Изучение нового материала

14.04.2020                              

Урок: СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 9 класс

Цель урока:    формирование системы знаний семейного права

Задачи урока:

Обучающие

-   Раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака

- Рассмотреть правовые основы семейно-брачных отношений;

- Охарактеризовать права и обязанности супругов, родителей и детей в семье.

 

Развивающие:

- продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам;

- способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать

 собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

 

Воспитывающие:

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

-  формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию п

отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

 

Тип урока: изучение нового материала

План Урока:

 

     а) Условия заключения брака

     б) Правоотношения супругов

     в) Права и обязанности родителей

     г) Права и обязанности детей

     д) Условия расторжения брака

 

Изучение нового материала

2. Мотивация:

Рассмотрим ситуацию. Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя так и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современной России. Попытаемся проанализировать ситуацию.

 

- Почему такая ситуация стала возможна, почему Ксения попала в такое положение? (брак не был зарегистрирован)

Фактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости.

 

- Мог бы Александр просто так выставить Ксению из дома если бы брак был официально зарегистрированный в органах ЗАГСа? (нет)

- Почему? (потому что у мужа и жены появляются определённые права и обязанности, закреплённые в законе)

- Что такое семья в юридическом плане

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

          

Учитель:  

тема нашего урока – СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Задачи урока:

1) Раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака

2) Рассмотреть правовые основы семейно-брачных отношений;

3)Рассмотреть права и обязанности супругов, родителей и детей в семье.

 

Учитель: что мы будем понимать под семейными правоотношениями? (давайте запишем определение в тетради)

Семейные правоотношения - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей

 

Учитель: Вернёмся снова к ситуации Александра и Ксении. Какие два вида брака там упомянуты?

  фактический и юридический

(По мнению одного из российских специалистов в области семейных отношений – В. И. Зацепина, фактический брак люди рассматривают по-разному: подавляющее большинство женщин его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, а большинство мужчин – безбрачием, временным сожительством.)

Учитель: что такое брак?

.

БРАК  – добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создания семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

 

                                                            а) Условия заключения брака

Условия заключения брака:

1. Взаимное добровольное согласие

2. Достижение брачного возраста

3. Отсутствие других браков

4. Отсутствия близкого родства

5. Дееспособность

 

Учитель:

Первое условие означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле. Второе условие связано с достижением брачного возраста, который в нашей стране одинаков для мужчины и женщины – 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов. Однако при наличии уважительных причин (призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка) брачный возраст может быть снижен до 16 и даже 14 (в исключительных случаях) лет. Третье условие содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке. Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции. Четвёртое условие создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии (отец, дочь, внучка), а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети.

И, наконец, пятое условие – отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто-то из них признан судом недееспособным. Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы.

 

Учитель: семейные правоотношения регулируются нормами семейного права, основным источником которого является, как вам известно, Семейный кодекс ДНР. Он опирается на положения Конституции, принципы и нормы международного права и определяет всю систему российского семейного законодательства.

 

         

 

 

                          Правоотношения супругов

 

         Права супругов.

 

1. Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.

2. Право на выбор фамилии.

3. Равные права родителей в воспитании детей.

4. Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.

 

      Обязанности супругов.

1. Содействовать благополучию и укреплению семьи.

2. Заботиться о благосостоянии своих детей.

3. Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.

4. Платить алименты на содержание детей.

 

             Собственность супругов

        Личная собственность

- имущество, принадлежащее до вступления в брак

- имущество, полученное в дар или по наследству

- вещи индивидуального пользования

 

       Совместная собственность

- имущество, нажитое во время брака

- зарплата, пенсии, пособия.

- квартиры, дачи, автомобили

- ценные бумаги и вклады в банке

- доходы от предпринимательской деятельности

- Предприятия.

 

 

Задание. Распределить предложенные ученикам карточки с примерами имущества на две группы – «Моё» и «Наше», объяснить свой выбор на основании закона.

Ø доходы супруга от трудовой деятельности во время брака

Ø фирма супруга, основанная до вступле­ния в брак

Ø машина, приобретенная супругом до вступления в брак

Ø  пенсия супруга во время брака

Ø пособие по уходу за ребенком во время брака

Ø доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака

Ø пальто супруга, приобретенное во время брака

Ø бриллиантовое колье жены, приобретен­ное во время брака

Ø электрическая бритва супруга, приобре­тенная во время брака

Ø соболья шуба жены, приобретенная во время брака

Ø туфли супруга, приобретенные во время брака

Ø доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака

Ø телевизор, полученный супругом в пода­рок во время брака

Ø дом, полученный супругом по наследству во время брака

 

Брачный договор – это соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке или в случае его расторжения.

                      Права и обязанности родителей            

 

                 Права и обязанности родителей:

› Родители имеют равные права и несут равные обязанности за воспитание и развитие своих детей.

› Право на общение с ребёнком (если проживают отдельно)

› Обязаны дать ребенку имя, отчество и фамилию.

› Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

› Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

›  Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

 

                             Права и обязанности детей

Права и обязанности детей:

 1. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

 2. Жить и воспитываться в семье

3.  На общение с родителями и другими родственниками

4.  На защиту своих прав и законных интересов.

5.  Выражать своё мнение (С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при

          решении вопросов, затрагивающих его интересы)                         

6.  Имущественные права

7. Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

                            

           д) Условия прекращения и порядок  расторжения брака

 

               Основания для прекращения брака

1. В следствии смерти одного из супругов

2. В следствии объявления одного из супругов умершим

3. По заявлению одного или обоих супругов.

4. Признание брака недействительным (фиктивный брак, нарушены условия заключения брака)

 

Закон предусматривает две процедуры расторжения брака:

      1. судебная;

      2. административная  (в органах ЗАГСа).

 

 

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

 

В органах ЗАГС В суде.
- супруги не имеют общих несовершенных детей - признан судом безвестно отсутствующим - признан недееспособным - осужден к лишению свободы на срок свыше трёх лет - супруги имеют общих несовершеннолетних детей - один из супругов уклоняется от развода в органах ЗАГСа - суд установил невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранение семьи.

 

 

 4. Закрепление изученного материала.

  1. Какое условие обязательно для заключения брака?

1) наличие у жениха и невесты среднего образования

2) призыв жениха на военную службу

3) наличие у жениха или невесты стабильного источника доходов

4) взаимное согласие жениха и невесты.

  1. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей и детей?

А. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на общение с ребёнком

Б. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения не верны

  

 3. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях супругов?

А. Каждый супруг свободен в выборе занятий.

Б. Каждый супруг свободен в выборе места жительства и пребывания.

 

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения не верны

 

5. РЕФЛЕКСИЯ

 

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

- & 18, решить задачи (устно)

 Заполнить таблицу «Права и обязанности родителей и детей»

 

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

Права Обязанности Права Обязанности
       

 

 

Задачи (устно)

1. Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою

 12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?

1)знать своих родителей

2) свободно выражать свои мысли

3) жить и воспитываться в семье

 4) получать образование

 

2. Сергей и Юля обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС не приняли это заявление. Какая информация могла повлиять на их решение?

1) Невеста – мать двоих несовершеннолетних детей.

2) Жених не имеет постоянной работы.

3) Жених состоит в другом браке, но со своей женой не проживает.

4) Невеста на много лет старше жениха.

 

3. При разводе родителей суд учитывает мнение ребёнка, достигшего

   1) 6 лет

   2)  10 лет

   3) 14 лет

   4) 16 лет

 

4. Верны ли следующие суждения о правовом регулировании семейных отношений?

А. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.

Б. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

 

5. Совершеннолетние Рита и Герман подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали молодым в принятии заявления. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?

 

1) Герман удочерил Риту, когда она была ребёнком

 2) Герман преподавал в той школе, где училась Рита

3) Герман был другом отца Риты.

4) Герман и Рита придерживаются различных вероисповеданий.

 

                                           

 

1. Родители в течение нескольких лет не могли выбрать имя для своего родившегося ребёнка и не регистрировали его рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) жить в семье

2) на имя и фамилию

3) знать своих родителей

4) на образование

 

2. Супруги решили расторгнуть брак. При каком условии этот вопрос может быть решён только в суде?

1) Супруги ведут совместный бизнес.

2) Супруги прожили вместе более трёх лет.

3) У супругов есть общие несовершеннолетние дети.

4) Супруги заключали брачный договор.

 

3. Совершеннолетние Иван и Мария подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?

1) У Ивана и Марии один отец, но разные мамы.

2) Мария – католичка, а Иван – православный.

3) Мария старше Ивана на 18 лет.

4) Иван – вдовец, а Мария ни разу не была замужем

 

4. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

А.Для вступления в брак необходимо наличие постоянного источника доходов у жениха и невесты.

Б.Для вступления в брак необходимо достижение установленного законом брачного возраста.

  1)верно только А

  2)верно только Б

  3)верны оба суждения

  4)оба суждения неверны

 

5. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей?

А. Родители имеют право и обязаны содержать и воспитывать своих несовершеннолетних детей.

Б. Родители обязаны обеспечить получение своими детьми профессионального образования.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

 

                                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: