В мире насчитывается около 40 тысяч профессий. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, т.е. классификация

План-конспект урока

Раздел: «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Тема: «Профессиональное образование».

 

Класс: 8 Дата ________ 14.04.2020________                

 

Цель урока: Способствовать формированию первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования.

  Задачи урока:

Формирование знаний у учащихся по планированию профессионального пути и представления о мире профессий.

Развитие у учащихся первоначальных знаний о будущей профессии;

Воспитание позитивного отношения к различного рода профессиональной деятельности и планирование рационального пути продолжения образования;

Воспитание способности к межличностному взаимоотношению в процессе выполнения заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.

Оборудование: компьютер, презентация, учебное пособие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Формируемые УУД:

личностные результаты:  иметь мотивацию к учебной деятельности;

метапредметные результаты: регулятивные - уметь принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи;

Познавательные -уметь анализировать информацию, самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск информации из разных источников;

Коммуникативные - уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

 

Ход урока:

I. Организационная часть.

1. Сообщение темы и цели урока.

 

II. Изучение нового материала по теме

Слайд 2,3.

? Представители, каких профессий изображены на слайде?

? Значит о чем пойдет речь на нашем занятии?

Действительно, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с системой профессионального  образования РФ.

? - Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию? (образование)

? - Что такое профессиональное образование?   (подготовка специалистов начальной, средней, и

высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности).

Слайд 4.

Тема занятия: «Профессиональное образование» (запись в тетрадь)

Слайд 5.

Цель урока: Формированиепервоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и о возможностях получения профессионального образования различных уровней

 

Слайд 6

Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно…

… задуматься о будущем

… выбрать работу по душе

… найти свое место в жизни

 

? Где же можно приобрести профессию? (колледжи, профессиональные лицеи,  институты, университеты, академии).

 

 

Слайд 7.

Система профессиональной подготовки кадров в России (таблица, стр. 99)

 

Слайд 8- 14.

Уже в старших классах школы, следует выбрать для себя, какой либо профиль обучения

 (гуманитарный, естественнонаучный, социально-экономический, технологический и т.д.)

 

? Что надо учитывать при выборе профессии? (интересы, склонности, уровень знаний, состояние здоровья и др.).

Слайд 15-21. Ситуация выбора профессии.

При выборе профессии необходимо учитывать факторы: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Фактор ХОЧУ:
желания личности; интересы; склонности.

Фактор МОГУ: познание себя; возможности личности; способности; уровень знаний; психологические особенности личности; состояние здоровья.

Фактор НАДО: знание профессиональной сферы; определение необходимых путей и средств достижения цели; потребности рынка труда в кадрах.

Результат -Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» и есть формула выбора профессии.

 

Слайд 22. Алгоритм выбор профессии (правила)   (стр. 101-102)   (читают)

  1. Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
  2. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
  3. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну
  4. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
  5. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
  6. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.

Чтобы разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, нам необходимо научиться различать понятия «профессия»,«специальность», «должность». (запись)

Профессия это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования (запись).

Внутри каждой конкретной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как специальность.

Специальность более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии (запись).

Профессия объединяет группу родственных специальностей (например: учитель – учитель математики, истории, ОБЖ и др.)


В мире насчитывается около 40 тысяч профессий. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, т.е. классификация.

Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики - по принадлежности к какой-либо отрасли:

Промышленность, Строительство, Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Транспорт,

Связь, Доставка и сбыт, Здравоохранение, Наука, Образование, Искусство, Культура,   Юриспруденция, Торговля, ЖКХ, Органы управления, Система массовых коммуникаций.

 

Такая классификация удобна для руководителей предприятия и учебных заведений, но малопригодная для человека выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия - личность».

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов.   (См. таб., стр.105)

Основными признаками этой классификации являются:

-  предмет труда (когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль,

 а на предмет);

- цель труда (с предметом надо что-то сделать);

- орудия труда (в любом труде есть орудия);

- условия труда (человеку важно, в каких условиях протекает его работа).

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов .

1. Человек/природа: агроном, зоотехник, ветеринарный врач, эколог, приемщик молока, сортировщик овощей и плодов и др.

2. Человек – техника: инженер-механик, инженер-электрик, обходчик железнодорожных путей и др.

3. Человек –человек: учитель, врач, библиотекарь, воспитатель, официант, следователь, журналист и др.

4. Человек –знаковая система: чертежник, программист, кассир и др.

5. Человек –художественный образ: писатель, актер, дизайнер, художник, музыкант и др.

В зависимости от цели труда профессии разделяются на классы:

1. Гностические (знать, познать). Цель – распознать, различить, оценить, проверить (контролер, следователь, сборщик часов, эксперт, врач и др.);

2. Преобразующие. Цель – обработать, упорядочить, организовать, собрать (слесарь,

портной, водитель, преподаватель, паркетчик);

3. Изыскательские. Цель – изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (модельер, программист, писатель, ученый, художник, конструктор и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: