Перечислите нормы устной речи. Дайте им характеристику (определение). Приведите примеры (2-3 разные виды) (Билет № 3 – ДЗ)

4. Дайте определение понятий «фонетика», «орфоэпия», «артикуляция», «орфоэпические нормы». Приведите примеры нарушения произношения гласных и согласных (2-3).

(Билет № 4 – ДЗ).

5. Дайте определение понятия «орфоэпическая норма». Приведите примеры нарушения произношения гласных и согласных (2-3) (Билет № 5 – ДЗ).

Дайте определение понятия «акцентологическая норма». Приведите примеры (2-3 разных частей речи) (Билет № 6 – ДЗ).

Перечислите нормы письменной речи. Дайте им характеристику (определение).

Приведите примеры (2-3 на разные нормы) (Билет № 7 – ДЗ).

Дайте определение понятий «орфография», «орфографическая норма». Приведите 2-3 примера на разные виды орфограмм (Билет № 8 – ДЗ).

Дайте определение понятия «пунктуационная норма». Приведите 2-3 примера на разные виды пунктограмм (Билет № 9 – ДЗ).

Перечислите нормы, относящиеся одновременно к устной и письменной речи. Охарактеризуйте 2-3 их них. Приведите 2-3 примера на разные виды норм

(Билет № 10 – ДЗ).

Дайте определение понятий «морфология», «морфологическая норма». Приведите примеры (2-3 на разные части речи) (Билет № 11 – ДЗ).

Дайте определение понятий «лексика», «синонимы», «антонимы», «паронимы».

Приведите примеры нарушений, связанных с паронимами (2-3) (Билет №12 – ДЗ).

Дайте определение понятия «лексическая норма». Перечислите виды нарушения лексической нормы. Приведите 2-3 примера разных нарушений лексической нормы  (Билет № 13 – ДЗ).

Дайте определение понятий «фразеология», «фразеологическая норма». Приведите примеры нарушения фразеологической нормы (2-3) (Билет № 21 – ДЗ).

Дайте определение понятия «синтаксическая норма».

Перечислите основные типы синтаксических норм-ошибок. Приведите примеры (2-3).

(Билет № 22 – ДЗ).

Запишите ответы с примерами в тетрадь для подготовки к ДЗ.

Домашнее задание:

К занятию №2:

Изучите «Обращение к студентам».

2.Скопируйте все необходимые для обучения материалы:

1) Учебное пособие – автор-составитель Бабуркина Л.А.;

Приложения к учебному пособию № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Принесите тетрадь в линейку для самостоятельных работ(18 л.).

4.§ 1 - Блок информации (выучите все определения, выделенные жирным шрифтом).

5.Контрольные вопросы к § 1. Ответьте на вопросы, относящиеся к ДЗ, и запишите их в специальную тетрадь для подготовки к ДЗ с примерами (2-3 примера).

Словарная работа к занятию № 1 (1): выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Упражнение 2(1, 2).

Повторите правила правописания безударных гласных в корне слова.

Повторите правила постановки тире в простом предложении (см. Приложение №6).

Повторите правила выполнения синтаксического разбора простого предложения (см. Приложение № 4).

Вспомните виды односоставных предложений (см. Приложение № 4).

Вспомните, чем может быть осложнено простое предложение (см. Приложение № 4).

К занятию №3:

Словарная работа к занятию №2 (2): выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Самостоятельная работа «Проверь себя». После выполнения самостоятельной работы проверьте правильность Вашей работы по ответам, которые даны в конце учебного пособия.

Запомните правописание слов медицинской терминологии из ОР (2) и СР.

Повторите постановку знаков препинания при однородных членах (см. Приложение №6).

Индивидуальное задание.

Подготовьте сообщение на выбранную вами тему:

Разновидности русского языка.

Основные функции языка.

Русский язык в современном мире.

Понятие речевой коммуникативности.

Виды речевой деятельности.

Занятие № 3

Нормы устной речи

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение

(см. Приложение № 1). Запомните правописание этих слов.

П а т о л`огия, ан е м`ия, д и сфаг`ия, аб с ц`е сс, рен т г`ен

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы. От чего зависит написание чередующейся гласной в корне? Объясните правописание (см. Приложение №5).Какие слова являются исключениями из правила?

Уб…раю, отп…рать, зам…реть, выч…тание, соч…тание, бл…стеть, бл…стательный, расст…латься, изл…гать, предпол…жение, к…снуться, к…сательная, р…стение, р…внина, выр…щенные овощи, поле зар…сло травой, р…стки прор…сли, отр…сль промышленности, соб…рать, ст…рать, зап…реть, заг…релый, оз…рение, тв…рить, непром…каемый, зар…внять.

 

Пунктуационная разминка

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Вспомните, когда определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, а когда  -  не обособляются (см. Приложение №6).

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (см. Приложение №4).

При анемии вызванной недостатком фолиевой кислоты в пище могут возникать стоматит воспаление языка желтизна кожи покалывания в руках и ногах.

2.Обогащенная железом пища может помочь при анемии.

 

Тест для контроля исходного уровня знаний

1.Букв больше, чем звуков в слове:

1) разъяриться

2) вьюжный

3) старьёвщик

4) свадебное

2.Сочетание ЧН произносится как [ШН] в слове:

1) дачный

2) скучно

3) точный

4) вечный

3.Произношение слов прачечная, трио, грубошёрстный верно указано в ряду:

1) праче[ч'н]ая, три[о], грубош[о]рстный;

2) праче[шн]ая, три[а], грубош[э]рстный;

3) праче[шн]ая, три[о], грубош[о]рстный;

4) праче[ч'н]ая, три[о], грубош[о]рстный.

4.При произношении сохраняется безударный звук [О] в слове:

1) аромат

2) бокал

3) радио

4) конспект

5.При произношении не сохраняется безударный звук [О] в слове:

1) боа

2) ноктюрн

3) трио

4) бордовый

6.Оглушение согласных происходит в ряду слов:

1) березка, дорожка, уловка, вчера

2) сделать, сбежать, футбол, вокзал

3) нести, зонтик, гонщик, боязнь

7.Мягко произносится согласный перед Е в слове:

1) ателье

2) бассейн

3) генетика

4) эстетика

8.Твёрдо произносится согласный перед Е в слове:

1) дебют

2) сессия

3) терапевт

4) шедевр

9.Буквенное сочетание произносится как [ШН] в слове:

1) библиотечный

2) конечно

3) конечный

4) яблочный

10.В каком слове произносится звук [т’]?:

1)территория

2)тенденция

3)тест

4)ателье

 

Блок информации

Фонетика (от греч. – звук) – раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

Звук речи – кратчайшая, далее неделимая единица речи, произносимая за одну артикуляцию.

Артикуляция (от лат. – членораздельно разговаривать)   –  работа органов речи, направленная на производство звуков.

Орфоэпия (orthos – «прямой, прозрачный», epos – «речь» )  -  это совокупность правил литературного произношения.

Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетании с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах. Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке, но в дальнейшем они видоизменялись. На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Например: [коне чн о] вместо [коне шн о], [больш ого ] вместо [больш овъ ]. 

Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается.

 

Орфоэпические нормыэто нормы, связанные с произношением звуков, их сочетаний, отдельных слов, грамматических форм.

 

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: