Способы организации групп студентов в рамках кооперативного обучения

 

Существует несколько способов организации групп студентов в рамках кооперативного обучения: неформальные, формальные и базовые группы.

Неформальные группы кооперативного обучения – это временные учебные группы, которые создаются на период от нескольких минут до времени целого занятия. Они создаются для того, чтобы акцентировать внимание обучающихся на материале, подлежащему изучению; для создания настроения, атмосферы, способствующей обучению, чтобы помочь организовать учебный материал и для того, чтобы преподаватель убедился, что обучающиеся осознанно работают над материалом и т.п.

Эти группы часто организуются для проведения дискуссий до или перед лекцией преподавателя, или чередуя лекции и дискуссии. Неформальные группы создаются, чтобы противостоять основной проблеме лекций: «Информация проходит путь от записей лектора к записям студентов, минуя сознание обоих».

Базовые группы кооперативного обучения – это долгосрочные студенческие коллективы, основная задача которых – обеспечить поддержку, ободрение (поощрение) и помощь, в которой нуждается обучающийся для достижения академических успехов.

Базовые группы олицетворяют необходимую к выполнению работу и академический опыт. Состав этих групп остается таким же в течение целого курса ил даже дольше. Члены группы обмениваются телефонными номерами и личной информацией о расписании друг друга, так как иногда они встречаются и вне занятий. Если у студента возник вопрос или идея, он может обсудить ее со своими коллегами по группе. Базовые группы обычно используют общие папки для обмена информацией по курсу.

Формальные группы кооперативного обучения – более структурированы, чем неформальные, их состав не меняется в течение более длительного периода, им даются более сложные задания.

Основными характеристиками кооперативного обучения являются:

1) позитивная взаимная зависимость (positive interdependence) – студенты – члены команды обязаны полагаться друг на друга, чтобы достичь своей цели;

2) персональная ответственность (personal accountability) – все члены команды ответственны за свою часть работы, так как успех всей команды зависит от индивидуальной работы каждого обучающегося - члена команды;

3) навыки работы в команде (appropriate collaborative skills) – студенты стимулируются и мотивируются развивать следующие умения и навыки: строить взаимодоверие, руководить действиями других (лидерство), принимать решения, общаться и улаживать конфликты;

4) командное взаимодействие (group processing) – члены группы вместе формулируют цели для всей группы, периодически оценивают работу всей команды и определяют недостатки в командной работе для того, чтобы в будущем функционировать еще лучше;

5) разнородность группы (heterogeneous groups) – каждый выигрывает от того, что работает с отличными от него самого людьми в группе.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы обучающийся захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности студентов не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: