В структуре любой науки обычно выделяют следующие понятия.
Объект. Напомним, что объект науки всегда реален, т. е. существует объективно. Поэтому объектом культурологии как науки является культура как исторический социальный опыт людей – социокультурный опыт, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах, т. е. сама культура во всем множестве ее проявлений.
Предмет. Предмет любой науки, в отличие от объекта, есть результат абстрагирования, вычленения из объективной реальности отдельных аспектов изучения. Предмет культурологии до сих пор однозначно не определен, к нему относят: совокупность категорий и понятий, связанных с культурой и культурологией; особенности зарождения, становления, развития, кризисов, трансформаций, исчезновения культур и т. п.
Содержание. Содержание культурологии – это совокупность, во-первых, собственно культурологических знаний, во-вторых, знаний научных дисциплин, изучающих культуру или ее аспекты (археология, этнография и т. д.).
Кроме того, классически содержание любой науки подразделяется по уровням исследований следующим образом:
|
|
– макроуровень (фундаментальная наука) – накопление массива теоретических знаний, выработка концепций, разработка методологии исследований и категориального аппарата науки;
– микроуровень (прикладные исследования).
На фундаментальном уровне складываются дилеммы и парадигмы культурологии.
Дилемма (греч. δίλημμα двойная лемма) – затруднительный выбор между двумя равно нежелательными возможностями.
Парадигма (греч. Παράδειγμα – пример, модель, образец) – научная теория, воплощенная в системе понятий, или концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
Отсюда, цель фундаментальной культурологии – теоретическое познание культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования, формулировка законов на основе эмпирических исследований. Поэтому на современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия.
Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий и их законов.
Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии. А это – одна из задач философии.
Цель второго уровня – эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене (например, сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни; ее описание и попытка систематизации). Ее достижение осуществляется в рамках прикладной культурологии.
|
|
Исходя из цели, прикладная культурология решает следующие задачи:
– прогноз и регулирование актуальных культурных процессов в социальной практике;
– разработка основных направлений культурной политики;
– разработка целей и методов деятельности сети культурных институтов (школы, вузы, театры, музеи и т. д.);
– охрана и использование культурного наследия.
Категории (греч. kategoria – высказывание, признак). Категории культурологии – это предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности пространства культуры и его изучения (познания). Категориальный аппарат культурологии включает в себя собственно культурологические категории, категории социогуманитарных наук, а также категории наук, находящихся на стыке с культурологией, и общефилософские категории.
Принципы (лат. principium – начало, основоположение).
Основные принципы культурологии:
– культурно-исторический подход: все явления рассматриваются в контексте соответствующего исторического периода и условий;
– целостность (системность): все явления рассматриваются в особенности своих взаимосвязей и взаимозависимостей.
Законы единства и многообразия культуры, межкультурного взаимодействия, преемственности в развитии, прерывности и непрерывности в развитии культуры.
Цель культурологии – привести разнохарактерные данные в систему, синтезировать различные подходы. Культурология как интегративная, комплексная наука решает проблему понимания культуры как целостной системы. Она дает наиболее полное знание о культуре, которое возникает на пересечении гуманитарного и социологического знания.
Наряду с общей целью – исследование культуры как системы – основными задачами и функциями(табл. 2) культурологии являются:
– изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности;
– выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества;
– исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности;
– выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества;
– разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
Таблица 2
Функции культурологии
Собирательная | Состоит в соединении в единое целое разрозненных знаний о культуре, поступающих из других наук (они поступают из философии, антропологии, искусствознания и др. наук) |
Организующая | Решает методологические задачи, так как этот поток сведений нужно упорядочить, разобраться в нем, разложить все по полочкам, составить систематическое целое |
Познавательная (гносеологическая) | Позволяет исследовать и оценить тенденции развития культуры, ее трудности, противоречия |
Концептуально-описательная (дескриптивная) | Разработка теорий, понятий и категорий для составления целостной картины становления и развития культуры |
Методологическая | Раскрывает закономерности развития культуры, создает основу для частных культурологических теорий |
Объяснительная (герменевтическая) | Сведение к понятному, объяснение особенностей культурных явлений и событий, их социализирующего влияния на формирование личности |
Мировоззренческая | Помогает выработке общечеловеческого культурологического мышления, определяет формирование художественной, религиозной, научной картины мира |
Аксиологическая | Позволяет оценить результаты деятельности государства, общественных организаций, отдельных личностей в области развития культуры |
Нарративная (лат. narrare – языковой, вербальный акт) | Культура может быть представлена как повествование. Смысл исторического и культурного события или явления возникает и раскрывается в процессе повествования |
Таким образом, культурология как комплексная наука одновременно относится к двум областям:
|
|
– социальное знание, которое использует количественные методы сбора данных (благодаря социологии культуры);
– гуманитарное знание, которое строится на ценностях и качественных методах исследования (благодаря философии культуры).
Это позволяет ей широко использовать методы других наук.
Методы. Можно выделить три группы методов, которые дают представление о способах действия культурологии (табл. 3, 4).
Традиционные средства для сбора информации и ее научного осмысления (наблюдение, обработка данных, сравнение, анализ, синтез, индукция (умозаключение от отдельных фактов к общему утверждению), дедукция (конструирование и моделирование тенденций от общего к частному).
Таблица 3
Универсальные методы
Системный | Позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и своим взаимодействием формируют целостность |
Структурно-функциональный | Выявляет роль отдельного элемента в функционировании культуры, отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования |
Феноменологический | Исследует данные, полученные эмпирическим путем, т. е. в результате непосредственного наблюдения, эксперимента |
Компаративистский | Сравнительно-исторический метод, позволяет сопоставить различные культуры или отдельные феномены, структуры, явления культуры |
Таблица 4
|
|
Собственно культурологические методы
Культурантро-пологический | Рассматривает культуру как совокупность конкретных ценностей, социальных связей, как механизм передачи культурных навыков от человека к человеку |
Семиотический | Изучает культуру как знаковую систему |
Герменевтический (греч. ρμηνευτική – разъясняющий, толкующий) | Искусство толкования текстов («искусство понимания»); истолковывает предельные значения культуры |
Контент-анализ | Оценивает особые (специфические) характеристики носителей информации, текстов как способ фиксации культурных тенденций |
Кросскультурный анализ | Сравнительный метод исследования культур, оперирующий универсальными культурными моделями (паттернами) |
Таким образом, основные компоненты культурологии:
Ø онтология культуры (многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров, бытие);
Ø гносеология культуры (место культурологии в системе наук, ее внутренняя структура и методология, познание).
Выводы
Культурология – интегративная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести – область социогуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов.
Культурология – синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры.
Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве, поэтому культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.
Исходя из этого, в современной литературе в культурологии выделяют разделы, охватывающие совокупность знаний о культуре и развивающиеся в междисциплинарных связях с другими социо-гуманитарными науками:
– теория (философия) культуры, исследующая вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни, обоснование предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры и др.;
– история культурологии (культурологических учений), раскрывающая процесс развития знаний о культуре;
– история культуры, изучающая ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира;
– культурная антропология, изучающая жизнь человека в определенной культурной среде и исследующая ее воздействие на формирование и развитие личности;
– социология культуры, анализирующая закономерности функционирования культуры в обществе, становление человека как социального существа и др.;
– прикладная культурология, имеющая практическую направленность.
Предметом культурологии являются совокупность категорий и понятий, связанных с культурой, модели культуры, ценности и нормы человеческого поведения и т. п. Объектом культурологии является сама культура во всем множестве ее проявлений.
Вопросы для самопроверки
1. В чем специфика культурологии как науки и предмета ее исследования?
2. Какая цель и какие задачи стоят перед культурологией как наукой?
3. В чем принципиальное отличие культурологии от других наук о культуре?
4. Какими методами оперирует культурология и какие из них, с вашей точки зрения, приоритетны?
5. Каковы перспективы культурологии как науки?