14.04.2020
Урок: СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 9 класс
Цель урока: формирование системы знаний семейного права
Задачи урока:
Обучающие
- Раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака
- Рассмотреть правовые основы семейно-брачных отношений;
- Охарактеризовать права и обязанности супругов, родителей и детей в семье.
Развивающие:
- продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам;
- способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать
собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону
- формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию п
отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
Тип урока: изучение нового материала
План Урока:
а) Условия заключения брака
б) Правоотношения супругов
в) Права и обязанности родителей
г) Права и обязанности детей
д) Условия расторжения брака
Изучение нового материала
2. Мотивация:
Рассмотрим ситуацию. Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя так и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современной России. Попытаемся проанализировать ситуацию.
- Почему такая ситуация стала возможна, почему Ксения попала в такое положение? (брак не был зарегистрирован)
Фактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости.
- Мог бы Александр просто так выставить Ксению из дома если бы брак был официально зарегистрированный в органах ЗАГСа? (нет)
- Почему? (потому что у мужа и жены появляются определённые права и обязанности, закреплённые в законе)
- Что такое семья в юридическом плане
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью.
Учитель:
тема нашего урока – СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Задачи урока:
1) Раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака
2) Рассмотреть правовые основы семейно-брачных отношений;
3)Рассмотреть права и обязанности супругов, родителей и детей в семье.
Учитель: что мы будем понимать под семейными правоотношениями? (давайте запишем определение в тетради)
Семейные правоотношения - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей
Учитель: Вернёмся снова к ситуации Александра и Ксении. Какие два вида брака там упомянуты?
фактический и юридический
(По мнению одного из российских специалистов в области семейных отношений – В. И. Зацепина, фактический брак люди рассматривают по-разному: подавляющее большинство женщин его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, а большинство мужчин – безбрачием, временным сожительством.)
Учитель: что такое брак?
.
БРАК – добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создания семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
а) Условия заключения брака
Условия заключения брака:
1. Взаимное добровольное согласие
2. Достижение брачного возраста
3. Отсутствие других браков
4. Отсутствия близкого родства
5. Дееспособность
Учитель:
Первое условие означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле. Второе условие связано с достижением брачного возраста, который в нашей стране одинаков для мужчины и женщины – 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов. Однако при наличии уважительных причин (призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка) брачный возраст может быть снижен до 16 и даже 14 (в исключительных случаях) лет. Третье условие содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке. Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции. Четвёртое условие создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии (отец, дочь, внучка), а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети.
И, наконец, пятое условие – отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто-то из них признан судом недееспособным. Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы.
Учитель: семейные правоотношения регулируются нормами семейного права, основным источником которого является, как вам известно, Семейный кодекс ДНР. Он опирается на положения Конституции, принципы и нормы международного права и определяет всю систему российского семейного законодательства.
Правоотношения супругов
Права супругов.
1. Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.
2. Право на выбор фамилии.
3. Равные права родителей в воспитании детей.
4. Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.
Обязанности супругов.
1. Содействовать благополучию и укреплению семьи.
2. Заботиться о благосостоянии своих детей.
3. Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.
4. Платить алименты на содержание детей.
Собственность супругов
Личная собственность
- имущество, принадлежащее до вступления в брак
- имущество, полученное в дар или по наследству
- вещи индивидуального пользования
Совместная собственность
- имущество, нажитое во время брака
- зарплата, пенсии, пособия.
- квартиры, дачи, автомобили
- ценные бумаги и вклады в банке
- доходы от предпринимательской деятельности
- Предприятия.
Задание. Распределить предложенные ученикам карточки с примерами имущества на две группы – «Моё» и «Наше», объяснить свой выбор на основании закона.
Ø доходы супруга от трудовой деятельности во время брака
Ø фирма супруга, основанная до вступления в брак
Ø машина, приобретенная супругом до вступления в брак
Ø пенсия супруга во время брака
Ø пособие по уходу за ребенком во время брака
Ø доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака
Ø пальто супруга, приобретенное во время брака
Ø бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака
Ø электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака
Ø соболья шуба жены, приобретенная во время брака
Ø туфли супруга, приобретенные во время брака
Ø доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака
Ø телевизор, полученный супругом в подарок во время брака
Ø дом, полученный супругом по наследству во время брака
Брачный договор – это соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке или в случае его расторжения.
Права и обязанности родителей
Права и обязанности родителей:
Родители имеют равные права и несут равные обязанности за воспитание и развитие своих детей.
Право на общение с ребёнком (если проживают отдельно)
Обязаны дать ребенку имя, отчество и фамилию.
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Права и обязанности детей
Права и обязанности детей:
1. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
2. Жить и воспитываться в семье
3. На общение с родителями и другими родственниками
4. На защиту своих прав и законных интересов.
5. Выражать своё мнение (С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при
решении вопросов, затрагивающих его интересы)
6. Имущественные права
7. Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях
д) Условия прекращения и порядок расторжения брака
Основания для прекращения брака
1. В следствии смерти одного из супругов
2. В следствии объявления одного из супругов умершим
3. По заявлению одного или обоих супругов.
4. Признание брака недействительным (фиктивный брак, нарушены условия заключения брака)
Закон предусматривает две процедуры расторжения брака:
1. судебная;
2. административная (в органах ЗАГСа).
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА
| |
В органах ЗАГС | В суде. |
- супруги не имеют общих несовершенных детей - признан судом безвестно отсутствующим - признан недееспособным - осужден к лишению свободы на срок свыше трёх лет | - супруги имеют общих несовершеннолетних детей - один из супругов уклоняется от развода в органах ЗАГСа - суд установил невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранение семьи. |
4. Закрепление изученного материала.
- Какое условие обязательно для заключения брака?
1) наличие у жениха и невесты среднего образования
2) призыв жениха на военную службу
3) наличие у жениха или невесты стабильного источника доходов
4) взаимное согласие жениха и невесты.
- Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей и детей?
А. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на общение с ребёнком
Б. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
3. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях супругов?
А. Каждый супруг свободен в выборе занятий.
Б. Каждый супруг свободен в выборе места жительства и пребывания.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
5. РЕФЛЕКСИЯ
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- & 18, решить задачи (устно)
Заполнить таблицу «Права и обязанности родителей и детей»
РОДИТЕЛИ | ДЕТИ | ||
Права | Обязанности | Права | Обязанности |
Задачи (устно)
1. Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою
12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?
1)знать своих родителей
2) свободно выражать свои мысли
3) жить и воспитываться в семье
4) получать образование
2. Сергей и Юля обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС не приняли это заявление. Какая информация могла повлиять на их решение?
1) Невеста – мать двоих несовершеннолетних детей.
2) Жених не имеет постоянной работы.
3) Жених состоит в другом браке, но со своей женой не проживает.
4) Невеста на много лет старше жениха.
3. При разводе родителей суд учитывает мнение ребёнка, достигшего
1) 6 лет
2) 10 лет
3) 14 лет
4) 16 лет
4. Верны ли следующие суждения о правовом регулировании семейных отношений?
А. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.
Б. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5. Совершеннолетние Рита и Герман подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали молодым в принятии заявления. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?
1) Герман удочерил Риту, когда она была ребёнком
2) Герман преподавал в той школе, где училась Рита
3) Герман был другом отца Риты.
4) Герман и Рита придерживаются различных вероисповеданий.
1. Родители в течение нескольких лет не могли выбрать имя для своего родившегося ребёнка и не регистрировали его рождение. Какое право ребёнка было нарушено?
1) жить в семье
2) на имя и фамилию
3) знать своих родителей
4) на образование
2. Супруги решили расторгнуть брак. При каком условии этот вопрос может быть решён только в суде?
1) Супруги ведут совместный бизнес.
2) Супруги прожили вместе более трёх лет.
3) У супругов есть общие несовершеннолетние дети.
4) Супруги заключали брачный договор.
3. Совершеннолетние Иван и Мария подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?
1) У Ивана и Марии один отец, но разные мамы.
2) Мария – католичка, а Иван – православный.
3) Мария старше Ивана на 18 лет.
4) Иван – вдовец, а Мария ни разу не была замужем
4. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?
А.Для вступления в брак необходимо наличие постоянного источника доходов у жениха и невесты.
Б.Для вступления в брак необходимо достижение установленного законом брачного возраста.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей?
А. Родители имеют право и обязаны содержать и воспитывать своих несовершеннолетних детей.
Б. Родители обязаны обеспечить получение своими детьми профессионального образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны