краткий курс лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2011. – 167 с.

Интернет-ресурсы

7. Культурология: краткий тематический словарь. – (Словари XXI века) / Под ред. д. ф. н., проф. Г. В. Драч, д. ф. н., проф. Т. П. Матяш. Электрон. версия: http://arts.adygnet.ru/bibl/rgy/untitled-1.htm

8. Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе: http://www.ifap.ru/library/book092.pdf

9. Библиотека по культурологии (тематически структурированные материалы): http://www.countries.ru/library.htm

10. Раздел библиотеки gumer, ссылки на книги по культурологи: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php

11. Электронный учебник по курсу «Культурология» (авт.: Л. Н. Дорогова., Ю. В. Пыханов и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института дистанционного образования: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html

12. Культурология для студентов технических вузов / Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина: http://www.engineer.bmstu.ru/res/kultura/

Содержание

Введение 5
1. Культурология в системе научного знания 6
2. Культура как объект исследования культурологии 14
3. Типология культуры 31
Список литературы 45

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: