Факторы, определяющие эффективность психокоррекции

1. Ожидания клиента.

2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем клиента.

4. Готовность клиента к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога, проводящего коррекционные мероприятия.

6. Профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее:

1. оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. Но в практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов;

2. даже один и тот же метод «в руках» специалистов разной квалификации даёт разные результаты. Для сопоставимой оценки эффективности, её изучение должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиентов должна формироваться как случайная выборка, что является весьма затруднительным с практической и этической точек зрения;

3. оценку работы должны давать независимые эксперты и специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не был осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценку его собственных представлений о методе (что вряд ли возможно);

4. следует учитывать структуру личности психолога, степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия;

5. необходимо сравнивать непосредственные и отдаленные результаты психокоррекционного воздействия, необходимо учитывать теоретические предпосылки психолога, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах;

6. при групповой форме коррекционной работы необходимо учитывать профессиональные возможности психолога, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психокоррекционного воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.

При составлении и проведении психокоррекционных программ необходимо обязательно учитывать следующие основные аспекты:

1. чётко формулировать цели коррекционной работы;

2. определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

3. выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

4. чётко определить формы работы с клиентом (индивидуальная, групповая или смешанная);

5. подобрать методики и техники коррекционной работы;

6. определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

7. определить частоту необходимых встреч: через день, два раза в неделю, один раз в неделю, один раз в две недели;

8. определить продолжительность каждого коррекционного занятия в среднем, как правило: от 40 – 50 минут в начале коррекционной программы до 1,5 – 2 часов на заключительном этапе;

9. разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

10. планировать формы участия других лиц в работе, например, при работе с ребёнком, подростком, – подключение родственников, значимых взрослых;

11. реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

12. подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой её эффективности.

Психологическое заключение (Л.И. Переслени) – это краткая психологическая характеристика состояния развития ребёнка, подростка, взрослого на период обследования, составленная на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Цель заключения. Психологическое заключение преследует две основные цели: 1. выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребёнка, подростка, взрослого на период обследования; 2. является самостоятельным диагностическим заключением практического психолога.

Рекомендуется схема составления психологического заключения, предложенная М. М. Семаго и Н. Я. Семаго.

А. Общая часть заключения.

1. Основные паспортные (демографические) данные ребёнка, подростка, взрослого.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, или других лиц, сопровождавших ребёнка, подростка или взрослого на консультацию.

3. Наиболее важные анамнестические данные (анамнез) клиента.

4. Специфика психики, внешности и поведения ребёнка, подростка, взрослого в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

5. Сформированность регуляторных функций клиента (волевая саморегуляция и пр.).

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в разные моменты обследования (в том числе и динамический аспект деятельности).

7. Особенности развития разных компонентов когнитивной сферы.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: